Природа как прообраз для технических инструментов

0
Фрагмент нашла Анастасия Димитрова10/14/2023

Весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. По словам польского математика Стефана Банаха, «математик — это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями; лучший математик тот, кто устанавливает аналогии доказательств; более сильный математик тот, кто замечает аналогии теорий; но можно представить себе и такого, кто между аналогиями видит аналогии». Поиски аналогий — это и есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или идеи.

В мифе о Дедале эллины выразили свое восхищение гениальным изобретателем, создавшим топор, бурав и, наконец, крылья.

Родная сестра Додала прислала к нему на выучку двенадцатилетнего сына, по имени Тал. Племянник оказался искусен и даровит. Миф приписывает ему изобретение компаса, гончарного круга и пилы. Пилу он придумал, взяв за образец, по одним источникам — спинной хребет костистой рыбы, по другим — челюсть змеи.

Поскольку новое орудие труда изготовлено было из стальной полосы, один край которой мальчик заточил в виде ряда острых зубцов, то Дедал объявил ему, что это вовсе не изобретение: копье уже было известно, лезвие ножа тоже, а простое их соединение не есть нечто новое.

Затем завистливый дядюшка, улучив момент, когда племянник стоял па краю скалы, столкнул его в пропасть. В том варианте мифа, который рассказан Овидием в «Метаморфозах», покровительница изобретателей богиня Минерва (так римляне именовали Афину) не допустила гибели мальчика и превратила его в куропатку. Впрочем, это не спасло Дедала от разоблачения, суда и смертного приговора. Бежав из-под стражи и обосновавшись на острове Крит, где он занялся сооружением лабиринта, Дедал присвоил себе честь изобретения пилы.

Оставляя в стороне моральную сторону этого поучительного рассказа, отметим, что изобретатель в своей работе воспользовался прототипом, взятым из живой природы. Такое направление технического творчества называют сейчас «бионическим». Способность к переносу является его необходимой предпосылкой.

Источник: А.Н. Лук. Юмор, остроумие, творчество. – М.: Искусство, 1977. – С. 145-146.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Теория Творчества
Нравственные ошибки в умозаключениях по Джону Стюарту Миллю
§ 3. В том, что можно назвать «философией заблуждения», есть еще другая ветвь, о которой здесь надо упомянуть — однако только для того, чтобы вовсе исключить ее из нашего рассмотрения. Источники ошибочных мнений бывают двух родов: нравственные и умственные. Нравственные вовсе не входят в планы настоящего сочинения. Их можно разделить на два главных класса: равнодушие к достижению истины и увлечение. Самый обычный случай последнего состоит в том, что нас увлекают наши желания. Мы почти одинаково склонны ошибочно соглашаться как с неприятным, так и с приятным для нас, раз только то или другое за...
Теория Творчества
Нравственные ошибки в умозаключениях по Джону Стюарту Миллю
Теория Творчества
Примерный договор лицензионного договора (шаблон)
Теория Творчества
Что великие люди делали в детстве и юности: 7 стратегий
Теория Творчества
Константин Станиславский о том, как повысить дисциплину в труппе
Теория Творчества
В. И. Арнольд критикует формальный подход Рене Декарта
Теория Творчества
Сущность научного метода по Джону Дьюи
Педагогика и образование
Как восприятие силлогизмов и построение умозаключений зависит от практического опыта
Теория Творчества
Как защитить изобретение от воровства?
Теория Творчества
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #56: ТУР Гениев в гостях у кинологов
Теория Творчества
Г. С. Альтшуллер о том, почему метод проб и ошибок не работает
Гуманитарные науки
Как проверить причинно-следственную связь на логические ошибки
Теория Творчества
Вытеснение человека из технической системы по Г. С. Альтшуллеру
Теория Творчества
Как найти новые решения? Модификации экспериментов по Фрэнсису Бэкону
Livrezon-технологии
Чем know that отличается от know how – фрагмент из книги «Как написать умную книгу?»
Теория Творчества
Тайны творческих союзов: от каждого – по способностям, коллективу – согласно совместимости