Платон о людях справедливых и жалких

0
Фрагмент нашла: Наталия Еремина8/21/2022

— Есть ли у души какое-либо назначение, которое нельзя выполнить решительно ничем другим из существующего, — например заботиться, управлять, советоваться и тому подобное? Есть ли что-нибудь другое, кроме души, к чему мы с полным правом могли бы все это отнести и сказать, что это его дело?

— Другого такого нет ничего.

— Опять-таки — жизнь: признаем ли мы, что это дело души?

— Безусловно.

— Стало быть, мы признаем, что у души есть какое-то присущее ей достоинство?

— Признаем.

Платон (427 до н.э. – 347 до н.э.)

— А лишившись этого присущего ей достоинства, может ли душа хорошо выполнять свое назначение или это невозможно?

— Невозможно.

— Стало быть, правление и попечение низкой души неизбежно будет плохим, а у возвышенной души все это выходит хорошо.

— Это необходимо.

— Но ведь мы согласились, что достоинство души — это справедливость, а недостаток — несправедливость.

— Да согласились.

— Значит, справедливая душа и справедливый человек будут жить хорошо, а несправедливый — плохо.

— Видно так, согласно твоему рассуждению.

— Но кто живет достойно, тот человек благоденствующий и счастливый, а кто живет недостойно — как раз наоборот.

— Да, не иначе.

— Следовательно, справедливый счастлив, а несправедливый — это жалкий человек.

— Пусть так.

— Но что за прок быть жалким? Иное дело — быть счастливым.

— Как же иначе?

— Следовательно, — чудак ты, Фрасимах! — несправедливость никогда не может быть целесообразнее справедливости. — Ну, этим и угощайся, Сократ, на Бендидиях!

— Это ты меня угощаешь, Фрасимах, раз ты у меня стал таким кротким и перестал сердиться. Впрочем, я еще не вдоволь угостился

— В этом моя вина, а не твоя. Как лакомки, сколько бы чего ни подали к столу, набрасываются на каждое блюдо, дабы отведать и его, хотя они еще недостаточно насладились предыдущим, так, по-моему, и я: не найдя ответа на то, что мы рассматривали сначала, а именно на вопрос, что такое справедливость, я бросил это и кинулся исследовать, будет ли она недостатком и невежеством, или же она — мудрость и добродетель; а затем, когда я столкнулся с утверждением, будто несправедливость целесообразнее справедливости, я не удержался, чтобы не перейти от того вопроса к этому. Так-то и вышло, что сейчас я ничего не вынес из этой беседы. Раз я не знаю, что такое справедливость, я вряд ли узнаю, есть ли у нее достоинства пли нет, и несчастлив ли обладающий ею или, напротив, счастлив.

Источник: Платон. Государство. – М.: Азбука, 2021. – С. 38.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
Иоганн Фихте о свободе, правах и государственной власти
a) Именно закон права говорит только, что каждый должен ограничить свою свободу правами других, однако не определяет, как далеко должны простираться права каждого и на какие объекты они должны распространяться. Это должно быть заявлено прямо и заявлено так, чтобы заявления всех были согласны между собой. Каждый должен сказать всем: я хочу жить на этом месте в пространстве и обладать как своим тем и этим; и все должны ответить на это: да, ты можешь жить здесь и обладать этим. Дальнейшее исследование этого акта дает первый отдел учения о государственном праве, о государственно-гражданском догово...
Гуманитарные науки
Иоганн Фихте о свободе, правах и государственной власти
Теория Творчества
Как найти новые решения? Модификации экспериментов по Фрэнсису Бэкону
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон об истинных пределах человеческому знанию
Гуманитарные науки
Как новости о революции шли на Урал
Гуманитарные науки
Свойства системы не сводятся к свойствам ее частей / Аристотель
Гуманитарные науки
Анри Пуанкаре о контринтуитивных моделях
Гуманитарные науки
Станислав Айзин: Как Амстердам стал велосипедной столицей мира?
Гуманитарные науки
Вместо «есть» оказалось «нет»: Михаил Меньшиков о готовности Российской империи к войне с Японией
Гуманитарные науки
Ганс Селье: что движет учеными?
Гуманитарные науки
Откуда берется агрессия мужчин по отношению к женщинам?
Гуманитарные науки
«Если встречный человек для тебя плох, то ты заслужил его плохим» – А. А. Ухтомский о Двойнике и Собеседнике
Гуманитарные науки
Школьница Ина vs гендерная дискриминация
Гуманитарные науки
«Мнения девушек о гендерных проблемах зависят от того, как их об этом спросили»
Гуманитарные науки
Каким должен быть пропагандистский текст
Гуманитарные науки
Опознание тел во время первой Чеченской войны