Отечественный кинематограф: первые драмы, комедии и боевики

0
Тихонов Леонид Васильевич3/30/2021

Вообще же об отечественных съемках тогда еще и не думали. Несмотря на быстрое развитие кинопроизводства, художественная сторона фильма стояла на довольно низкой ступени. Драма состояла из 5-8 монтажных кадров, комедия из 10-15. Привожу в пример особенно ярко запомнившиеся мне картины того времени. Вот содержание «‎жуткой» драмы (употребляю принятую тогда терминологию) «‎Любовь врача» (фирмы Гомон).

1) Комната больной. Она слепая, ее лечит горбатый уродливый врач.
2) Через полгода. Врач влюблен в свою пациентку, но не решается сказать ей это. Уходя он говорит, что завтра она может снять повязку с глаз, так как лечение кончено, и она прозреет.
3) Комната врача. Он страдает и пишет письмо к своей пациентке, в котором говорит, что любит ее, но не надеется на взаимность, так как, прозрев и увидав его уродство, она с ужасом оттолкнет его.
4) Комната пациентки. Она читает письмо и целует его. Приходит врач очень грустный. Она бросается ему на шею. «‎Я люблю тебя, потому что ты вылечил меня!».
Поцелуй и конец.

Коротко, сжато и ясно, так как объясняется чрезвычайно экспансивной жестикуляцией, не говоря уже о том, что я сам видел, как публика в конце фильма утирала слезы умиления. А вот другой пример — комедия фирмы Пате: «‎Где моя голова?»

1) На   посту стоит полисмен, сзади подкрадывается хулиган и ударяет его по затылку. Голова полисмена отлетает и катится по улице. Безголовый блюститель порядка бросается за ней. Хулиган хохочет.
2) Дворник метет улицу, находит голову полисмена, пугается и подсовывает ее в открытое окно какому-то жильцу.
3) Безголовый полисмен является и префектуру и сообщает жестами комиссару о случившемся. Префект посылает отряд полисменов в поиски за пропавшей головой.
4) Жилец находит голову, пугается и кладет ее на лоток проезжающего торговца зеленью.
5) На базаре торговец, заметив голову, сует ее в мешок покупательнице-кухарке.
6) Кухарка приносит товар своей хозяйке. Та открывает мешок и, увидев голову, падает в обморок. Кухарка, в ужасе выбрасывает голову за окно.
7) На проходящего внизу нищего падает голова, и он в ужасе убегает.
8) Полисмены находят голову, переругиваются с ней (голова все время шевелит усами, ворочает глазами и «‎разговаривает») и торжественно несут ее в префектуру.
9) Префектура. Голову возвращают полисмену, к которому она снова прирастет, но задом наперед, так что приходится оторвать ее и приделать снова. Полисмен после выговора торжественно уходит.

Из приведенных примеров виден приблизительный характер фильмов того времени, и если я упомяну, что фильм Пате (фабр, № 1927) — «‎Собака и ее служба — новые прекрасные снимки с натуры" (105 метров) являлся в то время боевиком, то о степени требований зрителя можно, мне кажется, составить себе довольно точное представление. Упомяну еще о двух сверхбоевиках того времени, шедших с грандиозным успехом по всей России (обе — фирмы Пате). Первый из них, уже старый фильм, только что появившийся на русском экране после девятилетнего цензурного запрещения, был, «‎Рождение и жизнь Христа в картинах».

Я считаю эту картину непревзойденным до сих пор шедевром. Как памятник кино-творчества, этот фильм не повторяем. Начиная с ведущей волхвов кометы (двигавшейся на двух проволоках и постоянно судорожно дергавшейся) и бога Саваофа, с сонмом ангелов возносившегося на грубо размалеванном картонном облаке, на канатах, замаскированных газовой материей на подобие облачков, и кончая опереточными херувимами в длинных балахонах и с толстыми щеками, — все в этой картине было бесподобно. Более нелепой и неумелой пародии я никогда в своей жизни не видел. И вместе с тем публика, смотревшая этот фильм (по приказу полиции —без шапок), неистовствовала. Женщины плакали, а во время сцены распятия почти на каждом сеансе происходили истерики.

Вторым боевиком была «‎Цивилизация зверства». В художественном отношении она стояла значительно выше «‎Жизни Христа». В ней изображались всевозможные убийства, начиная от Каина и кончая современными войнами. Первыми шли кадры убийства Авеля. Каин убивал его громадной дубинкой и над ними, в облаках и при громе (даваемом звукомонтажом), парил ангел. Затем следовал Нерон и христианские мученики. И вот в сценах римского цирка, где сжигались на кострах христиане, в публике начиналось волнение и крики: «‎Довольно! Прекратите!» Почти ни один сеанс не обходился без скандала, и в конце концов картина была снята, как «неподходящая».

Лихачев Б. С. Кино в России (1896 — 1926). Материалы к истории русского кино. ЧАСТЬ 1 (1896 – 1913). — Л.: ACADEMIA, 1927. — С. 37-40.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Мы видели из всех предыдущих исследований, что всякое художественное произведение басня, новелла, трагедия включает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств. В «Поэтике» он говорит, что «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему опре...
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Искусство и дизайн
Эффект «раздвоения времени» с помощью музыкальных средств
Искусство и дизайн
«Хм, что-то знакомое…», или как композитор «Хоббитов» создавал связь с трилогией «Властелина колец»
Искусство и дизайн
Как классическая музыка обыгрывает буквальные сюжеты
Искусство и дизайн
Как музеи в СССР вели антирелигиозную пропаганду
Искусство и дизайн
Как музыка вызывает «возбуждение страстей»
Искусство и дизайн
Как музыка сопровождает движение объектов в кадре?
Искусство и дизайн
Картины есть, но вы их никогда не увидите
Искусство и дизайн
Почему «духовность» в искусстве – это вредно?
Искусство и дизайн
Как сделать страницу регистрации для сайта?