Неизбежность умения держать удар для достижения творческих результатов

0
Автор статьи: Антон Кравченко6/30/2023

Умение держать удар – одно из качеств Творческой Личности, которое выделил Генрих Саулович Альтшуллер в книге «Как стать гением». Рассказывая о нем, автор цитирует Гёте: «Кто болеет за дело, тот должен уметь за него бороться, иначе ему вообще незачем браться за какое-либо дело». В этой статье – что может сделать наставник, чтобы развить это качество в учениках. 

Автор статьи: Антон Кравченко, исследователь.

Г. С. Альтшуллер изложил Жизненную Стратегию Творческой Личности в книге «Как стать гением», которая изначально носила другое название – «Как стать еретиком». 

На большой выборке, изучив тысячи биографий, Альтшуллер показал, что исследователь, изобретатель, новатор, к сожалению, сталкивается с неприятием своих идей. Его современники оценивают их, руководствуясь устоявшимися представлениям и стереотипами. Чем более амбициозной, прорывной оказывается идея, тем сильнее оказывается сопротивление среды. Такого человека будут игнорировать, высмеивать или посоветуют заняться чем-то социально более одобряемым. Если же ему удастся продвинуться по своему пути, то он сгорит, чтобы светить другим. Всегда – в переносном смысле, но иногда – и в прямом.

Исследовательская база Альтшуллера – это судьбы тысяч людей, которые помогали этому миру двигаться вперед: ученые и писатели, правители и дипломаты, философы и мыслители. Они искали новое и пытались реализовать то, что до них казалось невозможным. Некоторые даже достигли своей цели. Но немало и тех, кто, столкнувшись с трудностями, сошел с дистанции. На сколько их больше, можно только догадываться. От них осталась только «черточка между датами». 

Альтернатива между самопожертвованием во имя великой цели и напрасно прожитой жизнью, о которой мы говорим, может показаться сгущением красок и излишней драматизацией. Однако это реальность, и, с философской точки зрения, задача наставника – сделать столкновение с ней как можно менее болезненным для своего ученика. 

Чтобы он умел не отступать и не сдавался, в педагогическом процессе необходимо заложить дополнительные методические ходы. Они помогают решить ряд задач, которым и посвящена эта статья (приведенный список не конечен, его можно существенно расширить, и это открытая исследовательская тема). Совместив в одной системе координат эти задачи и последовательность шагов по их решению, можно получить готовый план занятий. Но об этом – в конце статьи, сейчас перейдем к основному содержанию. 

В статье используется много цитат, отсылающих нас к биографиям великих личностей. Они отграничены от основного текста конструкциями [НАЧАЛО / КОНЕЦ ЦИТАТЫ]. Цитаты используются в образовательных целях и сопровождаются корректными ссылками на первоисточник.

Задача 1. Помочь ученику осознать себя частью более сложной системы, действующей на благо

Как мы увидим из следующих далее примеров, если человек ориентируется только на личный комфорт и личные интересы, то, столкнувшись со сложностями, он начнет жалеть себя, назначать виноватых и непременно искать поддержки. На длинной дистанции и при отсутствии быстрых результатов совершать ежедневные волевые усилия становится все сложнее. «Обезьяна внутри» будет сравнивать личные достижения с общественными стереотипами успеха.

Когда исследователь руководствуется целями высокого порядка – работает с такими задачами, решение которых может принести благо целому государству или даже миру, – он понимает, что при жизни можно не успеть реализовать задуманное и что его дело продолжат ученики и последователи. Это позволяет ему игнорировать принятые и растиражированные критерии успеха, такие как богатство или популярность, и выстраивать независимую шкалу ценностей. 

Психолог и психиатр Бруно Беттельгейм 11 месяцев был узником Дахау и Бухенвальда. Из его наблюдений за другими заключенными концентрационных лагерей четко видится разница, – которая, конечно, проявилась в именно в экстремальных условиях, – между людьми, озабоченными своим материальным и социальным статусом, и теми, кто имел надындивидуальные ценности и ориентиры. 

[НАЧАЛО ЦИТАТЫ] По наблюдениям Бруно Беттельгейма всех заключенных в концентрационном лагере можно было условно разделить на три группы – по тому, как они реагировали на внешние обстоятельства: «В первую группу поместить тех, кто лучше всего мог сопротивляться лагерю, во вторую – тех, кто похуже, в третьих ещё хуже […] вот ответ, данный жизнью. 

В последней группе – чиновники всех видов и мастей. Для них главное в жизни – это мундир, регалии, чины, отношение начальства. То есть все жизненные ценности – внешние. Попав в лагерь, они моментально всего этого лишаются и оказываются голыми. Основное достоинство чиновника – умение слушаться – здесь оборачивается против него. И в результате быстрый распад личности. 

На втором месте – глубоко верующие люди. Это понятно – в нормальной жизни они занимались совершенствованием своей души. У них есть вера, и её можно взять с собой в лагерь. И там она может даже укрепиться. Верующие в лагере стараются держаться вместе, помогают друг другу и поддерживают других заключённых. 

На первом месте – люди, для которых честь намного важнее жизни. В старину это были аристократы, теперь – затрудняюсь найти нужное слово, пусть будет «аристократы духа». [КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Источник: М. Максимов. На грани – и за ней. Поведение человека в экстремальных условиях. // Знание – сила. 1988. №3. С. 73-79. / Цит. по порталу VIKENT.RU.]

Социолог и философ Эрих Фромм дополняет позици Беттельгейма: 

[НАЧАЛО ЦИТАТЫ] Их [имеется в виду третья группа по Беттельгейму – прим. LIVREZON] самосознание покоилось на уверенности в своём социальном статусе, на престижности профессии, надёжности семьи и некоторых других факторах... 

Почти все эти люди после ареста утратили важные для своего класса ценности и типичные черты, например самоуважение, понимание того, что «прилично», а что нет, и т.д. Они вдруг стали совершенно беспомощными – и тогда вылезли наружу все отрицательные черты, характерные для этого класса: мелочность, склочность, самовлюбленность. [...] Казалось, они утратили способность жить по своему собственному образу и подобию, а старались ориентироваться на заключённых из других групп. Некоторые стали подражать уголовникам. […] 

Беттельхайм даёт здесь очень тонкий анализ чувства собственного достоинства типичных представителей среднего класса и их потребности в идентификации: их самосознание питалось престижностью их социального положения, а также правом отдавать приказы. Когда же эти опоры у них были отняты, они сразу утратили весь свой моральный дух (как воздух, выпущенный из воздушного шарика). [КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Источник: Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ, 2006. – С. 94-95. / Цит. по порталу VIKENT.RU.]

В размеренной жизни эта разница проявляется не так резко, но тенденция сохраняется. На длинной дистанции, в «спокойной» обстановке личность, которая замкнута сама на себе, распадается десятилетиями. Но для нее это неизбежно. Поэтому важно задать ученикам ориентиры, которые выходят за пределы личного успеха и при смене обстановки могут умножиться на ноль.

Задача 2. Помочь ученику выработать снисходительное отношение к мнению окружающих

Работа в новом направлении может вызвать непонимание и неодобрение со стороны семьи, друзей и коллег. Они могут не понять, почему человек тратит так много времени, сил и ресурсов на то, что они не считают значимым. Большинство людей действительно ориентируются на бытовые, обыденные маркеры успеха и, не осознавая этого, оценивают с этих позиций и других. 

Важно помнить,  что мнение человека является фактом его биографии, а не вашей. Отсюда – еще одна рекомендация: занимаясь исследованиями и создавая различные проекты, без критики опираться на советы даже очень близких людей будет ошибкой. Нужно самостоятельно выбирать критерии и, руководствуясь ими, оценивать, что работает на ваше развитие. 

Интересные рассуждения мы находим в текстах американского философа и психолога Уильяма Джеймса. Он пишет: 

[НАЧАЛО ЦИТАТЫ] Без попыток не может быть неудачи, без неудачи не может быть позора. Таким образом, наше довольство собой в жизни обусловлено всецело тем, к какому делу мы себя предназначим. 

Оно определяется отношением наших действительных способностей к потенциальным, предполагаемым – дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания: Самоуважение = Успех / Притязания

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет возрастать. Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как и осуществление их на деле, и отказываться от притязания будут всегда в том случае, когда разочарования беспрестанны, а борьбе не предвидится исхода. [...]

Стоическое правило счастья заключается в том, чтобы мы наперёд считали себя лишенными всего того, что зависит не от нашей воли, – тогда удары судьбы станут для нас нечувствительными. [КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Источник: У. Джеймс. Основание психологии. / Психология личности. – М.: АСТ, 2009. – С. 19-21. / Цит. по порталу VIKENT.RU.]

Выбор «своей колеи» и следование ей, на первый взгляд, кажется простой и даже банальной рекомендацией. Однако это не так. Близкие, общество, даже государство, чтобы использовать личность в своих целях, будут пытаться привить ей либо чувство вины, либо чувство долга. С помощью этого механизма человеком можно манипулировать. Поэтому, чем с большим количеством таких попыток столкнется ученик в учебном процессе, тем выше его шансы сохранить себя в реальной жизни и довести начатое до результата. 

Одно из возможных решений – регулярные психологические тренировки, когда наставник направляет ученика выступать (например, с промежуточными результатами или первыми разработками) к по-разному настроенной аудитории: перед теми, кто готов слушать; перед теми, кому все равно, кто и о чем говорит; перед теми, кто буквально с порога готов вступить в конфронтацию, и т. д. 

Задача 3. Приучить довольствоваться минимально необходимым, чтобы сохранить автономность

Учеников стоит подготовить к работе в разных жизненных обстоятельствах: болезни и социальная турбулентность, слава и чрезмерное внимание прессы – и не всегда ясно, что больше мешает продвижению к поставленной цели. Судьба подбрасывает сюрпризы, а в случае с исследованиями количество рисков многократно возрастает. Поэтому при выборе стратегии важна ее независимость от того, в каких условиях находится исследователь, какими ресурсами он обладает и есть ли у него помощники. Как правило, серьезные разработки ведутся небольшой группой и в отсутствии финансирования. Такая неприхотливость, как в начале работы, так и после первого успеха, позволяет «не распыляться». 

Ниже приведены высказывания и поступки древнегреческого философа Диогена, которые похожи скорее на деяния святых, чем на жизнь реального человека. Однако такая утрированная форма указывает вектор, которого нужно придерживаться, чтобы сохранить себя и Дело (с большой буквы!). 

Диоген вытягивал самого себя за волосы из болота привычного комфорта и обыденности, подвергаясь испытаниям, которые могут показаться странными. Однако такой образ жизни позволил ему сохранить независимость суждений от мнений покровителей или благодетелей. 

[НАЧАЛО ЦИТАТЫ] Диоген и его последователи – странствующие наставники истины – проповедовали довольство малым. Увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, философ выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчик превзошёл меня простотой жизни».

Подтверждая личным примером необходимость сбросить оковы цивилизации, уродующей людей, и возвратиться в лоно природы, Диоген поселился в бочке, вернее, в большой глиняной амфоре для хранения жидкостей, вина или зерна – пифосе. Полагая, что добродетель состоит в воздержании, в отсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой, он довел свой аскетизм до крайних пределов.

Его проповеди, обычно строившиеся в форме непринуждённой беседы со слушателями, больше всего были популярны среди городских низов, и большинство горожан любили чудака. Так, например, когда какой-то мальчишка разбил его бочку-амфору, они высекли злоумышленника, а Диогену дали новую бочку. [...] 

Диоген просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, философ ответил: «Чтобы приучить себя к отказам».

Он просил милостыню у скряги, тот колебался. «Почтенный, – сказал Диоген, – я же у тебя прошу на хлеб, а не на склеп!»

На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он ответил: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами – никогда».

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь». [...] 

Кто-то пожалел Диогена за его изгнание. «Несчастный, – ответил он, –  ведь благодаря изгнанию я стал философом». [...] 

Феофраст в своём «Мегарике» рассказывает, что Диоген понял, как надо жить в его положении, когда поглядел на пробегавшую мышь, которая не нуждалась в подстилке, не пугалась темноты и не искала никаких мнимых наслаждений. По некоторым сведениям, он первым стал складывать вдвое свой плащ, потому что философу приходилось не только носить его, но и спать на нем. Он носил суму, чтобы хранить в ней пищу, и всякое место было ему одинаково подходящим и для еды, и для сна, и для беседы. [...] 

Если Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг. Философ проповедовал: «Любовь к деньгам есть мерило всякого порока». [...] 

Некий «прыгун» сказал Диогену:
— Как жаль, Диоген, что ты с такой закалкой никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка ты был бы первым!
— Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.
— В каких же это? – не понял «прыгун».
И, укоризненно качнув головой, Диоген ответил:
— Вы же знаете: я состязаюсь в борьбе с пороками. [КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Источник: В. М. Евминова, Т. В. Иовлева, В. В. Мирошникова. 50 знаменитых чудаков. – Харьков: Фолио, 2007. – С. 168-172. / Цит. по порталу VIKENT.RU.]

Отказ от навязанных символов роскоши позволяет экономить время и деньги, которые ушли бы на их содержание. При таком подходе высвобождается приличный ресурс, который нужно пустить на Дело.

Задача 4. Сменить стереотип: работа за награду → творческий результат как награда

Наверное, один из самых сложных «подводных камней», с которым встречается исследователь, связан с циклом «работа → награда → наслаждение наградой». Вся система воспитания – от школьных домашних заданий до зарплаты на работе – дрессирует человека ожидать быстрой положительной отдачи от приложенных усилий. 

У исследователя награда в общепринятом смысле если и будет, то не сразу, а вероятность отрицательных реакций со стороны общества довольно высока. Кроме того, между точкой, когда он только-только начинает изучать новую тему, и точкой, когда он начнет получать удовольствие от решений сложных задач, лежит своего рода «долина скорби», когда приходится работать без ощутимого продвижения. Иногда из нее не выходят. И вот цитата в тему. 

[НАЧАЛО ЦИТАТЫ] Ответ Творческой Личности <...> Понимание того, что «плата за творчество» – неизбежное следствие творческой работы, а не случайный результат «не тех» внешних обстоятельств. Раннее ознакомление с текстом «Жизненной стратегии»: согласие платить требуемую цену (Н. И. Вавилов называл это «налогом на творчество»). Иммунитет, привитый воспитанием, должен давать понимание двух простых истин: 1) творческая работа не имеет конца;  2) главное вознаграждение – сама творческая работа. [...] 

Перенося на творческую работу обычные критерии успеха, человек вслед за получением первых результатов ждёт первого же, пусть небольшого, но реального вознаграждения. Ибо вначале никто не собирается «вкалывать» бесплатно. Но творческий труд парадоксален: человек трудится не за материальную прибыль. […] Не менее парадоксальна и награда – понимание масштаба, общественной полезности Достойной Цели и удовлетворение от своего места в достижении этой цели, в общем движении вперед. Чувство сопричастности к великому и есть наибольшая из возможных наград. [КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Источник: Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – С. 257, 259.]

Задача 5. Сменить стереотип: люди действуют согласно договоренностям → люди действуют согласно обстоятельствам

Разница между тем, что люди из окружения обещают, и тем, что они делают, может застать доверчивого человека врасплох. За удивлением следует обида, за ней – эмоциональные перегрузки и подорванное здоровье. Задача наставника – показать на примерах, что когда договариваешься о чем-то с человеком, он выполнит взятые обязательства, только если созданы условия, когда не выполнить их сложнее, дороже и неприятнее. 

Взрослые люди отстаивают свои интересы, а инфантильные – требуют, чтобы их интересы отстаивали другие, и называют это справедливостью.

Философ Александр Зиновьев, рассуждая о принципах жизни интеллектуала, пишет следующее:

[НАЧАЛО ЦИТАТЫ] Человек как таковой, если не имеет внешнего и внутреннего контролера поведения, способен на любую пакость по отношению к ближнему. Лишь другие люди ограничивают его. Общими усилиями люди изобретают систему ограничителей для поведения отдельного человека и закрепляют её в форме обычаев, права, религии, морали. Но эти ограничители не всесильны и не абсолютны. 

Даже в самом хорошем человеке сидит подлец, который может заявить о себе в случае ослабления или отсутствия контроля – отсутствия внешнего и внутреннего судьи его поведения. Так что нельзя доверяться людям полностью, надо всегда принимать во внимание то, что они могут тебя подвести, обмануть, сделать тебе пакость

Это в особенно сильной мере касается близких тебе людей. Они могут причинить тебе самые болевые удары, поскольку ты меньше всего этого ожидаешь от них, а они, зная тебя и рассчитывая на близость, меньше опасаются расплаты за свои подлости, 

Враги человека, говорил Христос, суть ближние его. Людям нельзя просто доверять. Их нужно ставить в такие условия, чтобы они сделали то, что тебе нужно, не ради тебя, а ради себя. Избегай ситуаций, в которых ты можешь быть обманут. Привязывайся к людям в меру, чтобы потери не были катастрофичными. [...] 

В творчестве главное не успех, а результат. Оценивай себя с точки зрения того, что нового ты внёс в данную сферу творчества. Если чувствуешь, что не способен сделать что-то новое и значительное, оставь эту сферу и уходи в другую, что бы ты ни терял при этом. Не поддавайся массовому мнению, массовым увлечениям, вкусам и модам. Вырабатывай свой вкус, своё мнение, свой путь. [КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Источник: А. Зиновьев. Исповедь отщепенца. / А. А. Гусейнов. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М.: Вече, 2009. – С. 486-490. / Цит. по порталу VIKENT.RU.]

Можно смоделировать ситуации, в которых ученики будут поставлены перед сложным моральным выбором  (например, методика морального интервью Л. Колберга), и разобрать возможные варианты выхода из этой развилки. Тогда на собственном примере и примерах других будет видно, что приводит к таким ситуациям и какие есть способы профилактики. В качестве рабочей гипотезы пока принято рассматривать знакомство со статистикой разводов, гражданских и уголовных дел, ДТП, несчастных случаев на производстве и других контекстов с высоким влиянием человеческого фактора.

Задача 6. Научить добиваться результата в неидеальных условиях

Если принять гипотезу, что столкновение со сложностями неизбежно, то ученики должны получать результат, преодолевая препятствия. Чем больше проблемных ситуаций будет смоделировано в учебном процессе, тем спокойнее будут восприниматься реальные жизненные обстоятельства. 

Навыки выявления, оценки и профилактики рисков необходимы не только в творческой и исследовательской деятельности, но в данных областях из-за высокого уровня неопределенности они критически важны. Приобретение опыта на многочисленных примерах снижает чувствительность к неожиданностям и переводит их в разряд штатных ситуаций.  

Рассуждая об этом, стоит помнить: существуют факторы, которые поддаются контролю, и те, что мы не можем обуздать. Последние в трактовке «Жизненной Стратегии Творческой Личности» Г. С. Альтшуллера можно назвать внешними обстоятельствами – сопротивлением окружающей среды. 

Мотивационный тренер Дэмиан Хьюз в книге «Как изменить абсолютно все» мыслит проще и разделяет эти факторы на «контролируемые» и «неконтролируемые», иллюстрируя свои тезисы историей восьмикратного олимпийского чемпиона по плаванию Майкла Фелпса. Спортсмен руководствуется формулой О + Р = И, или Обстоятельства + Реакция = Итог: каждый результат, который вы получаете в жизни (успех или неудача, богатство или бедность, радость или грусть, или в данном случае золотая или серебряная медаль), – итог вашей реакции на обстоятельства.

[НАЧАЛО ЦИТАТЫ] Когда ему было восемь лет, он впервые встретился со своим тренером Бобом Боуменом, который спросил его: «Ты что же, собираешься ждать первой золотой медали, чтобы настроиться на нужный лад?  Нет, ты сделаешь это прямо сейчас. Нужно выработать в себе правильное отношение к делу и опираться на это. Ты должен чувствовать себя олимпийским чемпионом задолго до того, как на твою шею повесят золотую медаль».

Боумен ознакомил его с формулой, о которой мы говорили, и сказал, что, если вам не нравятся итоги, которые вы получаете, у вас два варианта на выбор.

1. Можете винить обстоятельства.

Другими словами, винить экономику, погоду, отсутствие денег, образования, половую дискриминацию, своего партнёра, политическую обстановку, систему, что хотите. Боб Боумен специально проводил тренировки в таких условиях, чтобы Фелпсу было неудобно, например, в последний момент менял время тренировки, отменял такси, которые обычно возили его домой, или запрещал пить воду в перерывах. Однажды он специально наступил на очки Фелпса прямо перед началом соревнования и вынудил его обойтись без них.

Фелпс мог использовать эти факторы («обстоятельства»), чтобы оправдать поражение ещё до начала соревнований. Однако он знал, что это проверка, призванная определить, как он отреагирует на стресс. Помните, он считает, что человек, обладающий олимпийским настроем, может справиться с любыми ситуациями. Поэтому он выбрал второй вариант.

2. Можете вместо этого изменить свою реакцию на обстоятельства, пока не получите нужный результат.

Измените свои мысли, язык и поведение. Ведь именно это вы как раз и можете контролировать. К сожалению, большинство из нас не станут менять своё поведение только из-за того, что мы привыкли к условно-рефлекторной реакции.

Когда Фелпс сталкивался с тяжёлой ситуацией, он сразу же анализировал свою реакцию и отношение к этой ситуации, а затем задавал себе важный вопрос: «Что сейчас важно? Ныть и жаловаться на злой рок или контролировать свою реакцию?».

Например, на Олимпийский играх 2008 года Фелпс участвовал в последнем своем соревновании (200 метров баттерфляем), которое должно было принести ему восьмую золотую медаль. Почти сразу, как он прыгнул в бассейн, его очки стали протекать, и вскоре он ничего уже не видел. В это мгновение он задал себе тот важнейший вопрос: «Что сейчас важно?» - и понял, что жалеть себя не имеет смысла. Вместо этого он признал, что может контролировать только свою реакцию и поплыл так, что выиграл заплыв, да ещё и установил мировой рекорд. Отказавшись думать о

чём-либо, что выходило за грани его контроля, Фелпс направил всю свою энергию на то, что он мог контролировать. В вашей жизни сосредоточьтесь исключительно на том, что сейчас важно, и это поможет вам добиться плодотворной реализации намеченных изменений.  [КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Источник: Д. Хьюз. Как изменить абсолютно всё. – М.: Претекст, 2014. – С. 87-90. / Цит. по порталу VIKENT.RU.]

Хьюз завершает эту историю следующей мыслью: «Если вы вернетесь к тому списку факторов, которые влияют на ваш настрой, думаю, большинство из них попадут в категорию неконтролируемых. Если так, то подумайте, что же вы всё-таки можете контролировать. Один из пунктов в списке контролируемых вещей – ваше отношение. Отношение к жизненным фактам – это наш выбор. И в ста процентах случаев этот выбор никак не зависит от самих фактов».

Заключение

Чтобы учесть необходимый дополнительный слоя в подготовке учеников, мы предлагаем использовать таблицу, в которой по вертикали перечислены задачи, а по горизонтали – этапы работы преподавателя в течение занятия. Заполните ее педагогическими приемами и инструментами и используйте в практике. А в комментариях напишите, чем стоит дополнить содержание данного материала.

 

Временная шкала

ЗадачиПри подготовке к занятиюДо начала занятияВо время занятияПосле занятияЗадания для самостоятельной проработки
Задача 1     
Задача 2     
Задача 3     
Задача 4     
Задача 5     
Задача 6     

Сильные разработки создаются не в одиночку, а в коллективе. LIVREZON CLUB объединяет более 50-ти коллективов в разных отраслях научного знания. В ежедневном режиме они делятся опытом, собирают новые данные, пишут книги и статьи, тестируют технологии и получают друг от друга полезную обратную связь. 

Хотите присоединиться к коллективу разработчиков? Пишите на info@livrezon.com

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Я старался подробно раскрыть сущность революций в науке на иллюстрациях. [...] Но, очевидно, многие из них, которые были сознательно отобраны в силу их общеиз­вестности, обычно рассматривались не как революции, а как дополнения к существующему уже научному знанию. [...] Я предпо­лагаю, что есть в высшей степени веские основания, в силу которых революции оказываются почти невидимыми. И уче­ный, и дилетант заимствуют множество своих представлений о творческой научной деятельности из авторитетного источ­ника, который систематически маскирует (отчасти в силу важ­ных функциональных оснований) сущес...
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
Гуманитарные науки
Листовки рабочих движений в России в начале XX века
Livrezon-технологии
Курсовая работа здорового человека vs «Курсач курильщика»
Гуманитарные науки
Как совершенствовать собственную личность?
Гуманитарные науки
«Репертуар действий» социальных движений – Чарльз Тилли
Гуманитарные науки
Хирург Николай Амосов о том, в чем заключается смысл жизни хирурга
Гуманитарные науки
Главный признак тоталитарной секты, или как не попасть под влияние «гуру»
Гуманитарные науки
Прямая речь: дети в 1998 году о стране, будущем и надеждах
Гуманитарные науки
Эвтаназия как средство экономии бюджетных денег в фашистской Германии
Бизнес и экономика
Как социальная реклама сглаживает национально-религиозные противоречия?
Бизнес и экономика
PRотив насилия: как социальная реклама спасает детей?
Гуманитарные науки
Эпиктет о единстве мысли и действия (философия стоицизма)
Гуманитарные науки
Как закрепляются социальные нормы по В. М. Полтеровичу
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, как внешний враг сплачивает общество
Гуманитарные науки
Испания времен трех религий: как жили вместе христиане, мусульмане и евреи