Почему режиссер — главный?

0
Гуменная Мария Дмитриевна6/30/2020

Кто входит в съемочную группу? Это как раз зависит от того, что именно написано в режиссерском сценарии. То есть именно режиссер решает, кто из специалистов ему нужен на съемке, без какой съемочной техники не обойтись. В своей книжке о сценарном мастерстве я писал о том, что несколько страничек сценария становятся поводом для привлечения к работе над фильмом или теле-передачей множества людей. Я только не сказал, что количество работников, их профессию и квалификацию определяет опять же режиссер. Кто эти люди? Конечно, «первый номер» — это сам режиссер. Ему предстоит руководить съемками, руководить съемочным коллективом... А впереди у него проблемы с монтажом отснятого материала; он вместе со сценаристом будет решать вопросы, связанные с закадровым текстом, с музыкальным редактором или композитором искать музыку и т. д. Режиссер с того момента, как принял к воплощению на экране литературный сценарий, — главный человек на всех этапах процесса создания экранного произведения.

Режиссеру помогает ассистент. В сложных по исполнению фильмах или передачах несколько ассистентов. Сколько именно — особых правил нет, все зависит от задач, стоящих перед съемочной группой. Например, в работе над игровым фильмом или телеспектаклем с режиссером работает специальный ассистент (или второй режиссер), который занимается организацией кастинга — поиска и отбора актеров. Иногда «вторых» режиссеров несколько, и у каждого своя задача. «Номер два» — оператор. Иногда их несколько: оператор-постановщик и операторы, снимающие по заданиям главного оператора... Очень важно содружество и взаимопонимание режиссера и оператора (операторов), от этого зависит качество и художественная выразительность отснятого материала, успешное воплощение режиссерского замысла. Если оператор снимает видеокамерой, с ним обязательно работает видеоинженер, на его ответственности — надежность камеры. Кроме того, у оператора тоже есть один или несколько ассистентов. Если съемки предстоит вести кинокамерой, то кроме ассистента с оператором работает супертехник — специалист, так же как видеоинженер, отвечающий за исправность кинокамеры.

С режиссером работает и редактор (точнее, должен работать), для которого главное — чтобы фильм или передача получились «грамотными» во всех отношениях с профессиональной точки зрения. Сегодня роль редактора значительно принижена. Отчасти это произошло потому, что когда-то на редакторе лежала обязанность неофициального цензора. Не дай бог, в фильме (а то еще раньше — в сценарии или дикторском тексте) будет обнаружена идеологическая «ошибка» — это могло стоить редактору работы. Этой проблемы теперь нет, вроде бы, и не нужен редактор! Но основная задача редактора — работа с текстами, начиная с заявки, до сдачи фильма, что было записано в так называемой «должностной характеристике», с которой редактора обязательно знакомили при поступлении на работу. И все неграмотности, все нелепости лежали на его совести. Такое время — нет редакторов, забыли и о должностных характеристиках. Я назвал основных исполнителей, хотя иногда трудно сказать, кто в такой работе основной, а кто второстепенный.

Когда одним и тем же делом занят большой коллектив, от каждого члена коллектива зависят удача или провал. От каждого буквально. Например, звукооператор нужен? Обычно нужен. Осветители нужны? Очень нужны, иногда один, иногда целая бригада во главе с мастером. Механик на операторском кране, механики на другой технике? Гримеры, визажисты, костюмеры, администраторы, шофер? И продюсер — без продюсера куда же? Все деньги у него! Видеоинженеры в монтажной. Инженеры в аппаратной озвучания. А если съемки происходят в павильоне (в студии ТВ), то там трудятся монтировщики декораций во главе с художником, разработавшим декорации — «выгородку» (так иногда называют примитивные, «фоновые» декорации). Художник нередко необходим и в съемках на натуре (напомню, слово «натура» — синоним слова «природа», когда речь идет о съемках), особенно в игровых фильмах и телеспектаклях. Тут нужна оговорка: на съемках коротких информационных сюжетов иногда работают всего два журналиста — корреспондент и оператор

Но все равно перед выходом информационного сюжета в эфир необходимы аппаратная монтажа и нередко аппаратная озвучания, где к работе подключаются режиссер монтажа, звукорежиссер и занятые в аппаратных инженеры. Я перечислил далеко не всех, кого в той или иной ситуации необходимо будет привлечь к работе. Такой вот режиссерский «спецназ» — в идеале коллектив единомышленников, в котором от каждого в этом коллективе зависит успех всей работы. Успех — или провал!

Фрумкин Г.М. Телевизионная режиссура. Введение в профессию: Учеб. пособие для вузов. — М: Академический Проект, 2009. — С. 26-28.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Юрий Борев о литературе «потока сознания»: Джеймс Джойс, Марсель Пруст и другие
ЛИТЕРАТУРА «ПОТОКА СОЗНАНИЯ»: ДУХОВНЫЙ МИР ЛИЧНОСТИ, НЕ СОПРЯЖЕННЫЙ С РЕАЛЬНОСТЬЮ В XIX в. было сделано (Стендаль, Л. Толстой, Ф. Достоевский) огромное художественное открытие: психологический анализ. До этого открытия феномен мышления понимался как простой отклик сознания на факт действительности. Мысль полно соответствовала факту и была равна ему. Толстой же показал, что люди как реки, их духовный мир текуч, мысль только отталкивается от факта и летит вдаль, мысль не равна факту, в акт мышления втягивается весь предшествующий опыт человека, и мысль сопр...
Искусство и дизайн
Юрий Борев о литературе «потока сознания»: Джеймс Джойс, Марсель Пруст и другие
Искусство и дизайн
Алексей Литвин: пользовательский выбор при работе с интерфейсом и подходы к его проектированию
Искусство и дизайн
Смена эпох в облике генерального плана застройки Ленинграда
Искусство и дизайн
Приёмы символизма в средневековой архитектуре
Искусство и дизайн
Максимилиан Волошин: в чем на самом деле заключаются заслуги Родена?
Искусство и дизайн
ТАСС: Как повысить КПД снимка?
Искусство и дизайн
Как выразить тему сценария через зрительные образы?
Искусство и дизайн
Как создать уникальный дизайн, а не копию западных аналогов?
Искусство и дизайн
Как создать игру: сбор материала для GTA IV
Искусство и дизайн
Составляющие хорошей игры: цель и проблема
Искусство и дизайн
Как измерить элегантность игрового элемента?
Искусство и дизайн
Трансмедийный мир: свойства
Искусство и дизайн
В нашем сознании игра противостоит серьезности
Искусство и дизайн
Почему игры – это искусство?
Искусство и дизайн
Как провести парламентское расследование с помощью игры?
Искусство и дизайн
Как создавались декорации к фильму «Мемуары гйеши» (реж. Р. Маршалл, 2005)