МУЗЫКА
Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и выполняла тогда преимущественно утилитарную роль: вначале ритуальносуггестивную, а затем напев, повторяя ритм рабочих движений, облегчал их и способствовал труду; ритм служил объединению людей в едином процессе. Музыка закрепляет и развивает функцию звукового общения, связанную с человеческой речью.
Вначале музыка была неразрывно связана с литературой. Поэтическое произведение интонировалось мелодией, напевалось. Музыка находилась в синтезе и с танцем.
Музыка создает звуки особого свойства, которых нет в природе и которые не существуют вне музыки. Откуда же берутся эти звуки? Ж. Б. Дюбо писал, что живописец подражает формам и краскам природы, музыкант же подражает звукам, интонациям, вздохам, модуляциям голоса, словом, всем звукам, с помощью которых в самой природе выражаются чувства и страсти. Г. Спенсер также утверждает, что источник музыки — интонации страстно возбужденной речи. Музыкальный звук имеет интонационную природу. Первым музыкальным инструментом был голос. Основа музыки — ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию.
Первичное музыкальное обобщение речевых интонаций происходит в народных мелодиях, которые создавались и шлифовались сотнями лет. Интонации человеческой речи, лежащие в основе музыкального образа, всегда эмоционально насыщены, сотканы из человеческих чувств. Это-то и накладывает печать на особенности музыки, которая говорит с людьми на «непосредственном языке души», волнует человека, вызывает у него бесконечное многообразие эмоций и их оттенков. Музыка включает в себя звукоподражание, есть в ней и изобразительные моменты, но не они определяют ее специфику.
Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точные понятия, не создает зрительно ощутимые картины, не пересказывает события. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей. А мысль, как подчеркивал Б. Асафьев, чтобы стать звуковыраженной, становится интонацией. Музыка по своей природе динамична. Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий всю бесконечную гамму человеческих переживаний. Она — «поэзия Звука» (Л. Стоковский).
Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. В произведениях Л. Бетховена звучат отголоски суровых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей. Таков финал его Пятой симфонии. Р. Роллан эту музыку назвал эпопеей славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов.
На музыку, как на особо сложный вид искусства, образы которого обладают развитой изобразительностью, опирались интуи-тивистские эстетические концепции. Рационализм (Г. Лейбниц) определял музыку как скрытое арифметическое упражнение духа. По А. Шопенгауэру, музыка есть тайное метафизическое упражнение души, о котором она не может философствовать, непосредственный образ слепой, бессознательной, вездесущей воли; музыка чужда познанию видимого мира, поскольку независима от него и могла бы существовать, если бы мира совсем не было, чего нельзя сказать о других искусствах. О. Шпенглер, напротив, считал музыку высшей формой человеческого познания.
С современной точки зрения, музыка — отражение реальной действительности в эмоциональных переживаниях и окрашенных чувством идеях, выражаемых через звуки особого рода, в основе которых лежат обобщенные интонации человеческой речи.
Важнейшие элементы и выразительные средства музыкального языка — мелодико-интонационный строй, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.
Музыка близка архитектуре и огромной значимостью в ней ритма, и формой, далекой от форм самой жизни, а также высокой степенью художественного абстрагирования от конкретного жизненного материала, входящего в образ в «снятом» виде, и возможностями отражения не отдельных сторон и частностей жизни, а именно ее сердцевины, ее духа.
ХОРЕОГРАФИЯ
Хореография — эхо музыки. Танец — мелодичный и ритмичный звук, ставший мелодичным и ритмичным движением человеческого тела, раскрывающим характеры людей, их чувства и мысли о мире. Хореографический образ возникает из музыкально-ритмичных выразительных движений, дополняемых порой пантомимой, иногда специальным костюмом и вещами из бытового, трудового или военного обихода (оружие, платки, посуда и т.п.).
Основоположник балетного театра Ж.Ж. Новерр писал: «Вложенная в нас природой любовь к музыке влечет за собой и любовь к танцу. Оба эти искусства — братья, неотделимые друг от друга. Нежные и гармонические интонации одного из них вызывают приятные выразительные движения другого, сообща они являют увлекательные картины зрению и слуху».
Эмоциональное состояние человека выражается не только в голосе, но и в жестикуляции, характере движений. Даже походка человека может быть стремительна, радостна, печальна. Движения человека в повседневной жизни и в труде всегда так или иначе эмоционально интонированы, выразительны и подчинены определенному ритму. Танец веками шлифовал и обобщал эти выразительные движения, и в результате возникла целая система собственно хореографических движений, свой художественно выразительный язык пластики человеческого тела. Танец национален, он в обобщенной форме выражает характер народа.
Как и музыка, танец сначала существовал одновременно как творческое и исполнительское искусство (автор одновременно был и исполнителем). Позже, с усложнением этих искусств, сочинитель (композитор, балетмейстер) отделился от исполнителя (музыканта, танцора).
Танец возник в древности, еще в условиях первобытнообщинного строя, как художественное воспроизведение охоты и других трудовых процессов, как средство объединения людей. У австралийских племен танцем отмечалось всякое важное общественное событие, требующее массового действия: сбор плодов, начало охоты, посвящение юношей, военный поход.
В Древней Индии был разработан ряд стилей и школ танца с различной мимикой и выразительными движениями. В Древнем Египте танец входил в ритуал богослужения. У древних греков танец был также частью культа (экстатические пляски в честь Диониса, плавные, торжественные — в честь Аполлона). Кроме того, были развиты «пиррические» (военные), атлетические (спортивные) танцы, способствовавшие гармоничному воспитанию молодежи. Лукиан так описывает греческие танцы: «...ведет хоровод юноша, выполняющий сильные плясовые движения, — позднее они пригодятся ему на войне; за ним следует девушка, поучающая женский пол вести хоровод благопристойно, и таким образом как бы сплетается цепь из скромности и доблести». В Древнем Риме танец имел государственно-народное значение; среди высшего слоя общества были также распространены развлекательные (в частности, эротические) танцы.
В средние века искусство хореографии подвергалось гонениям официальных властей, но народное танцевальное искусство продолжало развиваться. В эпоху Возрождения танец вновь обретает популярность. В XVI в. возникают новые танцевальные формы: павана, куранта (медленные) и га-лярда, вольта (быстрые). В 1661 г. во Франции создается Королевская академия танца, разработавшая систему классической хореографии, которая сыграла большую роль в развитии балетного искусства. В конце XVII в. в Европе приобретают широкое распространение бальные танцы — гавот, полонез, менуэт, французское Просвещение (Вольтер, Руссо, Дидро), выступая против аристократии и абсолютизма, подвергло критике и их порождение — придворный балет за украшательство, культ бездумного развлечения, фривольность, штампы, рутину. В XVIII в. танец обретает развитую сюжетнодраматическую эмоциональную основу, что способствует развитию балетного искусства.
В России первое танцевальное представление «Балет об Орфее и Евридике» было поставлено в 1673 г. Музыка П. И. Чайковского, творчество балетмейстеров Ш. Дидло и М. Петипа, танцевальное искусство А. Истоминой и А. Павловой сформировали самобытную школу русского балета.
Советский балет продолжил замечательные традиции прошлого в творчестве Г. Улановой, М. Плисецкой, В. Чабукиани и др. Одновременно большое развитие получило искусство народного танца в ряде народных ансамблей («Березка», «Рэро» и др.). В современном балете хореография органически связана с действием и от него неотделима; это не украшение сюжета танцевальными номерами, а выявление его интонированной пластикой человеческих движений.
ФОТОГРАФИЯ
7 января 1839 г. изобретатель Л. Дагер впервые публично продемонстрировал перед французскими учеными и художниками изображения, полученные на серебряных пластинках. Это были снимки-миниатюры: вид Лувра, башни собора Парижской богоматери, набережная Сены, мастерская художника. Был найден способ светописи, воспроизведения предметов с помощью использования законов оптики и химии. Так художник Дагер совместно с изобретателем гелиографии Ж. Ньепсом положили начало фотографии.
Сразу же возникла проблема взаимоотношения фотографии и искусства. По поводу светоизображений художник П. Деларош представил записку в Академию наук, в которой подчеркивал возможности, открываемые фотографией перед искусством: «Живопись умерла с этого дня». Немецкий журнал «Kunstblatt» придерживался противоположного мнения: «Вообще говоря, открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества». А. Ламартин по поводу первых фотоснимков сказал: «Это — искусство, призванное сотрудничать с солнцем!» Ныне фотография стала видом искусства со своими специфическими особенностями.
Фото способно осуществить желание гётевского Фауста, за которое он отдал душу Мефистофелю: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фотография запечатлевает навечно факт жизни.
Фотоискусство — создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. Документальность — «золотое обеспечение» фото.
Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную. С развитием техники и мастерства фотообраз стал передавать и активное отношение художника к объекту (через ракурс съемки, .распределение света и теней, через передачу своеобразного «фотопленэра», то есть воздуха и рефлексов, отбрасываемых предметами, через умение выбрать момент съемки). Ныне фотография обрела цвет и стоит на пороге объемного, голографического изображения мира, что расширяет ее информативно-изобразительные и художественно выразительные возможности.
КИНО
Кино — дитя XX в. Его появление обусловлено достижениями науки и техники в области оптики, химии, электро- и фототехники, физиологии зрения (открытие способности сетчатки глаза десятую долю секунды сохранять впечатление) и т.д. Однако рождение кинематографа нельзя объяснять чисто техническими и научными достижениями. Кино возникло прежде всего под воздействием потребностей жизни. Его появление стимулировали социальные особенности новейшего времени, потребность отобразить и художественно осмыслить широчайший размах народных движений, втягивание в творение истории миллионных масс, общее нарастание динамики жизни, расширение и углубление взаимозависимости самых разных процессов (быстрое перемещение действия в географическом пространстве; связь событии, происшедших в одном конце земного шара, с событиями в других его концах; взаимодействие человека с различными сферами действительности), а также потребность в фотогеничности и портретировании духовной жизни человека.
В основе кино, в создании его предпосылок лежали достижения традиционных искусств. Роман нового времени (Бальзак, Стендаль, Толстой, Достоевский) сочетает видение мельчайших подробностей с широким эпическим охватом действительности, выделяет крупный и общий план; развитие сюжета в нем шло путем «монтажа» кусков повествования и т.д. Широкий жизненный подтекст пьес Ибсена и Чехова, совершенствование актерской техники, в частности открытие Станиславским связи физического действия с внутренним состоянием человека, — все это сказалось на выразительных особенностях кино. В художественной подготовке кинематографа приняли участие также живопись и графика. Живопись открыла разные планы в изображении действительности, использовала крупный план, научилась выделять «стоп-кадр» и строить внутри него художественную композицию. Она стремится зрительно передать динамику движения народных масс (Суриков, Репин), острохарактерные профессиональные движения людей (Дега), взаимопроникновение света и тени (Ренуар, Моне). В графике получает развитие изорассказ, в котором события сюжетно развертываются во времени. Все это подготавливало художественно-изобразительное мышление кино.
Среди искусств не существует иерархии. Кино превосходит театр, литературу, живопись в создании зрительных подвижных образов, способных широко охватить современную жизнь во всем ее эстетическом значении и своеобразии. Кино передает динамику эпохи; оперируя временем как средством выразительности, оно способно передать стремительную смену событий в их внутренней логике. Вместе с тем кино во многих отношениях уступает другим искусствам. Так, непосредственный контакт и обратная связь актера с аудиторией являются, как уже отмечалось, преимуществом театра, а способность «остановить мгновение», документально запечатлеть для длительного обозрения существенное событие — преимущество фотографии.
Кино по своей природе синтетическое искусство: в кинообраз как его составные органические элементы входят и литература (сценарий, текст песен), и живопись (мультфильм, декорации в обычном фильме, а главное — колористический, композиционный и другой опыт изобразительного искусства), и театр (игра актеров). Звук обогатил кинообраз словом и музыкой, которая стала не сопровождением, не дополнением зрительных впечатлений, а средством создания единого зрительно-слухового образа. Ныне кино вторгается в пространство (стереокино).
Кино непосредственно опирается на возможности техники. Сама специфика кино подвижна и меняется с открытием и развитием новых технических и художественных средств. Вначале кино существовало как «великий немой». Потом изобретение фотоэлементов позволило записать синхронно звук и зрительный образ. Первые звуковые фильмы появились в 1928 г., но кино с трудом художественно осваивало звук. «Самоубийством кино» назвал Ч. Чаплин статью, посвященную звуковому фильму. «Огни большого города», «Новые времена» Чаплин снимал как незвуковые фильмы. Он боялся, что звук принесет на экран дурную театральщину и исчезнет специфика кино. Однако кризис, связанный с переходом к звуковому кино, был преодолен, звук был освоен как собственно художественное средство.
От «великого немого» — к звуковому кино, от звука — к цвету, к стереоскопии и стереофонии широкоэкранного кинематографа, к синераме, а в будущем к еще большему художественному освоению трехмерного пространства с помощью голографии — таковы этапы расширения художественных возможностей кинематографа.
Для кино характерно не столько словесное, сколько зрительное действие. Именно потому киносценарий во многих отношениях ближе не к драме, а к эпосу (повести, роману). Киносценарист в отличие от драматурга свободен от многих ограничений сцены. Кинематографу доступно любое событие и явление, как бы масштабно или мелко оно ни было, какими бы грандиозными размерами во времени и пространстве оно ни обладало. Сценой в кинематографе является весь мир, действие легко и свободно может перемещаться во времени и пространстве.
Кино поистине интернационально. В его техническое и художественное совершенствование внесли свой вклад разные нации. После художественных открытий С.М. Эйзенштейна в фильме «Броненосец «Потемкин» монтаж во всем мире называют «русским монтажом», американскому же режиссеру Д. Гриффиту принадлежит открытие крупного плана, Дзига Вертов раскрыл особенности кинозрения, И. Бергман сделал кинофотогеничным подсознание, М. Антониони освоил пастельный колорит в цветном кино, Ф. Феллини зрительно материализовал память и мысли человека, А. Тарковский научил кино вторгаться в загадки и тайны человеческого бытия.
Богаты и многообразны художественно-языковые средства, семиотическая система кино: монтаж, подвижность расстояния между зрителем и зрелищем (крупный план, средний, общий), смена угла зрения на фиксируемое кинокамерой событие и т.д. «Первоэлемент» кинообраза — кадр. Он фиксирует предмет внимания художника. В кадре упор делается не на то, как видит мир художник, а на то, что он видит. Монтаж, напротив, дает в первую очередь качество и характер видения объекта, помогает выделить главное в нем. Благодаря монтажу вскрывается смысловая связь кадров и передается ритм движения жизни, внутреннее состояние героя.
Образ в кино временной, движущийся, у него есть свой темпоритм. Он определяется не только творческим актерским поведением, но и монтажом, раскрывающим эмоциональное содержание эпизода. «Медленный» монтаж способен передать впечатление спокойного наблюдателя и раскрыть события, протекающие плавно, без перебоев. «Быстрый» монтаж передает высокую степень нервной напряженности наблюдателя и бурное течение событий. Кинокамера способна и фиксировать, и творчески перерабатывать жизненные картины. Разнообразие форм движения камеры, ракурса съемки практически безгранично, и в этом кроются богатые художественные возможности кино. Например, эмоциональная выразительность сцены смерти Бориса в фильме «Летят журавли» М.К. Калатозова достигается благодаря тому, что хоровод берез, вращаясь на экране, передает последние впечатления падающего солдата и утверждает красоту жизни, с которой он расстается.
Современный кинематограф овладевает такими высокими открытиями других видов искусства, как система Станиславского, метод психологического анализа, интеллектуализм. Мысль человека, его внутренний психологический мир стали фотогеничны. Киноискусство прочно вошло в сокровищницу мировой цивилизации. Вершины кино стали вровень с вершинами мировой литературы, живописи, скульптуры. Возможности дальнейшего прогресса кинематографа неисчерпаемы.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Как определить телевидение? Что это? Кино на дому? Зрелище? Тип журналистики? Новый вид искусства? Одни называют его «одноглазым монстром», другие — «ящиком грез», третьи — «восьмым чудом света». Что это — новинка техники или эстетики? Телевидение не только средство массовой видеоинформации, но и новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино. На земле сейчас действуют тысячи передающих и ретранслирующих телестанций. Это меняет даже некоторые космические показатели нашей планеты, приближая ее радиохарактеристики к звездам-гигантам. Никакой другой культ не может собрать столько разномыслящих приверженцев, как телевидение. Социальная ценность телевидения в его аудио- и видеоинформативности.
Сейчас уже осуществляется телепередача с земли, из-под земли, из-под воды, с воздуха, из космоса. Телеглаз видит и там, где глаз человека не видит. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Эта старинная поговорка сегодня неожиданно раскрывает преимущества телевизора перед радио и частично отвечает на вопрос, почему телевидение обрело статус нового вида искусства.
Каковы выразительные и изобразительные особенности телевидения? Телеэкран дает изображение на просвет, имеющее поэтому несколько иную фактуру и иные законы освещения, композиции, чем на киноэкране. Свет — сильнейшее средство выразительности на телевидении. Ракурс восприятия предметов, телемонтаж, движение камеры и приближение предмета изображения дают телевидению большие возможности художественной выразительности. Для телевидения характерно сочетание ритмически плавного, «спрятанного» монтажа с его неожиданным сбоем, перебросом на новый объект внимания.
Телевидение, при всей его фактографичности, близости к натуре, хроникальности, обладает огромными возможностями отбора и интерпретации действительности. Вместе с тем оно таит в себе угрозу стандартизации мышления людей. «Массовое потребление» одинаковой духовной продукции, если ее качество низко, способно вызывать шаблоны и штампы в общественном сознании. Важен эстетический вектор передач и их художественный уровень.
Особенность телевидения, роднящая его с прикладным искусством, — интимность, домашность восприятия. Это искусство, пришедшее к нам в дом, ставшее частью нашего быта.
Еще на заре телевидения С.М. Эйзенштейн предсказывал новое качество актера в этом виде искусства. Все, кто попадает на телеэкран, невольно становятся не только людьми определенных занятий, но и живыми образами, персонажами художественного репортажа в новом виде искусства. Важно поэтому, чтобы каждый герой телепередачи был живым, «незапрограм-мированным» человеком, на глазах зрителя творящим монолог или беседу, умеющим вести непринужденный разговор и душевно раскрыться.
У телевидения свои критерии талантливости. Деятель телеискусства должен соединять в себе качества актера, журналиста, режиссера, обаяние и эрудицию, легкость и естественность общения с людьми, мгновенность реакции, находчивость, остроумие, способность к импровизации и, наконец, гражданственность, публицистичность. К сожалению, не все выходящие в эфир обладают этими качествами.
Важная эстетическая особенность телевидения — передача «сиюминутного происшествия», непосредственный репортаж с места события, включение зрителя в тот поток истории, который течет именно сейчас и о котором только завтра смогут заговорить газеты и кинохроника, послезавтра — литература, театр, живопись. Долгое время непосредственный репортаж использовался телевидением лишь в особых случаях: большой футбол, соревнование фигуристов, встреча космонавтов, праздничные парады и т.д. Но история творится не только по праздничным дням. И сегодня телекамера часто стремится «подглядеть» естественное течение жизни глазами умного и находчивого комментатора, способного к яркой импровизации. Эти особенности телевидения способствуют гласности и демократизации жизни нашей страны. Большими информационными возможностями обладает скрытая телекамера, наблюдающая за ходом жизни на перекрестке улиц, в магазине, учреждении, на заводе, в порту.
При художественном телерепортаже экранное время равно реальному. И когда телевидение прибегает к кинохронике, эффект сиюминутности передачи, присутствия зрителя при совершающемся событии должен сохраниться.
О специфически телевизионном режиссерском приеме рассказали работники Центрального телевидения, вспоминая одну давнюю передачу. Все началось с письма на телестудию украинской женщины, разыскивавшей могилу сына, погибшего во время Отечественной войны. Удалось установить, что боец погиб в бою за маленький чешский городок и там же похоронен. Оказалось, что в городке помнят бойца-героя, чтят его память и один из пионерских отрядов назван его именем. Отрядом руководит девушка, потерявшая в войну родителей. Узнав об этом, мать бойца заочно ее удочерила. Московские телерепортеры направились домой к матери и предложили ей передать через телевидение все, что она хочет сказать своей приемной дочери. Эта сцена была заснята на пленку. То же самое предприняли сотрудники телевидения в Чехословакии. Затем они обменялись фильмами, и в заранее установленный день и час на телестудии в Праге и в Москве были приглашены мать и дочь. Мать неожиданно для себя увидела фильм о своей дочери, а дочь — фильм о своей матери. В этот момент их соединили по телефону. Между Москвой и Прагой шел взволнованный разговор людей, которые впервые услышали голоса и увидели друг друга на экране. Все это передавалось в эфир обоими телецентрами. Репортаж был необыкновенно эмоционально насыщен и воспроизводил реальные характеры, чувства людей, выплеснувшиеся наружу при необычных обстоятельствах. Секрет успеха этой передачи — в новом, собственно телевизионном приеме: поиск ситуации для естественного выхода человеческих характеров, чувств, мыслей. Сегодня на этих возможностях телевидения основываются телемосты, передачи с обратной связью.
Для телевидения важен «эффект безусловности» изображаемого. Телевизор может включить в поле нашего зрения весь мир. Он способен заставить зрителя мыслить категориями народа, страны, человечества, заставить задуматься над судьбами мира. В его возможностях проанализировать состояние мира и раскрыть его в живых, видимых образах.
Без такой философичности на телевидении не появится своя классика, а без нее не живет ни один вид искусства.
Голубой экран ныне стал цветным, стал еще более мощным способом информации, имеющей и художественное содержание. Можно ожидать, что техника обеспечит вскоре объемное, голографическое изображение.
Телевизор — замечательный ретранслятор крупных событий в художественной жизни мира. Еще в 1921 г. поэт В. Хлебников, предвосхищая телевидение, мечтая о передаче зрительных образов, писал, что раньше радио было мировым слухом, теперь оно станет глазами, для которых нет расстояния.
Телевидение таит в себе богатые социальные возможности, опасности и благотворные перспективы. Телевизор может оказаться троянским конем, который въезжает в ум и в душу среднего человека и предает его, делает усредненным, стереотипно мыслящим. Телевидение порой становится наркотиком. Но телевизор может быть и великим учителем человека.
Предмет телеискусства — весь мир. Муза-подросток взрослеет, обретает свой голос, свое видение жизни, свое отношение к вещам, свою поэтику.