Но вернемся обратно к ложе... каждый офицер не только исполняет свои обязанности, но так или иначе символически связан с частью человеческого механизма.
Как мы уже убедились, самый старший - это Досточтимый Мастер, говоря военным языком - главнокомандующий ложи. Он символизирует духовное начало в человеке. И когда мы слышим голос Всевышнего, наш ответ всегда должен быть незамедлительным. Поэтому на все действия Досточтимого Мастера ложа всегда отвечает. Если он стучит молотком, все остальные повторяют за ним. Он представляет Божественное начало. Без этого начала мы бы не достигли нашего уровня развития. Но с ним мы становимся больше, чем просто людьми.
Поэтому все действия в ложе осуществляются под контролем Досточтимого Мастера. По словам одного из историков по братству, «это негаснущий огонь Масона-каменщика, который, будучи вечным и бессмертным, продолжает светить, когда все временное и смертное исчезло».
Продолжим проводить аналогию с военным делом: Старший Надзиратель является вторым по значимости, но символически он еще является и противником старшего офицера.
Поскольку Мастер - это духовность, то Старший Надзиратель - это олицетворение души, что больше ассоциируется с физической стороной жизни, с чем-то если не имеющим связи с великим светом души, то не имеющим вообще никакого света.
И как наш ум зависит от солнечного света, посылаемого на землю, так и Старший Надзиратель на западе зависит от власти, исходящей от Мастера на востоке и которую он передает остальным членам ложи.
На юге находится Младший Надзиратель, олицетворяющий гармоничное слияние и взаимодействие духовного и душевного. Масон, перешедший во 2-й градус, осознает, что Всевышний - это часть его самого. Озарение приходит только при постоянной работе над собственными несовершенством и ограниченностью. Символизируя просвещение, именно Младший Надзиратель помогает в проведении церемонии при переходе во 2-й градус, то есть от Ученика к Подмастерью:
Досточтимый Мастер: Брат Младший Надзиратель, состоишь ли ты в градусе Подмастерья?
Младший Надзиратель: Да, испытай меня, проверь меня.
Досточтимый Мастер: Каким инструментом строительства тебя проверить?
Младший Надзиратель: Угольником.
Досточтимый мастер: Угол девяноста градусов, образующий четвертую часть круга.
Старший Первосвященник является помощником и эмиссаром, связующим звеном между востоком и западом. Младший Первосвященник исполняет те же обязанности, что и Старший, являясь связующим звеном между севером и югом.
Действия Внутреннего Стража контролирует Младший Первосвященник. Действия Внутреннего Стража являются зеркальным отражением действий Внешнего Стража.
Рискуя повеселить тех, кто воспринимает франкмасонство примерно как организацию, основанную на взаимовыгоде (ты почеши мне спинку, а за это я почешу тебе), а масонские собрания — как предлог для вкусного ужина, мы можем трактовать символические значения, приписываемые различным офицерам, следующим образом:
Досточтимый Мастер - Духовность; Старший Надзиратель - Душа; Младший Надзиратель - Ум.
Старший Первосвященник - Связь между духовностью и душой; Младший Первосвященник - Связь между душой и умом; Внутренний Страж - Внутренний мир человека.
Внешний Страж - Внешний мир человека.
Председателем собрания является Мастер, часто именуемый как «Досточтимый Мастер». Бывшие Мастера, служившие, как видно по титулу, Мастерами ложи, также обычно присутствуют на собраниях. Как мы уже убедились, сразу за Мастером следует Старший Надзиратель, затем Младший Надзиратель,
Когда все члены ложи собрались, Мастер открывает собрание ударом полотка (или серией ударов, зависит от статуса ложи), который часто дублируется Надзирателем.
Затем следует диалог между Мастером и одним из Надзирателей. В нем Мастер дает указания по охране ложи и по исполнению различных обязанностей. Он, например, может спросить, где находятся Привратники и что входит в их обязанности.
Когда Мастер удостоверился, что все соответствует правилам и все офицеры находятся на должных местах и осознают свои обязанности, он заявляет, что ложа сформирована в соответствии со всеми требованиями. Перед тем как заявить об открытии, Мастер просит благословения у Великого Архитектора Вселенной. И сообщает, что в ложе соблюдены все правила, поэтому он просит, чтобы собрание прошло в мире и закончилось в гармонии.
После этого следует череда ударов молотком, что символизирует открытие собрания. Собравшиеся братья занимают свои места, и ложа начинает работу. Если появляются сомнения о праве какого-либо члена на присутствие, их просят поклясться, что они действительно входят в ложу и что они не были исключены из нее.
Именно на таких собраниях новичков посвящают в градус Ученика. Затем в Подмастерье и Мастера-Каменщика.
Методика, описанная в этом разделе, могла поменяться с тех пор, как ее применяли в одной из лож XIX в., однако стоящая за ней философия едина для всех лож по всему миру.
Кандидат, вступающий в первый градус Ученика, образно говоря, должен быть допущен в Храм Царя Соломона. Он обязан подписать декларацию, что он желает стать масоном. Затем декларацию передают в ложу, где она должна быть одобрена. Решение о вступлении кандидата обычно определяется закрытым голосованием.
На церемонии одного из братьев, часто Дворецкого, посылают в прихожую, в которой ждет сам кандидат. Ричард Карлиль, основываясь на источниках XIX в., пишет:
Перед посвящением у кандидата изымают все деньги и «металлы».
Правую руку, левую грудь и левое колено обнажают и снимают правый ботинок. На глаза надевают повязку, а на шею — веревку, называемую Буксирным Тросом, с мечом, указывающим на грудь.
В таком виде дворецкий приводит кандидата к Привратнику, или Внешнему Стражу. Привратник осматривает кандидата и, если кандидат подготовлен по всем правилам, объявляет о его появлении в ложе тремя ударами лаю лотка.
При вступлении все франкмасоны дают клятву «никогда не раскрывать часть или части, пункт или пункты, секреты и тайны или принадлежность к вольным и принятым каменщикам, которые были и будут связаны со мной».
Наказание за нарушение клятвы больше похоже на кошмарный сон: «...мне перережут горло, вырвут язык, тело закопают в морском песке на небольшой глубине или на глубине залегания якоря, где всегда бывают отливы и приливы». Или нарушителя могут объявить клятвопреступником, лишенным всяких моральных устоев и непригодным для вступления в какую-либо другую ложу. (Нетрудно догадаться, кто что предпочтет!)
После произнесения клятвы церемония продолжается: вступившему Ученику раскрываются различные секреты и значение знаков (рукопожатие и пароль «Вооз»), а также преподносятся инструменты (24-дюймовая масштабная линейка, молоток и мастерок). Мастер разъясняет практическое назначение каждого инструмента.
Первым инструментом, попадающим в руки рабочего, является линейка, с помощью которой он измеряет и определяет размер и масштаб предстоящей работы, а также подсчитывает время и силы, которые она потребует.
Молоток используют разные ремесленники, и в зависимости от ремесла его называют по-разному. Но все признают, что без него не обойтись в ручном труде.
Его уникальность состоит в том, что им можно работать по любой поверхности.
Но в масонстве главное - не практическое назначение каждого инструмента, с его символика. Так, 24 деления на линейке символизируют 24 часа суток, что позволяет Ученику правильно распределять время ни молитву, труд, отдых и сон.
Молоток как бы говорит, что мастерство без усилия бесполезно: человек рожден для труда - сердце чувствует, а голова думает впустую, если руки не могут работать.
А мастерок показывает, что для достижения совершенства необходимо упорство.
Все вместе они указывают Ученику, что «знание, основанное на точности, достигнутой при помощи труда и упорства, превзойдет все невзгоды, прогонит невежество и привнесет счастье в процесс познания».
Затем Мастер поздравляет Ученика со вступлением в древнее и почетное братство франкмасонов и сообщает ему об обязанностях и обязательствах перед Всевышним, его «соседями» и самим собой. Он советует нововступившему франкмасону быть благоразумным и справедливым в своих поступках, сдержанным и не терять стойкости духа. Также делается акцент на секретность, верность и послушание.
Затем Мастер переходит к рассказу о чертежной доске Первого градуса.
Раньше на этих досках, также известных как опорные доски, архитекторы или строители чертили план первого этажа здания. Также на досках представляли наглядное символическое описание постулатов, связанных с определенной степенью.
В своей книге «Франкмасонство. Путешествие через ритуалы и символы» У. Кирк Мак-Натли (Thames& Londoon, London, 1991) описывает символику чертежных досок. Предметы, изображенные на каждой доске, имеют не только символическое значение, но также и психологическое.
Доска Первого градуса, изображающая мозаичный пол и возвышающиеся колонны, лестницу Иакова, пылающий центр и сияющее солнце, символизирует человека и его место в мире. Чертежная доска Второго градуса изображает лестницу Иакова, символизирующую лестницу, по которой франкмасон должен подняться на своем духовном пути развития, отвернувшись от мира физического, чтобы уделить все внимание духовному развитию.
Доска третьего градуса воплощает в себе представление о том, что только через смерть человек может осознать все возможности, предлагаемые жизнью.
Если кандидат должен перейти во Второй градус, то сначала открывается Ложа Первого градуса (на которой все присутствующие, кроме самого кандидата, имеют, по крайней мере, градус Подмастерья). Кандидата спрашивают, где его готовили во вступление в масонство (правильный ответ в этом случае - «В моем сердце»), а затем задают еще несколько прописанных вопросов, на которые есть такие же прописанные ответы.
Будущий Подмастерье должен поклясться, что он сохранит в секрете рукопожатие и пароль, ведущий к дверям ложи, в которую он желает быть принятым. После этого кандидата выводят из зала.
Теперь открыта Ложа Второго градуса. Для этого Мастер-Надзиратель дает указания о приведении ложи в порядок. Затем он спрашивает Младшего Надзирателя, какой должен быть следующий шаг. При ответе «увидеть переход брата в Подмастерье» он сначала спрашивает младшего офицера, состоит ли он сам в градусе Подмастерья, а затем «каким инструментом это будет доказано». Убедившись, что Младший Надзиратель не лжет, Мастер просит его доказать тремя знаками, что все присутствующие также состоят в градусе Подмастерья.
Довольный тем, что все присутствующие в ложе перешли во второй градус, Мастер объявляет, что ложа сформирована, но перед ее открытием он просит благословения у Великого Геометра, или Архитектора Вселенной. Теперь он заявляет на угольнике (первый из рабочих инструментов Второго градуса; именно на угольнике Младший Надзиратель доказал свой градус) о готовности ложи к голосованию.
Раздаются должные удары молотка, собравшиеся занимают свои места. В это время в прихожей Привратник требует у кандидата пароль и пожатие. Затем следует стук в дверь, и Внутренний Страж спрашивает, кто там. Внутренний Страж докладывает Мастеру, что за дверью стоит посвященный Брат, проделавший огромный духовный путь и заслуживающий перейти во Второй градус. Он также заверяет Мастера, что кандидат подготовлен должным образом.
Как пишет Ричард Карлиль (ранее цитируемый), церемония продолжается дальше, и в зал входит кандидат с завязанными глазами, с обнаженными левой рукой, правой грудью, правым коленом и левой пяткой. Три раза его обводят вокруг ложи, затем просят встать на колени на угольник и циркули и дать клятву неразглашения секретности. За нарушение секретности следует жесточайшее наказание: все раннее описанные угрозы, но только теперь еще ему обещают вырвать сердце из груди и отдать на растерзание «диким птицам» или «хищникам».
После клятвы Мастер просит кандидата подняться, обращаясь к нему уже как к Подмастерью. Он передает пожатие Подмастерья и пароль «Jachin», таким образом, ссылаясь на Царя Соломона и его Храм.
Затем представляются инструменты Второго градуса: угольник, уровень и отвес. Угольник, используемый каменщиками для измерения и притесывания неровных углов, помогающий «привести грубые предметы в должную форму», символизирует нравственность. Уровень, измеряющий горизонтали, означает равенство. А отвес, измеряющий вертикали, означает справедливость и честность.
Затем зачитываются обязанности Второго градуса, и новому Подмастерью советуют «упорно добиваться добродетели». Ему также рекомендуют изучать гуманитарные науки, «геометрию и искусство каменной кладки». Его приглашают участвовать в обсуждениях и свободно высказывать свое мнение, но также уважать мнение остальных.
Также подчеркивается необходимость поддерживать не только братьев, нуждающихся в помощи, но и всех людей на земле.
После лекции о чертежной доске Второй степени ложа закрывается. Закрытие ознаменовывается церемонией: Мастер просит Старшего Надзирателя довести посвящение до конца. Он закрывает ложу во имя Великого Геометра Вселенной и по велению Досточтимого Мастера.
Третий градус, переход от Подмастерья к Мастеру- каменщику, - заключительный градус в Английской традиции. После него Мастер-Каменщик может перейти в Королевскую Арку, которая завершает путешествие, символически восстанавливая Храм.
В других традициях и уставах после Мастера.
Каменщика существует еще множество градусов -33 в Древнем и Принятом Шотландском Уставе, который широко распространен в США.
Церемония перехода к Третьему градусу обычно ассоциируется со смертью Хирама, человека, воздвигнувшего Храм Царя Соломона. Образное восстание из мертвых, что является частью ритуала, не символизирует воскресение, как, например, воскресение Христа у христиан. Оно означает потерю надежды и ее обретение.
Так же, как в ритуале Второго градуса, описанном выше, сначала открывается Ложа Первого градуса. На собрании, где Подмастерье должен перейти в градус Мастера-Каменщика или Третий градус, сначала открывается Ложа Второго градуса.
Кандидату задают ряд вопросов, и, дав клятву неразглашения тайн, он получает информацию, необходимую для перехода в следующий градус. Затем его выводят из ложи, чтобы подготовить к ритуалу. Обе руки, грудь, оба колена и пятки обнажены.
Пока идет подготовка к ритуалу, Мастер открывает Ложу Третьего градуса таким же образом, как и ложи низших градусов.
После представления кандидата он входит в ложу, где ему показывают рукопожатие и сообщают пароль, «Тубан Каин» (потом он также узнает тайное слово Масона-Каменщика - «Макабен», «Макбинна» или «Махабоун»). Затем он приклоняется перед Мастером Ложи, который просит Всевышнего дать сил кандидату для прохождения предстоящего испытания.
Затем кандидата три раза обводят вокруг ложи, показывая знаки и пожатия Ученика и Подмастерья представителям ложи. После очень долгой и торжественной клятвы, во время которой кандидат клянется, что если он нарушит клятву, его тело расчленят надвое, язык вырвут, останки превратят в пепел и развеять на север, юг, восток и запад так, чтобы от него не осталось и следа, начинается еще более долгий и торжественный ритуал. Кандидата символически ударяют по лбу, он вынужден инсценировать смерть Хирам Абиффа (см. с. 11). Затем Подмастерье посвящают в Мастера-Каменщика и раскрывают все секреты градуса.
Часть ритуала в градус Мастер.
В этот раз он получает поручейник сахарный, карандаш и циркуль. Первый инструмент - это символ непреклонности, завещанной в святом законе, второй напоминает ему, что за всеми словами и действиями следит Всевышний, перед которым мы отчитываемся до конца жизни. Циркуль означает неоспоримую справедливость Всевышнего.
В конце обряда новому Мастеру-Каменщику задают ряд вопросов, которые в одной из лож звучали следующим образом. Слегка архаичный язык раскрывает псе скрытые оттенки ритуала.
Как тебя готовили к переходу в градус Мастера-каменщика?
Обе мои руки, грудь, оба колена и пятки были обнажены.
На что ты вступил?
На два конца циркуля, направленных к моей груди.
При входе в хожу заметил ли ты что-нибудь необычное?
О да, кругом было темно, за исключением сверкающего огонька на востоке.
Правильно ли я понимаю, что смерть — это особая часть градуса?
О, да.
По какой причине?
По причине безвременной смерти Мастера Хирам Абиффа.
Какие инструменты использовали при его уничтожении?
Линейка, угольник и тяжелый молот.
Как ты проник к знанию этих тайн?
При посвящении в градус Мастера-Каменщика я старался изобразить его.
Как тебя посвящали?
По пяти постулатам Братства.
Я буду признателен тебе, если ты их перечислишь, а затем объяснишь их тайный смысл.
Первый - рука к руке; второй - нога к ноге; третий - колено к колену; четвертый - грудь к груди; пятый - рука на спине.
Первый - рука к руке. Я приветствую тебя как брата, и если возникнет необходимость в моей помощи или поддержке брату, я всегда готов прийти ему на помощь и спасти от падения, если я буду уверен, что он достоин моей помощи и не принесет вреда ни мне, ни моему окружению.
Второй - нога к ноге. Я буду поддерживать тебя во всех справедливых начинаниях. Леность не должна стать препятствием, а гнев не должен ослепить меня. Позабыв обо всех эгоистичных мыслях, я всегда незамедлительно приду на помощь, буду благосклонен к брату в беде, а особенно к брату-каменщику.
Третий - колено к колену. В таком положении я молюсь. Оно мне напоминает о твоих желаниях. Когда я взываю ко Всевышнему, о благосостоянии братьев я буду просить как о своем.
И как голоса младенцев восходят к престолу благодати, так и стремления страстного сердца будут восходить к благословенному обители, так как наши молитвы несомненно предназначены друг для друга.
Четвертый - грудь к груди. Моя грудь будет безопасным и священным хранилищем всех справедливых и должных секретов.
Секреты брата, мне доверенные, я буду хранить как свои, так как предать его доверие означает нанести ему величайший удар, который он не сможет выдержать морально. Более того, это будет похоже на жестокость убийцы, затаившегося в темноте, чтобы нанести удар безоружному или, по крайней мере, не готовому к встрече с ним противнику.
Пятое — рука на спине. Я буду поддерживать репутацию брата в его отсутствие, как будто он находится рядом со мной. Я не оскорблю его сам и не позволю остальным так поступить, если я буду в силах противостоять этому.
Таким образом, пятью постулатами братства мы связаны в единую, неделимую цепь из искренней привязанности, любви к братьям, успокоения и правды.
После завершения посвящения Мастер просит «тщательно облицевать» ложу. После совершения ритуала Мастер ложи обращается к Старшему Надзирателю со словами, напоминающими нам язык Шекспира: «Теперь наши работы завершены». И Старший Надзиратель с позволения Мастера может закрыть собрание.
Старший Надзиратель сообщает братьям, что по велению Мастера собрание объявлено закрытым. Его слова отдаются эхом в устах Младшего Надзирателя, раздаются удары молотка, и вместе с Внутренним Стражем и Привратником они закрывают собрание.
Священная Королевская Арка
После Третьего градуса в английской традиции Мастер-каменщик переходит в Священную Королевскую Арку, которая представляется как завершение градуса Мастера-Каменщика. Пароль Королевской Арки - «Амми Рухамах» (Мои люди нашли милосердие).
По Шотландскому уставу, широко распространенному в США, для вступления в Королевскую Арку кандидату необходимо состоять в градусе Мастера помечали свою работу. Мастер метки свою собственную Великую ложу и подчиненные ей ложи по всей Англии Ложа насчитывает около шести тысяч членов.
Много веков назад во время строительства соборов каменщики носили фартук из кожи ягненка, защищавший их одежду во время работ. Сегодня масоны продолжают его надевать, но уже не для того, чтобы сохранить свою одежду в чистоте, а как напоминание о том, что во франкмасонстве независимо от того, богат ты или беден, известен или нет, удачлив или несчастлив, все равны.
Обычный белый фартук Первого градуса олицетворяет чистоту души, которую Ученик пытается достичь в этом градусе. Светло-голубые розочки, появляющиеся на фартуке Второго градуса, указывают на начало духовного развития кандидата (светло-голубой - цвет неба, он традиционно ассоциируется с духовностью).
О развитии кандидата при переходе в градус Мастера-Каменщика свидетельствуют не только более богатые украшения на фартуке Мастера в голубом цвете, но и серебряные кисточки, и серебряный змий-искуситель (символ Всевышней мудрости), используемый для пристегивания завязок.
Офицеры Великой ложи носят еще более декорированные фартуки, символизирующие еще большую степень духовности, которую они достигли во время своего путешествия.
В 1914 г. Совет Объединенной Великой ложи работал над стандартизацией масонских регалий и украшений, предназначенных для каждого градуса. Несоблюдение установленных образцов было возможно только с позволения Великого мастера.
Офицерам выдавали простую, повседневную одежду наряду с богато расшитыми костюмами, отделанными золотыми кисточками, обрамленными голубым и изобилующими масонскими символами. Незабываемым остается одеяние президента Вашингтона на церемонии заложения краеугольного камня здания Капитолия в городе, носящем его имя.
Офицерам также выдавали символы-украшения же ложи, которые они обязаны были надевать на небесного цвета воротнички.
Сегодня с увеличением числа градусов по всему миру, особенно в США, где особенно популярен Шотландский обряд и орден рыцарей тамплиеров, дизайн этих символов богат и разнообразен. Так, например, Мастер-Каменщик может носить богато украшенную цепь, а при переходе из градуса в градус он надевает соответствующие своему градусу одеяния.
Посещение одного из магазинов, специализирующихся на масонском одеянии и украшениях, - это незабываемый опыт не только для членов братства, но и для обычных людей. В них представлен такой огромный выбор не только украшений и фартуков, лент и воротничков, но и изделий из керамики, стекла, галстуков, тисненых изделий из кожи, ежедневников, книг, медалей и других памятных вещей. Но украшения, безусловно, завораживают больше всего.
Слишком много существует орденов, и все они сильно отличаются друг от друга. И для каждого ордена существуют свои украшения. Украшения, описываемые здесь, носят офицеры Великой ложи. Все символы сделаны из золота или из какого-либо драгоценного желтого металла и обрамлены золотым кругом.
Бывший Великий мастер носит на четверть раскрытый циркуль, в центре которого находится треугольник. Мастер носит похожий символ, но в середине у него расположено солнце. Старшему Надзирателю полагается угольник, а Младшему - уровень. Для Хранителя - перекрещенные ключи, для Секретаря - перекрещенные ручки, а для Привратника - перекрещенные мечи.
Мантии ярких цветов, обилие золотых цепей, серебряные, золотые символы ложи - все это является дополнительным подтверждением богатства франкмасонства, а также напоминает нам о минувших временах, когда жизнь, возможно, была более красочной, чем сегодня».