Психология литературного творчества: Н. В. Гоголь

0
Матущенко Виктория Владимировна2/26/2020

Гоголь высказывает аналогичную мысль в своей «Автор­ской исповеди»: «На меня находили припадки тоски... (по селу и родителям и пр., когда находился далеко от них). Чтобы раз­влекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать. Выдумывал целиком смешные лица и характеры, поставляя их мысленно в самые смешные положения». Вообще же, признается Гоголь в письме к В. Жуковскому от 29/XII 1847 г. «Я был характера скорей меланхолического и склонного к размышлению. Впоследствии присоединились к этому болезнь и хандра. И эти-то болезнь и хандра были причиной той весе­лости, которая явилась в моих первых произведениях.

Чтобы развлекать самого себя, я выдумывал без дальнейшей цели и пла­на героев, становил их в смешные положения — вот происхож­дение моих повестей!» Так, из наблюдений над другими, из смеш­ного, невольно подмеченного в окружающей среде, возникают произведения, которые имеют целью устранение собственных, совсем иных состояний, изгнание меланхолии, угрожающей уничтожить личность. Так же и ученый успокаивается, сосредо­точивая свое внимание на чем-то другом, перенося мысль из обла­сти жизненных невзгод к проблемам теоретического познания. 

«Только алгебра,— писал Лафарг о Марксе,— могла утешить его в самые трудные моменты его бурной жизни. Когда болела его жена, боясь, что может ее потерять, он писал трактат о бес­конечном исчислении, чтобы перенестись от мучительной дей­ствительности в спокойные сферы трансцендентальной абстрак­ции». Романтик Новалис, объятый тяжелыми сомнениями во время опасной болезни Софии фон Кюн, писал в 1797 году: «Погру­жаюсь насколько возможно глубже в волны человеческого зна­ния (в философию Фихте, которой поэт страстно увлекается), чтобы забыть, пока я в этом священном потоке, сонный мир судь­бы».

М. Арнаудов. Психология литературного творчества. — М.: Прогресс, 1970. — С. 197.
Следующая статья
Теория Творчества
В чем заключается цель познания и как определить знающего человека: перечитываем Аристотеля
Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому — влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприятия, ибо видение, можно сказать, мы предпочитаем всем остальным восприятиям, не только ради того, чтобы действовать, но и тогда, когда мы не собираемся что-либо делать. И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]. Способностью к чувственным восприятиям животные наделен...
Теория Творчества
В чем заключается цель познания и как определить знающего человека: перечитываем Аристотеля
Теория Творчества
Как стимулировать развитие науки? Письмо нобелевского лауреата Петра Капицы – Иосифу Сталину
Теория Творчества
Культура как фактор развития науки
Биографии
По каким параметрам не стоит выбирать партнера: случай Элизабет Тейлор
Биографии
Как Ада Лавлейс обходила запрет женщинам печатать научные статьи
Теория Творчества
Как спрогнозировать научное открытие: перечитываем Томаса Куна
Биографии
Как стать актрисой? Жизнь как площадка для перевоплощений
Биографии
Как не потерять себя при встрече с именитым режиссером – опыт Одри Хепбёрн
Биографии
Лидия Гинзбург теряет интерес к профессии и сталкивается с кризисом
Биографии
Клара Бартон – основательница Американского Красного Креста
Биографии
Жанна Ланвин: как получить статус мастера в модной индустрии
Биографии
Стать ученой – как девочка выбирает непопулярное предназначение
Биографии
Сексистские комментарии в отношении женщин-учёных как норма в науке XX века
Биографии
Как ухудшается психическое состояние в горе – случай Натальи Бехтеревой
Биографии
Как женщины преодолевают барьеры в профессии – случай физика Лизы Мейтнер
Биографии
Что сподвигло Екатерину II к самообразованию