1. Ошибки при анализе расположения рисунка на листе. К наиболее важным параметрам анализа рисунка можно отнести расположение изображения на листе, которое традиционно интерпретируется в терминах самооценки, уровня притязаний, защищенности, депрессивных тенденций. Однако в современной детской популяции все больше встречается детей со спецификой пространственного восприятия и пространственных представлений, обусловленной своеобразием межфункциональных взаимодействий мозговых систем. К этим особенностям можно отнести несформированность всех уровней пространственных представлений, а также тенденцию к левостороннему (чаще) игнорированию зрительного поля. Также встречаются случаи, когда объем зрительного поля сужен в верхней или нижней его части. Следовательно, и рисунок будет уплощен, сжат в какой-либо плоскости или будет располагаться ближе к одному из краев листа. При традиционной трактовке рисунка ребенка с подобными проблемами, скорее всего, речь пойдет о тех или иных искажениях самооценки, уровня притязаний и Я-концепции или о пессимистичном (оптимистичном) восприятии жизни в целом, что может быть совершенно нехарактерным для конкретного случая.
2. Ошибки интерпретации взаиморасположения фигур относительно друг друга на листе. Согласно традиционной проективной трактовке, наиболее высоко на рисунке расположен персонаж, обладающий наибольшей властью в семье, хотя он может быть и самым маленьким по линейному размеру. Ниже всех расположен тот, чья власть в семье минимальна. При такой интерпретации не учитывается, что примерно до 7-летнего возраста ребенок располагает предметы, рисуя более отдаленные над находящимися ближе, несколько позже ребенок изображает более отдаленные предметы – более маленькими, чем предметы близкие, и над близкими. Так ребенок в процессе развития подходит к перспективе. При проективной трактовке в этом случае то, что эмоционально менее значимо для ребенка (более отдаленное на рисунке и, следовательно, менее значимое) интерпретируется как директивное и более значимое. Это же относится и к изображениям значимых членов семьи.
3. Ошибки при анализе соотношения размеров фигур. По соотношению размеров фигур, например, в «Рисунке семьи» можно судить о доминировании и значимости членов семьи. Однако в норме пропорции в размерах людей и предметов возникают около 5,5–6 лет. Поэтому в более раннем возрасте данный параметр не должен рассматриваться при проективной интерепретации.
4. Ошибки при анализе рисования человеческой фигуры. В рисунке нормального ребенка может иметь место многочисленные просвечивания, поскольку мышление ребенка специфично и конкретно. Ребенок обычно рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Так, часто встречается просвечивающее платье, наложенное на тело, или даже волосы, видные сквозь шляпу. Похожие просвечивания в рисунке взрослого человека считаются серьезными нарушениями, а для рисунков детей это нормативное явление.
5. Ошибки при анализе деталей изображения. Отсутствие какой-либо детали, скажем ушей, в рисунке может трактоваться как стремление избегать критики, заглушить ее. Однако, для 4,5–5,5-летнего ребенка это будет всего лишь отражением нормативного этапа уровня развития рисунка, так как такие детали, как уши и волосы, появляются на очертании головы в среднем лишь к 6-летнему возрасту. И, наоборот, в рисунках детей некоторые фрагменты могут повторяться. Однако, если в рисунках взрослых это может свидетельствовать о невротическом уходе в безопасные сферы деятельности, то у ребенка повторения могут отражать обычную радость при повторении известных образцов.
6. Ошибки при интерпретации штриховки. В детских рисунках часто можно встретить штриховку. Хотя и сохраняется интерпретативное значение штриховки как признака тревоги, смысл детской штриховки может иметь отношение к общей неуверенности ребенка во взрослом мире, а не к индивидуальным особенностям ребенка.
7. Ошибки при анализе «цветности» рисунка. Значительное количество ошибок в проективной интерпретации может наблюдаться в том случае, когда ребенок выполняет тестовое задание цветными карандашами, фломастерами и т.п. Следует отметить, что анализ цветового решения рисунка допустим только с определенного возраста. Как уже говорилось, существует период, когда отношение детей к цвету если не безразличное, то ограниченное интересом к самому цвету, краске. Что изображается – не имеет значения, цвет как бы автономен. При анализе цветовой гаммы рисунков старших детей также могут возникать определенные казусы. В качестве примера можно привести попытку анализировать причину изображения разных по оттенку коричневых ног у фигуры отца, в то время как у ребенка просто сломался один из коричневых карандашей и ему пришлось подбирать ближайший по оттенку.
Резюмируя, следует отметить, что практическому психологу для минимизации подобных ошибок в своей деятельности необходимо знание основных принципов интерпретации и анализа детского рисунка.
Опираясь на подход В. Смекала к анализу детского рисунка, Е.С. Романова сформулировала основные принципы использования детского рисунка в психологической диагностике [23].
1. Учет нормативных возрастных особенностей формирования графической деятельности и рисунка при его трактовке.
2. Психолог, работающий в области диагностики, должен быть в состоянии оценить рисунок не только с точки зрения уровня развития, но и с точки зрения специфичных признаков.
3. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование в рамках обследования должно происходить в атмосфере игровой и неоцениваемой деятельности.
4. В индивидуальной диагностике следует прежде всего опираться на рисунки, за появлением которых можно было наблюдать.
5. Необходимо использовать единый формат бумаги и однотипный рисовальный материал, например карандаши средней мягкости (М2) и т.п.
6. Должны отмечаться эмоциональные и другие проявления ребенка в процессе рисования, а также такие особенности, как словесное сопровождение, рисующая рука и способ держания карандаша, изменение положения листа бумаги в процессе рисования, смена (поломка) карандашей и др.
7. Уровень сформированности схемы и образа собственного тела оказывают непосредственное влияние как на характер изображения фигуры человека, так и на характер графической деятельности в целом.
8. Предварительный анализ и учет особенностей зрительного восприятия ребенка.
9. Рисунок является индикатором не только творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических).
10. Рисунок никогда не следует использовать в качестве единственного отправного пункта проективной интерпретации.
11. Проективные тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с результатами дальнейших испытаний, в разговоре с родителями и т.п.
12. Преувеличение значения проективной интерпретации рисунка вызывает значительно большее количество ошибок в психологической диагностике, чем недооценка этой интерпретации. [...]
Наиболее важными показателями как использования рисунка в психологической оценке развития ребенка, так и его анализа являются: возрастная соотнесенность темы рисунка и основные анализируемые показатели для разного возраста.
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.