Прошение крестьян императору об их освобождении из тюремного заключения

0
Фрагмент нашел Анатолий Рыжачков6/18/2023

1903 г. декабря 20. Прошение крестьян дер. Корость на имя Николая II об освобождении их из тюремного заключения за вооруженное сопротивление местным властям при продаже их скота, описанного за потраву выгона помещика Раввы.

Приговором Киевской судебной палаты, состоявшимся 2 декабря сего 1903 года, все мы присуждены на один год и три месяца в исправительные арестантские отделения, с лишением всех прав состояния, обстоятельства этого гнусного и недобросовестного обвинения нас заключается в следующем.

15 лет, как все мы страдаем и терпим от нашего помещика Раввы всякие обиды и притеснения и ведем с ним всевозможные тяжебные дела в разных судебных учреждениях из-за пастьбы скота, раньше мы отбывали прежнему помещику натуральные повинности и за это получали всякие выгоды и имели от него 500 дес. выгонной земли, на которой пасся наш скот, а теперешний помещик Равва с целью извлечения для себя особых выгод отобрал от нас всю выгонную землю и тем стеснил всех нас до того, что нам нет никакой возможности жить и некуда деваться со скотом, ибо он воспретил нам пастьбу скота на той земле, которой пользовались с незапамятных времен предки наши, деды и отцы, а также и мы, никто из прежних помещиков не имел к нам никакого препятствия, а в настоящее время служащие этого помещика Раввы, проживающего постоянно в г. Варшаве, с целью хорошо жить на чужой счет и пользуясь нашею неопытностью, бедностью и слабостью, предъявили к нам иск в окружном суде в сумме 3090 руб. за пастьбу скота. Будучи бедными людьми и не имея возможности защищаться с таким сильным противником, как помещик Равва, имеющий у себя целый штат поверенных, против такой силы мы не могли бороться и доказать суду всей этой гнусной проделки служащих Раввы, предъявивших к нам подобный иск, который и был судом удовлетворен.

Получив исполнительный лист, поверенный Раввы немедленно приступил к взысканию с нас 3090 руб., и 10 февраля 1903 г. ночью явились в нашу деревню с тремя полицейскими урядниками и 20 десятскими, которые с фонарями стали в ночное время ходить по нашим сараям и делать поверку скота; и когда один из наших крестьян заметил свет в своем сарае, то огня перепугался и подумал, что воры забрались в его сарай, прибежал туда в одном белье и стал спрашивать их, какое они имеют право в ночное время врываться и делать беспорядок, то они схватили его и прибили до полусмерти, а на другой день утром явились волостной старшина и писарь и собрали сход всех крестьян, и к этому времени приехали становой пристав, судебный пристав, мировой посредник и 9 полицейских урядников, которые целую ночь пьянствовали в экономии помещика Раввы и не успели даже проспаться, и когда все уж находились в полном сборе, то наше начальство заявило нам, что все они явились к нам для того, чтобы продать все наше имущество и скот с публичного торга на удовлетворение 3090 руб. долга помещику, присужденного окружным судом за пастьбу скота в нашем совместном лесу, тогда все мы стали на колени и со слезами умоляли пощадить нас бедняков, не разорять, не доводить до совершенной нищеты и без того уже обездоленных и обиженных этими кровопийцами, служащими Раввы, и приостановить продажу нашего имущества до тех пор, пока не разрешится наше дело по апелляционной жалобе на неправильное решение окружного суда, но на все слезные просьбы наши начальство не обратило ни малейшего внимания, и немедленно приступлено было к продаже нашего движимого имущества, прибывшие на подкрепление бывшим нижним чинам полиции 300 человек десятских разошлись по всей деревне, нахальным образом врывались в наши жилища, хватали и грабили все то, что попадало им под руки, и стаскивали к месту продажи.

Видя подобное опустошение, разорение и грабеж среди белого дня, пьяных рассвирепевших исполнителей воли помещика, почти все женщины и дети, никогда не видевшие подобного зверского нападения и расхищения последнего своего имущества, возмутились, подняли вопль и рыдание, не поддающиеся описанию, и хватали грязь и бросали в нападающих чинов полиции, которые, озлившись, стали бить жен и детей наших обнаженными саблями, сил недостает для того, чтобы высказать те зверства и издевательства, которые пришлось испытать нам и всему нашему семейству от тех беспорядков и безобразий, которые были произведены самими же блюстителями порядка, которые, вместо того чтобы охранять нас от нападения и грабежа, сами произвели у нас страшное опустошение, разорение, бунт и погром и, не ограничившись этим, предали нас уголовному суду Киевской судебной палаты, обвинив нас в подстрекательстве к бунту, тогда как на самом деле мы никакого участия в этом деле не принимали, а судебная палата поверила составленному на нас протоколу и, не дав нам возможности представить в свое оправдание фактических данных, а также и не допросив наших свидетелей, приговорила нас к такому ужасному наказанию.

Всемилостивейший государь! Зная, что кающегося грешника бог прощает, а последняя его жизнь дает ему право на благое и благодатное милосердие его всемогущего творца, зная, что справедливый гнев и законная кара, определенные законом за содеянную вину, во имя милосердия божия и присущего милосердия, снисходящего с высоты престола от помазанника божия — царя русского, светоча жизни народной, мы решились прибегнуть к стопам вашим, Ваше Императорское Величество, со всеподданнейшим ходатайством о полном помиловании и полном прощении и забвении прошлого.

Ваше Императорское Величество! Отец милосердый, снизойдите к нашему тяжкому во всех отношениях положению, снимите с нас пятно позора перенесенного и переносимого нами наказания, соизвольте снять с нас печать отверженности, которая лежит тяжелым камнем на скорбных и убитых горем сердцах наших. Даруйте нам полное помилование и забвение прошлого. Да будет благословение Всевышнего над вами, да крепится и увеличится ваше царство и мощь вашей власти. Молим Бога, что молитвы всего народа и всех несчастных, получивших от вас помилование и облегчение страданий в переносившихся ими заслуженных карах, будут услышаны Богом. Все мы и семьи наши денно и нощно воссылаем и будем воссылать свои грешные молитвы к господу Богу за здравие и благополучие Вашего Императорского Величества, Вашего Августейшего семейства и всего царствующего Дома.

Верноподданные Вашего Императорского Величества крестьяне: Клим Титарчук, Терентий Дубенец, Степан Комар, Аким Комар, Алексей Чиж, Афанасий Пилат, Вакула Сорока, Семен Климец, Андрей Земляк-Олейчик, Максим Сорока, Трофим Кулинка, Сафрон Бережный и Павел Сорока, а за них неграмотных по их личной просьбе расписался Семен Климец.

20 декабря 1903 года.

РГИА. Ф. 1405. МЮ. On. 105. Д. 5626. Л. 26-29.

Источник: Крестьянское движение в России в 1901-1904 гг. Сборник документов. – М.: Наука, 1998. – С. 140-142.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
§250. Здесь мы займемся только законом, регулирующим отношения между взрослыми. Выраженный в этических терминах, он гласит, что каждый индивид должен нести последствия своего собственного поведения. Во всей под-человеческой жизни этот принцип под-человеческой справедливости господствует безгранично. §251. Но под-человеческая справедливость крайне несовершенна, как в общем, так и в частном. В общем она несовершенна в том отношении, что существуют многочисленные виды, поддержание которых основано на массовом истреблении других видов; в частном она крайне не...
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
Гуманитарные науки
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Гуманитарные науки
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Гуманитарные науки
Курт Левин о том, как передать человеку новую систему ценностей
Теория Творчества
Культура как фактор развития науки
Гуманитарные науки
Как анонимность пробуждает в нас самое злое и причем тут когнитивный диссонанс
Гуманитарные науки
Как работают аргументы в пропаганде
Гуманитарные науки
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»