Моделирование управляемых «криZисов»* – первая версия доклада, с которым выступал главный редактор издательства «LIVREZON» А. А. Рыжачков на 36-й конференции «Стратегии Творчества» в Санкт-Петербурге в 2015 году. Видеоверсия – на YouTube-канале портала VIKENT.RU.
*«КриZис» – неологизм, который описывает специфику работы, – неоднократные скачки (!) в развитии Творческой личности.
Основа материала – проработанный массив научной литературы по физиологии и психофизиологии, психологии (более 300 книг), биографической литературы (более 500 книг), а также результаты сотен авторских экспериментов в области педагогики, бизнес-консалтинга и коррекции личности.
Процессы, окружающие человека, можно разделить на нормальные – привычные, «штатные», и ненормальные – связанные со скачкообразными изменениями. Иными словами, есть НОРМА и НЕ-НОРМА («скачки»).
Сравним два этих состояния.
НОРМА | СКАЧКИ |
---|---|
Норма – инстинктивна. Это равномерный и стабильный процесс. Психологически и физиологически находиться в состоянии нормы – комфортно, привычно, приятно. | Это, скорее, динамичное состояние. Скачки вызывают психологический и физиологический дискомфорт. |
Норма понятна профессионалу, его близким, обществу. Часто считается «добром» или «благом». | Скачки – непонятны и потому часто отрицаются. |
Как правило, норма самовоспроизводится из поколения в поколение. | Чаще всего скачки происходят стихийно, и отсюда – их неуправляемость. |
Риски отсутствуют или они известны и потому предсказуемы. | Риски высоки и весь их объем неизвестен. |
Результат так же предсказуем, но со временем «выгорает»: эффект перестает отвечать потребностям, не решает новых задач. | Результаты могут быть как сверхполезными, так и сверхвредными. |
И так далее... | И так далее... |
Продолжая мысль, отметим еще два утверждения.
→ Творчество (с большой буквы!), так или иначе, связано со «скачками», а высокое Творчество – с системой скачков, сопряженных в свою очередь с разнообразными рисками (см. подробнее: Уровни изобретений по Г. С. Альтшуллеру). Описывать норму на порядки проще, поэтому и материалов в литературе об этом больше. В то же время, описания и модели качественных скачков, инструменты управления рисками при них и технологии выхода на результат – единичны.
→ Сложные модели, связанные со скачками, – нелинейны. Особенно – в отношении личности. Это, например, означает, что в равных условиях мы можем получить диаметрально противоположный результат. Привычная схема: воздействие → реакция – не работает, поскольку на одно и то же воздействие проявляются разнообразные реакции.
Существуют системы факторов, с помощью которых привычная НОРМА нарушается и возможен (но не гарантирован!) качественный скачок. В различных подходах и на разных качественных уровнях этот скачок называется по-разному: стресс (применимо к личности), революция (политическая или научная) и т.п.
Просим читателя воспринимать следующее суждение как метафору. Если сложить в кастрюлю с водой овощи и мясо, то ничего не произойдет. Чтобы сварить суп, необходимо, чтобы вода кипела. Так, создавая криZис для содержимого кастрюли, повар получает новое качество продуктов.
Ганс Селье описал стадии человеческого стресса – то, что сегодня известно как «общий адаптивный синдром». Споры об этой теории не утихают и по сей день, однако нам важны не столько сами стадии, сколько общий принцип. Селье выделял «стресс» и «дистресс». Аналогично, мы говорим о том, что КриZис может быть полезным и вредным. Более того, один и тот же КриZис может одного развить, а другого – убить (буквально или метафорически).
Схематически, КриZис можно изобразить следующим образом.
Личность (1) в процессе деятельности (2) сталкивается с КриZисом (3). Перед ней появляется развилка (4), которая может привести к результату, закрепленному в норму (5), или к антирезультату (6).
Для понимания рассмотрим два примера из литературы.
ПРИМЕР положительного влияния КриZиса на личность: «Как только Соединенное Королевство вступило в войну, обычная активность Уинстона удвоилась, словно до него долетали звуки далекой битвы, заставляя его неистовствовать в пылу воображаемого сражения. Теперь-то ему не было нужды сдерживать свой воинский инстинкт. Его усердие, да что там усердие, его страстная увлеченность баталиями поражали окружающих — настолько неистово было желание Черчилля стать главным кузнецом победы, спасителем человечества. Принято считать, что он единолично руководил военными действиями на море. Даже несмотря на то, что он искренне стремился сообразовывать свои действия с мнением морских лордов и планами штаба морского флота, все важные решения Черчилль принимал сам в просторной комнате военного комитета адмиралтейства, стены которой были увешаны картами всех водных пространств земного шара. Бесспорно, Черчилль был самым настоящим Нептуном военных операций на море». Источник: Ф. Бедарида. Черчилль . / Пер. с фр. E. Н. Юдиной. – 4-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2011. – С. 99. |
ПРИМЕР отрицательного влияния КриZиса на личность: «Друзей в этой среде у Горького не было. Сила его исканий была огромна, а состояние отчужденности и одиночества охватывало его все более. Годы чрезмерной физической работы и напряженность переживаний подорвали его душевные силы. Весь противостоящий ему мир в его буднично-тяжкой обстановке противоречил всем его давним ожиданиям. Неприятие этого чуждого мира испытывалось им со всей глубиной. Подорванные силы не поддерживали энергии на поиски новых связей, старые связи все более порывались.12 декабря 1887 года, купив на базаре старый револьвер, он выстрелил себе в грудь с намерением прострелить сердце. Пуля миновала сердце и, пробив легкое, засела под кожею спины. В больницу Горький был доставлен очень слабым, почти без сознания. При первом осмотре, судя по пульсу, положение больного определили как безнадежное. Сомневались даже, целесообразно ли его оперировать. Однако операция, сделанная хирургом Плюшковым, настолько изменила положение, что на шестой день Горькому позволено было уже сидеть, а на десятый он выписался из больницы». Источник: И.А. Груздев. Горький. – М.: Молодая гвардия, 1960. – С. 39-40. |
Естественно, нас интересует результат из первого примера. Если сформулировать результат в виде задачи, мы получим такую формулировку: как моделировать, создавать или же управлять КриZисом, обходя риски и выходя на Творческий результат, коррекцию поведения или увеличение КПД? Или, через метафору: сначала изучается явление – например¸ протекание постоянного или переменного тока, – а затем особые переходные режимы, возникающие при включении или выключении электрической цепи.
В различных областях науки, так или иначе, пытались и пытаются классифицировать КриZисы. Причем, классификаторы эти – многоуровневые. Например, существует система возрастных криZисов → среди которых выделяется криZис старения → им, с одной стороны, занимаются психологи, а с другой – геронтологи → а еще, внутри криZиса старения можно выделить массу более других, более конкретных криZисов...
Глобальные криZисы также поддаются классификации. В том числе, на государственном уровне – например:
ПРИМЕР: Классификация катастроф по масштабу в США.
Тип | Периодичность | Ущерб., долл. | Число жертв | Объекты |
---|---|---|---|---|
Планетарные | Гибель жизни | Столкновение с крупным астероидом, война с применением ОМП | ||
Трансграничные (глобальные) | 30-40 лет | 10⁹-10¹⁰ | 10⁴-2х10⁶ | Ядерные, военные, ракетно-космические |
Федеральные (национальные) | 5-15 лет | 10⁸-10⁹ | 10³-10⁵ | Ядерные, химические, военные |
Региональные | 1-5 лет | 10⁷-10⁸ | 10²-10⁴ | Химические, энергетические, транспортные |
Местные | 1-6 месяцев | 10⁶-10⁷ | 10¹-10³ | Технические |
Локальные | 1-30 дней | 10⁵-10⁶ | 10⁰-10² | Технические |
Источник: П.И. Сидоров, И.Г. Мосягин, С.В. Маруняк. Психология катастроф: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 33-34.
Для сравнения – российская классификация.
Класс ЧС | Число пострадавших | Число лиц с нарушенными условиями жизни | Ущерб в размере МРОТ на день ЧС | Размер зоны |
---|---|---|---|---|
Федеральная | >500 | >10³ | > 5х10⁶ | Тс₂ — Трф |
Региональная | 50-500 | 500-10³ | 5х10⁵ – 5х10⁶ | Тс – Тс₂ |
Территориальная | 50-500 | 300-500 | 5х10³ — 5х10³ | Тр – Тс |
Местная | 10-50 | 100-00 | 10³ — 5х10³ | То – Тр |
Локальная | ≤10 | ≤100 | ≤10³ | 0 ≤ То |
Источник: П.И. Сидоров, И.Г. Мосягин, С.В. Маруняк. Психология катастроф: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 34-35.
Другой подход: Н. Холмс и Р. Рейх в своем исследовании выделили 43 типовых (!) стрессогенных фактора и попытались определить тяжесть каждого из них. При разных подходах к классификации криZисов, тем не менее, можно обобщить криZисы (или стрессогенные факторы) на следующие группы.
К этой типологии можно добавить, что интенсивность восприятия зависит от «градуса» криZиса и «точка кипения» личности – это переменная величина, которая зависит от системы параметров. НО мы с определенной уверенностью можем говорить, внутри каких групп лежат задачи, связанные с обходом или страховкой рисков, а в каких возможно моделирование более конкретных сценариев.
Группа КриZисов | Актуальные задачи | Возможность моделирования |
---|---|---|
Утрата близких | Преодолеть шоковое состояние. Высокие цели и сублимация (обращение вреда во благо). Это возможная тема для разработки – «Как личности преодолевать утрату». | Жесткая форма – моделирование маловероятно в силу высоких рисков срыва. Хотя примеры в истории есть. |
Разрыв контакта с близкими | Это менее жесткая форма криZиса. Однако наша гипотеза – в том, что часто он переносится тяжелее (возможно, в силу незавершенности). Тем не менее, в отдельных случаях он перерастает в соперничество и может влиять весьма положительно. | Моделировать возможно, но риски высоки. В определенной «дозировке» и в сочетании с другими криZисами (например, сменой контекста) это используется в закрытых школах. |
Потеря привычных качеств | Спектр задач – см. исследовательские темы «Творческая личность и старость», «Творческая личность и инвалидность» и т.д. | Элементы криZиса, например, используются в некоторых психотренингах – это ограничение подвижности, блокировка каналов восприятия и т.п.
|
Изменения в привычном для личности контексте | Как правило, если правильное отношение к переменам заложено в детстве, проблемы не возникают. Обратное: поощрение детских капризов может привести к неадекватному поведению в будущем – в тех случаях, когда события разворачиваются не так, как ему хочется. | Хорошо моделируется через регламенты, ритмы и другие средства работы. Необходимы чёткие процедуры, многие из которых предстоит разработать. |
Смена контекста или позиции личности | Через криZис хорошо ставятся модели поведения – сам контекст обязывает. Например, детство многих творческих личностей было наполнено постоянными сменами контекста: переездами, путешествиями, закрытыми школами и т.д. | Хорошо моделируется, наиболее понятные риски. Масса уже существующих (как творческих, так и не творческих) моделей «с погружением». |
Оценка личности другими | Поиск оценки / сравнения с высоким творческим ЭТАЛОНОМ. | Типовая не творческая модель – экзамен, собеседование и т.п. Существует риск «рецидивов» (см. доклад А.В. Мискевича «Антистратегии Творческих личностей, ведущие к самоубийству»). |
Создание КриZисов в масштабах государства, как правило, помогает управлять населением страны, работая с воспроизводством норм. Зачастую это задачи, направленные на удовлетворение потребностей того, кто создает КриZис (то есть, элит). Естественно, такие криZисы связаны с рисками для общества.
Когда же мы говорим о Творчестве, Творческих личностях и сложных задачах, процесс становится более стихийным и может быть связан с большими потрясениями. Их провоцирует не «невозможность преодоления», а сложные, непривычные творческие задачи.
Группа задач | Пример | Возможные риски для общества |
---|---|---|
Управление социумом или меньшими группами | Ложные ценности и эталоны (внешние обстоятельства по Г. С. Альтшуллеру). Невроз «счастья». Армия. Спорт. В отдельных случаях – правильные ценности. | «Отупление» общества. «Поколение неудачников» (потребителей) – главной ценностью становится потребление благ любыми путями и несмотря ни на что. Мотивация выбора образования, профессии – «теплое место». |
Воспроизводство функций | Система образования и воспитания. | Стагнация, отставание наук, особенно гуманитарных. |
Воспроизведение благ и их потребление | Экономическая система. | Экономические, социальные, политические катастрофы. |
Смена общественного строя и/или парадигмы | Революции, путчи. | Потеря миллионов жизней, «откат» всех показателей общества на десятилетия назад. |
Воспроизведение науки | Создание прикладных научных знаний для решения сегодняшних задач (творчество невысоких уровней). Оправдание действий надсистемы наукой (антитворчество). | Деградация науки и ученых. Отсутствие значимых прорывов. |
Группа задач | Комментарий | Возможные риски |
---|---|---|
«Активация» творческой деятельности | Из множества людей, перенесших криZис потери или болезни, появляется один, которого криZис не просто не сломал, а заставил заниматься Творчеством (менее 1%). Исследовательский вопрос, каким образом создать такой криZис без негативных последствий? | Можно навредить личности, создать антиэффект. Упрощенный пример: дети, которых заставляют играть на музыкальном инструменте в чересчур жестком режиме с самого раннего возраста, могут возненавидеть и инструмент, и тех, кто заставлял. |
Постановка творческих навыков и качеств | Проблема «интеллигенции» – отсутствие навыков систематической работы + ожидание похвалы и быстрых результатов. Перспективно создавать жёсткую оболочки, в которой будут ставится необходимые навыки. | Бич «погружений» –навык перестает работать вне криZисного контекста. В отдельных биографиях был выявлен эффект: личность НЕ может работать без криZисного контекста и его отсутствие приводит к саморазрушению. |
Выход из Слоя Систематического Искажения Реальности (ССИР по И.Л. Викентьеву) | Увы, даже умные люди склонны отстаивать и защищать свои предрассудки и заблуждения. Чтобы привести человека в чувство и вывести его на нормальный рабочий слой, нужен «удар в лоб». Другой вопрос: а стоит ли это делать? Но он отпадает, когда в ССИР оказываются не единичные личности, а серьезный процент интеллектуалов страны. Что и говорить, что надсистема не помогает… | В отдельных случаях возможны психотравмы, отрицание и еще большее «закапывание» в заблуждения. Как результат – личностная деградация ускоряется. |
Обход внешних социальных криZисов и преодоление неконтролируемых стихийных криZисов | О многообразии судеб ученых (как паршивых, так, увы, и выдающихся) после революции 1917 года написано много. Источник: С.Е. Резник. Против течения. Академик Ухтомский и его биограф: документальная сага с мемуарным уклоном. – СПб.: Алетейя, 2015. – С. 169-171. | Риски велики и зачастую непреодолимы. Можно говорить лишь о факторах, способствующих более благоприятному стечению обстоятельств. Это одна из НЕРЕШЕННЫХ проблем, которую нужно разрабатывать. |
Совершение СИСТЕМЫ скачков, вместо единичного | На длинных дистанциях нужна система и порядок следования криZисов, толчков для преодоления инерции. У личности велик соблазн остановиться и почивать на лаврах, откладывая результат (А), либо вовсе ничего не делая (Б). | Поздние психотравмы. ПРИМЕР: «Сломленный, разбитый Лобачевский молча переживал свое горе. Варвара Алексеевна лежала в горячке. Она родила хиленького ребенка. Хохотала, не узнавала никого. Прижимала к груди новорожденного, звала его Алешенькой. Врач Скандовский предложил увезти ее в Беловолжскую слободку. Вскоре стало ясно, что родился неполноценный ребенок. Он бессмысленно таращил глазки, до четырех лет не научился говорить». Источник: М. Колесников. Лобачевский. – М.: Молодая Гвардия, 1965. – С. 274. |
Как уже описано выше, с помощью КриZисов можно решать различные задачи. А с усложнением задач растут риски получить антирезультата – то есть, результат, от которого на длинных дистанциях несоизмеримо больше вреда, чем пользы.
Основная идея данного материала в том, что хоть это и неприятно, некомфортно, сложно и не понятно для личности, но КриZисные оболочки (систему внешних условий, блокирующих НОРМУ) целесообразно моделировать, чтобы формировать «скачки» к результату. Основная сложность при это заключается в том, что реакция: КриZис → результат – нелинейная. И чем «выше градус», тем ниже прогнозируемость и управляемость КриZиса.
Для этого нужна (и частично разработана) модель прогнозирования, однако, это тема отдельного доклада.
С определенной уверенностью и гарантией результата уже можно решать ряд задач, пусть и невысокого уровня. Вот экспериментальные данные по некоторым из задач.
Группы задач | Параметры модели | Возможные ошибки и риски |
---|---|---|
Смена, формирование, коррекция модели поведения Личности | Как правило, человека загоняют в новый, сложный, непонятный контекст, предполагающий запрет на вредную модель поведения или стимулирующий нужное поведение. Например: женщина-юрист регулярно берет своего сына-студента в качестве ассистента в колонию для несовершеннолетних: наблюдение за сверстниками-уголовниками, их истории мотивируют его на правильное поведение и формируют правильные ценности. | Давление на личность со стороны ЧЕЛОВЕКА, а не со стороны контекста. Перебор с экстримом = психотравмы. Решение задач часто подменяется «щекотанием нервов» с помощью экстремальных видов спорта… |
Постановка творческих навыков | Сверхнагрузки на жёстких регламентах. Например, ежедневные домашние задания и отчеты. | Отказ со стороны личности следовать регламенту и выполнять нагрузки. Принципиально не ставится «за вечер». «Перегрев», неумение личности эффективно релаксировать. |
Бизнес-задачи: подбор персонала, повышение работоспособности, переговоры, реклама и PR и т.п. | Наименее интересная область задач в области развития личности. Обычно это жёсткие регламенты + «экспериментальный невроз» по И.П. Павлову. Например, при приеме на работу кандидата не опрашивают, а «ставят на задачу» – сразу в торговый зал к клиентам. | Не исключены нервные срывы партнеров, подчиненных и т.д. Ошибка – пытаться решать ВСЕ задачи через КриZисы. |
Отдых, развлечения | Комфортная (не стрессовая) «как-бы-новизна» по ряду каналов восприятия. Например, корпоративная шутка в одной фирме: после обеда сотрудники возвращаются не через дверь, а через окно первого этажа… | Неадекватная экстремальность. Охота за впечатлениями, развлечениями и эмоциями – вместо релаксаций. |
Коррекция инерции мышления | Запрет на привычное действие, привычный алгоритм. Например, после анализа работ дизайнера в глаза бросаются два-три его основных приема = запретить ему использовать их. Через неделю запрещаются новообразовавшиеся приемы – и т.д. | Достигать запрета уговорами. |
На данном этапе исследования выявлены отработанные (стабильно дают нужный эффект) и вероятностные приемы, которые требуют диагностики личности. Эффект не стабильный – то есть, либо результат держится недолго, либо личность закрывается = нет результата. В любом случае, для моделирования нужна чётко прописанная процедура – это НЕ случай или спонтанная импровизация.
→ Кроме простейших и воспроизводящихся КриZисов (вроде родительского «Нельзя!»), оптимально, чтобы КриZис создавался контекстом или с помощью незнакомого Модератора. В противном случае криZис закрепляется на оппоненте, а необходимый результат воспроизводится только в присутствии личности. Еще один сценарий – формируется агрессия по отношению к оппоненту.
→ Наиболее сильный эффект дает система, последовательность криZисов (погружение).
→ Экстремальный подход – Личность не знает, что криZис управляем. Со стороны это может быть похоже на «шоу со скрытой камерой». Это может серьезно усилить воздействие и в определенной дозировке хорошо работает, но сопряжено с массой рисков.
→ «Воздействие» и «эффект» – величины не пропорциональные и порой не коррелируются. В одном случае, чтобы достичь желаемого эффекта, требуется снижать нагрузку, а в другом – для достижения того же эффекта – наоборот, увеличивать ее.
→ Последовательность воздействий работает оптимальнее, нежели вспышка – мощное единичное влияние.
→ То, что работает на группе людей, может не сработать на личности – и наоборот.
→ При моделировании криZисов, мы не меняем человека, его душу, судьбу и пр. Речь идет, скорее, о новых моделях и алгоритмах поведения личности в заданном контексте. При этом важно «включиться в контекст» и не менее важно – вовремя выключиться.
1. Есть деятельность человека, связанная с воспроизведением НОРМЫ, а есть «Скачки» – в том числе, и для установки новых Норм. Образный аналог: переход на другой уровень в компьютерной игре.
2. Воспроизведение норм не решает высокоуровневых творческих задач, но при этом оно понятно, приятно, психологически комфортно. «Скачки» – это решение творческих задач высокого уровня, но они связаны с большими РИСКАМИ для личности. Переход от НОРМЫ к «Скачку» зачастую сопровождается КриZисом.
3. Переход от НОРМЫ к «Скачку» особенно сложен, когда поблизости нет Наставника, высокого эталона. В данной ситуации правильный криZис может выступать «проводником» вместо него. Это зачастую и происходит, НО (!) стихийно.
4. КриZисы стоит классифицировать, так как на разных классах стоят различные задачи, отличаются риски и возможные ошибки. Вероятность преодоления КриZиса – тоже разная.
5. Влияние КриZисов на творческую жизнь до XXI века чаще всего происходило стихийно и порождало массу актуальных задач.
6. Для решения определенного класса задач КриZисы можно моделировать – то есть, создавать искусственно, – чтобы минимизировать риски и помочь личности достичь оптимального результата.
7. Большинство задач, связанных с преодолением и моделированием криZисов, НЕ решены. Автор Доклада считает целесообразным разработку этого направления.
ПРИМЕР: «Клуб Капицы состоял из молодых ученых. Это был самый интернациональный клуб физиков. Вряд ли где-нибудь существовало в то время нечто подобное. Основатель клуба Петр Капица – русский; специалист по новейшей электрической аппаратуре Джон Коккрофт – англичанин; Ганс Бете – немец; Маркус Олифант – австралиец; Шимицу – японец; друг Капицы Джеймс Чедвик, ученый, открывший в 1932 году нейтрон, – англичанин... На заседаниях Клуба бывали Эйнштейн, Бор, Гейзенберг, Эренфест, Ландау. Вспоминают, что Капица не выслушал равнодушно ни одного доклада. На каждом заседании он размахивал зажатой в кулаке трубкой, удивлялся: «А почему так?» Он хотел понимать все в мельчайших деталях и никогда не стеснялся спрашивать. Забегая далеко вперед, хочется сказать, что руководитель научного семинара Института физических проблем Академии наук СССР, директор института академик Петр Леонидович Капица, если ему что-то неясно, совсем как в молодости не стесняется спросить, иногда перебивает докладчика на полуслове. Это не обидно: он не обращает внимания, кто докладывает – академик или лаборант. Он вскакивает с места, просит объяснить. Сохранились протоколы заседаний «Клуба Капицы» Короткие записи: темы докладов, автографы присутствующих, возражения или, наоборот, восторги, шутливые замечания. Рядом с формулой вдруг карикатура, вырезанная не то из газеты, не то из журнала, фотографии членов клуба. После очередного заседания в «апартаментах доктора Коккрофта» перед объективом позируют молодые люди, веселые и серьезные, одни одеты подчеркнуто небрежно, другие – подчеркнуто элегантно. Спортивные куртки, светлые пиджачки. Смотришь, и как-то не верится, что именно эти парни через несколько лет станут академиками, членами Королевского общества, получат высшие научные награды... Резерфорд говорил: «Они не дают мне состариться, они заставляют меня оставаться молодым». Резерфорд запрещал научным сотрудникам Кавендишской лаборатории задерживаться на работе позже шести часов вечера, а по выходным дням и в праздники являться на работу. Капица протестовал. Пробовал доказать несостоятельность таких порядков. Придумывал объективные причины, заставляющие его именно сегодня работать всю ночь, но Резерфорд был неумолим. Он никогда не оставлял своих учеников без внимания, а если кто-нибудь из них начинал большое дело или только собирался начинать, он превращался в ангела хранителя. За магнитными делами Капицы Резерфорд наблюдал особенно пристально и говорил Капице: Источник: Е. Добровольский. Почерк Капицы. – М.: Советская Россия, 1968. – С. 70-73. |