Патриотизм - единственный критерий системы при Чан Кайши

0
Миськевич Александр Владимирович9/24/2019

«Чан Кайши, возомнивший себя наследником Сунь Ятсена, практически противопоставляя свое идеологическое кредо демократизму основателя Гоминьдана, начисто отрицал возможность осуществления демократических принципов в Китае. Сунь Ятсен, в отличие от Чан Кайши, обращая особое внимание на роль государства, никогда не противопоставлял интересы личности и государства. Он стремился пробудить творческую энергию народа, побудить своих соотечественников на революционные действия. Чан Кайши же действовал в традициях китайских милитаристов, привыкших повелевать безликой массой, подчинять ее своей воле.

Чанкайшистские теоретики не утруждали себя поиском каких-либо новых идей. Представления о китайцах как о «разрозненных песчинках» издревле бытовали как в Китае, так и в других странах Востока. С этим был согласен и Сунь Ятсен. Члены китайского общества, «разрозненные песчинки», полагал Сунь Ятсен, наделены чрезмерной свободой, поэтому в обществе царствует вседозволенность и разобщенность. Чан Кайши пошел дальше, усматривая в милитаризме панацею от разобщенности. «...Каждый молодой человек в Китае,— провозгласил он,—должен стать либо солдатом, либо летчиком». Подобного рода теоретические концепции претворял на практике Гоминьдан.

Чан Кайши никогда не мирился с существованием оппозиции, даже в рамках, определяемых законом. Если он встречал сопротивление со стороны провинциальных правителей, то сразу же объявлял их милитаристами, мыслящими феодальными категориями. Генералиссимус доверял лишь своим родственникам и находящимся в большой зависимости от них высокопоставленным коррумпированным бюрократам. На парламент он смотрел как на инструмент, годный для манипуляции во внутренней и внешней политике. Правительство становилось «личным» органом, конституция служила прежде всего обеспечению его, Чан Кайши, власти.

«Одна партия, одна идеология, один лидер»— приверженность к этому лозунгу стала важнейшим критерием при оценке патриотизма и полезности в среде гоминьдановской элиты.

Чанкайшистские генералы с неприкрытой ненавистью взирали на цвет китайского общества — интеллигенцию. Лучшего средства, чем военная муштра, в деле воспитания молодежи из среды интеллигенции чунцинское правительство не могло найти. В стране развернулась кампания по созданию «особой армии», включающей в себя студентов и молодую интеллигенцию. Военные мундиры должны были образумить чрезмерно резвых интеллектуалов, которые, как говорил Чан Кайши, «прятались в тылу», «не хотели сражаться за свой народ», были «безучастными к судьбам нации», «сидели сложа руки и ждали, чтобы народ сражался за них». Прием испытанный, и он понадобился, чтобы обуздать китайскую интеллигенцию, оклеветать ее, найти отдушину для недовольства масс путем натравливания их на передовую, образованную часть китайского общества. Культ грубой силы возносился на пьедестал правительственной политики. Результаты гонений дорого обошлись китайскому народу, его интеллигенции.

Чан Кайши пытался возложить вину за отсталость страны на науку, на ученых, отошедших от прикладных исследований. Крутые меры применялись по отношению к тем, кто проявлял какое-либо недовольство существовавшими порядками, кто требовал прав — пусть даже минимальных — для народа. Недовольных причисляли к коммунистам, без суда и следствия их сажали в тюрьмы, подвергали чудовищным пыткам и издевательствам в гоминьдановских застенках.

Тезис о прочной, централизованной власти в Китае, о необходимости установления авторитарного правительства в этой стране — один из основных в книге Чан Кайши «Китайская экономическая теория». В ней центральное место отводится «экономическим обязательствам» государства. Конфликты в обществе, согласно Чан Кайши, возникают в связи с отсутствием возможности «удовлетворить неограниченные потребности и требования с помощью ограниченного производства товаров». Разумное управление обществом должно удовлетворять потребности людей, с одной стороны, сдерживать и ограничивать их — с другой; «отец народа» тол же и заботиться о справедливом распределении материальных благ».

Воронцов В. Б.  Судьба китайского Бонапарта.— М.: Политиздат, 1989.—336 с.: ил. Стр.237-238
Следующая статья
Психология и психофизиология
7 типов расстройства личности
Шизотипическое личностное расстройство Шизотипическое ЛР расположено где-то между областью нормы и шизофренией и расценивалось как «вялотекущая шизофрения». Однако у шизотипических индивидов бывают иллюзии (например, «чувствуют ауру») вместо галлюцинаций, а также странные убеждения (например, что они — сверхъестественные люди) и магическое мышление (например, телепатия) вместо шизофренического бреда. Они эксцентричны, и это распространяется на их внешний вид, способствуя общему имиджу «Мистической Мег», которым они живут (не играют). В смягченном виде при...
Психология и психофизиология
7 типов расстройства личности
Биографии
Первый в списке титров: Софи Лорен и Марлон Брандо
Биографии
Наполеон Бонапарт: восстание в Каире (1798)
Биографии
Почему Никола Тесла хотел уехать в СССР?
Биографии
Сара Бернар забыла слова собственного монолога
Биографии
Генрих Шлиман учит русский язык
Биографии
ТЮТЧЕВ: русский поэт-билингв — это противоестественно?
Биографии
Лев Толстой и Илья Репин, писатель и художник, дружба и ненависть
Деградация и лженаука
Теоретическое обоснование инквизиции в Средневековье
Биографии
Как Эдит Пиаф училась выступать?
Биографии
Болезнь и творчество Фридриха Ницше
Биографии
Как Максим Горький относился к своим первым произведениям?
Биографии
А. Г. Грибоедов и высшее образование в Российской Империи
Биографии
Левитан и ученики: пейзажная мастерская
Биографии
Правила стиля от первой леди США Жаклин Кеннеди
Биографии
Лени Рифеншталь: заплыв с аквалангом в 71 год