Зима и весна 1862 года принесли в семью Римских-Корсаковых новые глубокие перемены. Умер отец. Мать и дядя перебрались на житье в Петербург, к Воину Андреевичу. Вместе с тем оборвались последние нити, связывавшие Нику с тихвинским детством; побывать в родном городе ему больше не случилось. Весною он кончил Морское училище и почти сразу был зачислен в экипаж быстроходного парусного судна, клипера «Алмаз», готовившегося к дальнему плаванию. Идти в него Николаю Андреевичу не хотелось; музыка уже владела его мыслями всецело, и оторваться надолго от ставшего ему родным балакиревского кружка казалось невозможным. Но семья и особенно старший брат настаивали, и он подчинился. Воин Андреевич трезво смотрел на положение музыканта в тогдашнем обществе, еще находившемся в плену дореформенных понятий и дореформенных условий жизни. Почти неизбежная зависимость художника от знатных покровителей должна была казаться ему унизительной для Ники, страсть к музыке — юношеским увлечением, а мысль бросить службу на флоте, то есть верный кусок хлеба и притом достойное честного человека поприще, — неразумным упрямством.
Продолжительное отсутствие из Петербурга и невозможность заниматься музыкой, объяснял он брату, будут отличной проверкой серьезности его увлечения. Если оно, паче чаяния, окажется стойким, не поздно будет и вернуться к музыке. А плавание закалит характер, обогатит впечатлениями... Младшему все эти соображения казались не идущими к делу и неверными. Еще первые месяцы после отплытия «Алмаза»* творческий подъем продолжался, и третья часть симфонии (Анданте), написанная в конце 1862 года, оказалась лучшей, самой оригинальной ее частые (речь о ней впереди). Возникали новые музыкальные мысли и планы для уже задуманной, но так и оставшейся в зачатке второй симфонии. Но на этом все остановилось, источник иссяк.
Николай Андреевич был в глубоком унынии. Сказалась его склонность, замеченная еще Андреем Петровичем, к «нетерпеливости и гореванию в случае неудачи чего-либо предпринятого». И правда, в последующие два года с лишком плавания ему не только не писалось, но и мысль о композиторстве стала казаться несбыточной, а жизнь-сложившейся как нельзя более неудачно. На деле действительно невозвратным было одно — дружба с братом. «Как бы мне хотелось в Питер, чтобы быть с Вами, о многом бы мы перетолковали, — пишет Ника Балакиреву в ноябре 1863 года. — С матерью и братом у меня стало так мало общих интересов: мать для меня стара, а брат очень мало может мне дать, как я вижу из его писем; это служащий, деловой человек. Мать мне пишет боговдохновенные письма, жалеет об упадке молодого поколения, просит молиться богу, не говорить с вольнодумцами и проч. Если б она взглянула мне в душу, то не перенесла бы. Бедная мама! А брат, да что брат...? Вы не пишете, и я совершенно один».
Вероятно — но что мы знаем об этом! — старший пережил потерю дружбы и доверия сильнее; для него Ника был более чем брат, почти сын. И тем горше, что Воин оказался прав: через несколько лет Ника вернулся к музыке возмужавшим, встретившим жизнь, как и морские бури, лицом к лицу и сделавшим свой выбор. Не все умеют и могут расти и крепнуть в обстоятельствах неблагоприятных, среди людей далеких не только от музыки и литературы, но от всякого умственного и духовного развития (а таких в офицерском обществе на «Алмазе» было подавляющее большинство). Римский-Корсаков с честью выдержал трудное испытание. Уже на фотографиях лета и осени 1863 года поражает собранное, сосредоточенное выражение его лица, печать мысли и внутренней силы. Из писем времени заокеанского плавания видно, с какой открытостью и живостью воспринимал он все окружающее — людей и природу, как много («свирепо», по его выражению) читал, как жадно и в то же время критично слушал музыку, где только было возможно, как зорко вглядывался в купленные им в Киле партитуры Бетховена, Шумана и Глинки.
Источник: И.Ф. Кунин. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – М: Музыка, 1983. – С. 16-18.
Общество несовершенно. Оно тонет в проблемах и противоречиях: от безработицы и дискриминации до кризиса общечеловеческих идей. Решения этих проблем мы называем социальными инновациями. Однако, сегодня не существует технологии, которая бы генерировала эти решения не стихийно, а под задачу.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОЕКТА «АПОРОН»
➜ Сбор прецедентов: откуда возникают социальные проблемы и каким образом они решаются? Исторические примеры и современные кейсы.
➜ Обобщение прецедентов и создание технологий, позволяющих социальным активистом разрешать актуальные противоречия.
➜ Создание площадки, на который специалисты в области социальных инноваций смогут обмениваться практическим опытом.
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.