О природе научных принципов по Анри Пуанкаре

0
Матвеев Дмитрий Александрович9/5/2020

Итак, принципы механики представляются нам в двух различных аспектах. С одной стороны, это истины, обоснованные опытом, подтверждающиеся весьма приближенно для систем почти изолированных. С другой стороны, это постулаты, которые прилагаются ко всей Вселенной и считаются строго достоверными. Если эти постулаты обладают общностью и достоверностью, каких недостает экспериментальным истинам, из которых они извлекаются, то это оттого, что они в результате проведенного анализа сводят­ся к простому соглашению, которое мы имеем право сформулировать, будучи заранее уверены, что ни­какой опыт не станет с ним в противоречие. Однако это соглашение не абсолютно произвольно; оно не вытекает из нашей прихоти; мы принимаем его, по­тому что известные опыты доказали нам его удобство. Так объясняется то, почему опыт был в состоянии создать принципы механики, и то, почему он не сможет их ниспровергнуть. […]

При первом ознакомлении с принципами особенно уместно подходить к ним с их объективной стороны; это можно сделать, только двигаясь от частного к общему, но не наоборот. 

Принципы - это соглашения и скрытые определения. Тем не менее они извлечены из экспериментальных законов; эти последние были, так сказать, возведены в ранг принципов, которым наш ум приписывает абсолютное значение. 

Некоторые философы довели процесс обобщения до крайностей; по их мнению, принципы составляют всю науку, которая, таким образом, вся принимает характер условного знания. Это парадоксальное уче­ние, называемое номинализмом, не выдерживает критики. 

Каким образом закон может стать принципом? Он выражал соотношение между двумя реальными членами А и В. Но он не был строго верным, а лишь приближенным. Мы произвольно вводим промежуточный, более или менее фиктивный член С, и С в силу определения связано с А точным отношением, которое выражено в законе. Таким образом, наш закон разложился на абсолютный, строгий принцип, выражающий соотношение А и С, и на приближенный, подлежащий пересмотру экспериментальный закон, который выражает соотношение между С и В. Ясно, что как бы далеко ни простиралось это расчленение, такие законы всегда будут иметь место. Мы вступаем теперь в область законов в собственном смысле

Пуанкаре А. О науке. — М.: Наука, 1990. — С. 112-115.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
2. Одним из главных следствий множественности причин является недостоверность первого из индуктивных методов метода сходства. Для пояснения этого метода мы предполагали наличие двух случаев: ABC, за которым следует abc, и ADE, за которым следует ade. На основании таких случаев можно было бы, по-видимому, заключить, что А есть неизменно предыдущее а и даже что оно есть безусловное, неизменное предыдущее, т. е. причина. Но для этого мы должны были бы быть уверены в том, что нет никакого другого общего обоим случаям предыдущего. Чтобы устранить это затруднение, предположим, что положительно устан...
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
Livrezon-технологии
Чем know that отличается от know how – фрагмент из книги «Как написать умную книгу?»
Теория Творчества
Тайны творческих союзов: от каждого – по способностям, коллективу – согласно совместимости
Теория Творчества
Природа как прообраз для технических инструментов
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, почему логика может быть вредна
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, чем мнение отличается от знания
Психология и психофизиология
Стивен Хайес пересматривает классическое положение когнитивно-поведенческой терапии
Теория Творчества
Нравственные ошибки в умозаключениях по Джону Стюарту Миллю
Естественные науки
Гендерные стереотипы в науке, или как ученые выдают желаемое за действительное
Теория Творчества
Примерный договор лицензионного договора (шаблон)
Теория Творчества
Что великие люди делали в детстве и юности: 7 стратегий
Теория Творчества
Константин Станиславский о том, как повысить дисциплину в труппе
Теория Творчества
В. И. Арнольд критикует формальный подход Рене Декарта
Теория Творчества
Сущность научного метода по Джону Дьюи
Теория Творчества
Как защитить изобретение от воровства?
Теория Творчества
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #56: ТУР Гениев в гостях у кинологов