Пластика тела в японском кинематографе

0
Тихонов Леонид Васильевич8/21/2021

Благодаря высокоразвитой культуре тела, эти движения приобретают большую красоту и выразительность. Выкристаллизовываются особые формы походки, манеры стоять, садиться, брать в руки вещи, появляется необычайная четкость в самых судорожных проявлениях аффектов—гнева, радости, страсти. Театрализованная, внешне декоративная, жизнь японского феодала составляет благодарный материал для сцены, экрана или гравюрной доски. Здесь пластическая выразительность тела, декоративный арабеск одежды и прическа самурая чрезвычайно остро монтируются с геометрической узорностью японского жилища, создавая единство линейной ритмики целого.

На принципе линейного монтажа создавалась японская гравюра. Этот принцип входит в конструкцию японского театрального эпизода и японского кино-кадра. Наруками, сделанный гениальным японским гравером Сяраку, органически связан со сценической конструкцией Наруками в театре «Кабуки».

Японские актеры, играющие самураев, с детства усваивают пластическую культуру тела, мастерство жеста и движения. Ценность этого пластического актерского материала получает в японском кадре самодовлеющее значение и предопределяет структуру этого кадра и его роль в фильме. Японский кадр строится на игровом, актерском куске, на высокой культуре актерского жеста.

Установкой на игру актера и объясняется чрезмерная длительность этих игровых кусков в японском кадре, которая нам, привыкшим к «‎молниеносной» расчлененности американского игрового куска, совершенно чужда. Особую область техники японского актера составляет искусство фехтования, умение владеть мечом. Образ меча оплетен целым кружевом романтических поверий. Для японца меч — почти одушевленное существо. Он часто бывает объектом вожделения, страсти и ненависти, не менее, чем человек. И, конечно, он же герой целого ряда событий, похищений, процессов, распрей, а зачастую и распределитель земных благ, состояний, титулов... В связи с этим рубка на мечах является непременной принадлежностью каждой самурайской фильмы.

Выставка «‎Японское кино». // Сборник: О. Д. Каменева, Н. И. Конрад, Н. Кауфман, Д. Аркин. — М.: 1929. — С. 12-13.
Следующая статья
Бизнес и экономика
Фрэнсис Форд Коппола о секретах организации прямого эфира
Приходит время, когда ваш хорошо подготовленный и полный энергии актерский состав начинает, спотыкаясь, отыгрывать по целому акту за раз, потом по нескольку актов и, наконец, — постарайтесь добраться до этого момента как можно скорее — всю постановку полностью. Весь этот процесс очень похож на то, как готовится спектакль в театре, и поэтому я решил поручить его организацию театральному помощнику режиссера. Именно его голос предупреждает о том, сколько минут осталось до выхода в эфир, отсчитывает в обратном порядке время и дает указания касательно света, именно этот человек сигнализирует актера...
Бизнес и экономика
Фрэнсис Форд Коппола о секретах организации прямого эфира
Искусство и дизайн
Юрий Борев о литературе «потока сознания»: Джеймс Джойс, Марсель Пруст и другие
Искусство и дизайн
Алексей Литвин: пользовательский выбор при работе с интерфейсом и подходы к его проектированию
Искусство и дизайн
Смена эпох в облике генерального плана застройки Ленинграда
Искусство и дизайн
Приёмы символизма в средневековой архитектуре
Искусство и дизайн
Максимилиан Волошин: в чем на самом деле заключаются заслуги Родена?
Искусство и дизайн
ТАСС: Как повысить КПД снимка?
Искусство и дизайн
Как выразить тему сценария через зрительные образы?
Искусство и дизайн
Как создать уникальный дизайн, а не копию западных аналогов?
Искусство и дизайн
Как создать игру: сбор материала для GTA IV
Искусство и дизайн
Составляющие хорошей игры: цель и проблема
Искусство и дизайн
Как измерить элегантность игрового элемента?
Искусство и дизайн
Трансмедийный мир: свойства
Искусство и дизайн
В нашем сознании игра противостоит серьезности
Искусство и дизайн
Почему игры – это искусство?
Искусство и дизайн
Как провести парламентское расследование с помощью игры?