1 500 туземцев, ни слова по-английски и оптимизация африканского производства

0
Смирнов Максим Валерьевич3/25/2022

Цветная символика применяется в производстве довольно широко. В цехах мы встречаем в настоящее время цветные светофоры. На диспетчерском табло зажигаются лампочки разных цветов. У рабочих мест так же зажигаются лампочки разных цветов или выкладываются разноцветные флажки. На учетных досках можно встретить цветные сигналы, регулирующие движения заказов. Сводные отчетные графики даются часто раскрашенными в несколько цветов. В учете и документации употребляются разноцветные карточки. […]

Далее мы опишем то, что пока удалось узнать об этом из английских и американских журналов.

1. Цветная символика в контрольно-измерительном деле. Инициатива применения цветной символики в этой области принадлежит инженеру Гюи Л. Муррею, заведовавшему несколько лет ремонтными мастерскими Суданской железной дороги в Атбаре (Африка), где было занято 1 500 рабочих туземцев, в большинстве случаев не только неграмотных, и едва понимающих по-английски.

Если в современном материальном хозяйстве при многих тысячах калибров трудность их отождествления с помощью буквенных и геометрических символов все возрастает, то в условиях названного предприятия была настолько велика, что пришлось искать новых средств отождествления.

Инж. Муррей начал с прикрепления к отдельным калибрам цветных ярлычков, обозначавших условно ту цель, для которой они предназначены, и постепен­но пришел к построению стройной системы цветных калибров, предназначенных для обслуживания кулисных парораспределительных механизмов всего парового парка Саранской дороги (168 паровозов).

Первой стадией работы для построения этой системы было изучение встречающиеся в практике степени износа каждого из 11 отверстий и шипов кулисного механизма, обозначенных серийными номерами на схеме (рис 1). Номинальный диаметр большинства шипов равен 1 5/8", номинальный диаметр шипов № 11 и 12 равен 1 1/2”.

Для каждого кулисного механизма, находящегося в эксплуатации, была составлена «‎карточка данных».

На эту карточку были занесены размеры, снятые с различно изношенных отверстий и, таким образом, на ос­новании изучения степени отклонения от номинальных размеров была построена система градаций ремонтных размеров, а вместе с ней и система предельных калибров. […] 

На первый взгляд могло бы казаться, что для отождествления 240 размеров потребуется очень большое число различных цветов, в действительности же их потребовалось всего 12.

Для каждого номинального диаметра были назначены следующие цвета: 1 1/2” – серый, 1 5/8" – крем, 1 3/4" – черный, 1 7/8" – розовый и 2" – коричневый.

Таким образом этими цветами определялись группы калибров, связанных с одним и тем же номинальным размером (например, «группа номинального диаметра» в 1 1/2”). Каждая группа в свою очередь распадалась на 4 серии, а каждая серия на 6 ступеней.

Для отличения серий в пределах любой группы были установлены оранжевые пояски на ручках калибров: первая серия группы совсем не имела оранжевого поя­ска; вторая имела один оранжевый поясок, третья – два и четвертая – три.

Для отличения ступеней в пределах любой серии были использованы шесть цветов: белый, голубой, красный, зеленый, розовато-лиловый и желтый. Белый цвет, таким образом, всегда символизировал новый на­чальный размер вала или отверстия. [...]

В общем, для отождествления любого калибра в данной системе потребовалось сочетание трех цветов.

Цвета были взяты по возможности основные; чтобы защитить их от быстрого стирания, краска наносилась в нарезанные на ручках углубления.

На рис. 3 показан комплект (группа) калибров, свя­занных с номинальным размером. По этой фото­графии мы видим, что для каждой «ступени» имеется пять калибров: 1) – предельный калиф для подвиж­ной посадки; 2) – предельный калибр для неподвиж­ной посадки; 3) – предельная скоба; 4) – стандартная контрольная плитка для контроля скоб и 5) – ступен­чатый калибр.

Кроме перечисленных калибров к комплекту относятся соответственно раскрашенные опознавательные диски – круглой формы для подвижной посадки и овальной для неподвижной.

Ступенчатый калибр имеет шесть ступеней, соот­ветствующих шести диаметрам калибров данного ком­плекта, и против каждого размера имеет цветную по­лоску, соответствующую данной ступени.

На рис. 4 показаны все упомянутые калибры и опознавательные диски. На рис. 5 показан ступенча­тый калибр.

Процесс работы. Организация работы с цвет­ными калибрами такова:

Все части ремонтируемого кулисного механизма после промывки кладутся на инспекционный стол (рис. 6, справа). Контролер (туземец) вкладывает в каждое из отверстий ступенчатый калибр и по цветной полоске калибра определяет тот ближайший размер диаметра, до которого должно быть отшлифовано отверстие; близ этого отверстия оно навешивает с помощью проволоки соответствующий по цвету диск и накладывает на проволоку свинцовую пломбу со своим номером.

Для подвижной посадки навешивается круг­лый диск, для неподвижной – овальный (соответствую­щие геометрические символы (вырезаны и на самих ка­либрах). Таким образом оказывается возможным очень быстро разметить все отверстия. Если ступенчатый калибр второй серии целиком проходит сквозь отверстие это значит, что оно настолько разработано, что его следует направить на цементацию. Если насквозь про­ходит ступенчатый калибр четвертой серии, деталь во­обще направляется в скрап.

Проинспектированные детали отправляются на шли­фовальные станки, где с ними поступают соответственно привешенным к ним цветным символам, т. е. при шлифовке контролируют размер отверстий предельны­ми калибрами, расцветка которых тождественна с рас­цветкой дисков. На рис. 7 показаны направляемые в ремонт детали с привешенными к ним цветными дисками.

После обработки детали возвращаются на второй инспекционный стол по-прежнему с привешенными дисками. Здесь контролер сортирует шипы к отверстиям и вносит соответствующие записи в паспорт кулисного механизма. Диски снимаются и направляются для ново­го использования.

Автор системы инж. Муррей перечисляет следующие преимущества подобной цветной символики:

1. Цветной инструмент психологически привлекателен. 
2. Он стимулирует производительность и повышает выход продукции.
3. Цветные символы воспринимаются много безошибочнее, чем буквенные или цифровые.
4. Цветная символика в контроле ведет к упразднению разных форм контрольной документации.
5. Надзор при цветной символизации тоже облегчается.
6. Цветная символизация регулирует прохождение работы по разным цехам или (рабочим местам.
7. Цветная символизация улучшает методы хранения (в шкафах для калибров все крючки и полочки тоже окрашиваются в соответствующие цвета, и нужные калибры моментально находятся или помещаются на свое место).
8. С раскрашенными калибрами более бережно обращаются и потому они дольше сохраняются.
9. Цвета узнаются в три или четыре раза скорее чем цифры или буквы.
10. Цвета являются универсальным языком и могут иметь международное значение.

Аналогичная система была разработана Мурреем для контроля диаметров паровозных осей и отверстий ступиц. Результатом введения описанной системы было пол­ное устранение «пробок» на отдельных рабочих местах выравнивание рабочего потока и значительное повыше­ние производительности мастерских.

Источник: Б.В. Бабин-Корень. Цветная символика в техническом контроле и в управлении станком (из иностранного опыта). // Организация труда. – № 4, апрель 1935 г. – С. 28-30.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Бизнес и экономика
Как спровоцировать клиента на импульсивные покупки
Мой брат Ричард содержал себя в период учебы, добиваясь уступок от людей, которые упускали из виду упомянутую выше простую мысль. Тактика Ричарда была настолько эффективной, что ему приходилось работать для получения необходимой суммы денег только по несколько часов в неделю; это давало ему возможность остальное время посвящать учебе. Ричард продавал машины, но не в демонстрационном зале и не на автомобильной стоянке. Он обычно покупал в уикэнд пару подержанных автомобилей, которые продавались частным образом через газету, и, не затрачивая ничего, кроме м...
Бизнес и экономика
Как спровоцировать клиента на импульсивные покупки
Бизнес и экономика
Как и когда появились первые кредитные карты
Бизнес и экономика
Что делать, если не получилось делегировать? Схема передачи работы другому сотруднику
Бизнес и экономика
Решает ли бизнес-проблемы теория ограничений системы Элияху Голдратта?
Бизнес и экономика
«Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства» – реферат: самое главное из книги Тайити Оно
Бизнес и экономика
Конвергенция как основа для инноваций – Питер Друкер
Бизнес и экономика
Как преодолеть сопротивление инновациям в компании
Иностранные языки и лингвистика
Как определяют уровень владения языком в разведывательных службах
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Бизнес и экономика
Как социальная реклама сглаживает национально-религиозные противоречия?
Бизнес и экономика
PRотив насилия: как социальная реклама спасает детей?
Бизнес и экономика
Как TikTok набирал популярность в Китае в начале развития
Бизнес и экономика
Работай только с лучшими, даже если они твои конкуренты
Бизнес и экономика
Как анализировать задание, чтобы исключить ошибки при выполнении
Бизнес и экономика
Что нужно знать спикерам перед выступлением? Приемы ораторского мастерства
Бизнес и экономика
Разное отношение к визуальному контакту между собеседниками в арабской и европейской культурах