«Размножение» тайных орденов в конце XVIII века

0
Фрагмент нашел Анатолий Рыжачков, главред LIVREZON11/23/2023

Из необозримой массы явлений, которые в течение XVIII в. вызвал к жизни доминировавший над всем дух сплочения в тайные союзы, мы в дальнейшем приведем еще те, которые в то время приобрели какое‑либо, хотя бы преходящее значение. Они также дают характерные указания, ценные для понимания того значительного времени, исполненного брожения и богатого идеями, во многом еще смутного, но неудержимо стремившегося вперед.

Орден Авеля (Abels‑Orden), или Орден правдивой откровенности и честности. Сочлены этого тайного общества, основанного в 1745 г. в Грейфевальде, называли себя абелитами, или последователями Авеля и старались проводить христианско — нравственно — филантропические принципы путем осуществления своего орденского лозунга: «Откровенность, дружба и надежда».

Орден состоял из двух степеней. Обладатели первой на основании обдуманного и добровольно принятого решения стремятся «со всем прилежанием» к «истинной откровенности и честности в исполнении всех своих обязанностей и стараются упражняться в них». Высший (II) класс состоит из таких лиц, «которые выдержали уже действительные и различные испытания в этом великом совершенстве и только стремятся к более высокой степени его». О таинственных знаках общества и их обрядах неизвестно ничего. В качестве «символов и эмблем» фигурировали «всевидящее око», крест, сердце, «скрещенные ключи», кольцо и мертвая голова.

Существование ордена было непродолжительно, едва ли он также вышел за пределы Грейфевальда.

Ордена усыновления (Adoptionsorden), то есть франкмасонские системы, которые принимали в число деятельных членов и женщин, были следующие: Орден Конкордии и Орден Мопсов. Первый возник в 1759 г. в Гамбурге, в 1760 г. был распущен, но в 1779 г. был снова открыт и процветал несколько лет также в Ганновере и Геттингене.

О происхождении «мопсов» точных сведений до нас не дошло. Известно, что эмблемой ордена был мопс. Он считался символом верности. При приеме кандидаты и кандидатки, с собачьими ошейниками на шее, царапались у двери ложи, и, так как их заставляли ждать снаружи, они лаяли по — собачьи. После допущения в святилище их под вой присутствующих «мопсов» обводили с завязанными глазами и на собачьей цепочке девять раз вокруг комнаты ложи, после чего они произносили членскую клятву и поучались «таинственным, совершенно шуточным положениям».

По слухам, не поддающимся проверке и не лишенным романтического оттенка, прежние католические франкмасоны во Франции соединились после появления буллы, изрекающей проклятье (1738), в Общество Мопсов, чтобы «иметь удовольствие принадлежать к тайному союзу». Среди основателей его находился, говорят, сам архиепископ Кельнский Климент — Август, который в качестве прежнего франкмасона покровительствовал будто бы обществу особенно потому, что оно давало ему возможность общения с дамами.

В Германии мы встречаем этот странный орден в средине XVIII в. Он имел, кроме Франкфурта — на — Майне, Нюрнберга, Геттингена, Гамбурга и Померании, особенный успех среди дам и придворных Шверинского двора.

Орден обезьяньих и львиных рыцарей (Affenund Lowenretten) хвалился (1776–1780), что он владеет истинными тайнами древних тамплиеров. Его символами были обезьяна и спящий с открытыми глазами лев. Первая считалась символом подражания, последний — символом бдительности.

Антимасонское общество (Antimasonische Sozietät) — так называлось аристократическое общество, которое имело в виду заниматься благотворительными делами и осуществлять всякого рода добродетели. Хотя и основанное по образцу франкмасонских, оно не имело степеней. Его сочлены узнавали друг друга по тайным знакам, отличались также кольцом и особым одеянием. Ни один член франкмасонского союза не мог принадлежать к этому обществу. Женщинам доступ в общество был также открыт. Оно существовало, главным образом, в Готторфе между 1741–1779 гг.

Орден Аргонавтов, основанный в 1772 г. брауншвейгским гофратом Шридером, бесплатно принимал в свою среду мужчин и женщин высшего общества. Сочлены носили в качестве орденского отличия серебряный якорь с зеленой эмалью и забавлялись «в хорошие летние дни на острове, находившемся на пруду, который принадлежал к брауншвейгскому домену Риддагсгаузене», — музыкой, танцами и чтением произведений своего духовного творчества.

Роскошный обед, предлагавшийся «гросс-адмиралом» Шрадером, достойным образом заканчивал идиллию этих романтических радостей. С «салютом» (Schiffsgruss) «Да здравствует веселье!», которым обменивались новые аргонавты при встрече, они и расходились. Когда эта слащавая игра в аркадских пастушков окончила свое блаженное существование, — неизвестно.

Аркадское общество из Фландрии нечто вроде франкмасонства, было основано в 1764 г. в изенбургском имении Нейгоф у Оффенбаха юными мечтателями, которые по своему возрасту не могли быть приняты в союз человечества. Сторонники общества набирались преимущественно из аристократических семей. Рассказывают, что и Гете в 15–летнем возрасте добивался быть принятым в него. Само собой разумеется, что столь незрелое создание не могло иметь надежды на устойчивость. Тем не менее его существование до 1771 г. доказано фактами.

Централисты (1770–1780), так назывался союз, который под фактическими формами занимался будто бы практической алхимией, на самом же деле преследовал религиозно — политические цели. Их намерением было централизовать все исповедания, связать и объединить их этим путем с римской церковью. Есть большое подозрение, что в этой игре дело не обошлось без участия иезуитов.

Рыцари креста Троицы. Эта франкмасонская система, возникшая в 1785 г. в Грюнштадте, известная под именем Грюнштадтского учения, была делом бывшего прусского капитана фон Ассума. Этот прожектер и фантазер таинственно ссылался на неизвестных вождей и, как многочисленные другие авантюристы до и после него, стремился к восстановлению истинного, высшего франкмасонства. Послушникам, посвященным в рыцари, открывались перспективы земных благ, которых они добьются «физическими и нравственными силами».

Чтобы ввести в заблуждение общественное мнение, устраивались лотереи, билеты которых рыцари должны были распространить в обществе. Наконец, национальный конгресс всех немецких каменщиков должен был создать для лотереи более устойчивое основание. Между тем о дальнейшей судьбе оригинального проекта мы не узнаем больше ничего. Мы только знаем, что его проведение вызвало со стороны ландграфа Людвига Гессенского значительные расходы. Ассум умер в 1787 г. С его смертью пришел конец и всему блестящему предприятию.

Союзный Орден подлинных (Sozietatsorden der Echten), основанный в 1758 г. капитаном фон Бесселем в Ландсгуте в Шлессии для осуществления «настоящей, честной и откровенной дружбы» и закрывшийся в 1763 г., делился на провинции и диоцезы, которые были подчинены провинциалу, дефиниторам и Maitres еn chaire. Каждая провинция состояла из 6 лож откровенности, верности, дружбы, признательности, удовольствия и постоянства. Каждая ложа составлялась из Passe‑Maitre. Vire ‑Passe‑Maitre, кассира, секретаря и апостола Freres honotairs и одного Freu servant. Весь орден в целом управлялся магистром ордена, которому помогали гросс-канцлер, главный казначей (Gross ‑Schatzmeister), главный хранитель печати, директор канцелярии и два канцелярских советника.

«Орденские принадлежности, которые должны иметься у каждого сочлена», составляли орденский знак, кольцо, молоток, кокарда, патент и извлечение из устава. Кокарда в зависимости от ложи была светло-голубого, белого, желтого, светло-голубого и белого, «полукрасного» и темно-зеленого цвета.

Орденский знак носили «подвешенным в петле». Он состоял из четырех горящих сердец, «остриями соприкасающихся в форме креста». Передняя сторона знака содержала буквы FSCV (fide sed cui vide) OP (Орест и Пилад), обратная сторона — буквы FINU (fidelitas inter nos utrosque) и «гору исполнения».

«Сессии ложи» (Logen Sessiones) (главные ложи) устраивались в марте и сентябре. «Logen Winke», то есть собрания нескольких членов ордена могли происходить так часто, как это было угодно главарям.

Церемония при приеме и другие обычаи напоминают в отдельных пунктах франкмасонский ритуал, в остальном же сводятся совершенно к ребяческой забаве.

С Орденом подлинных, по-видимому, тождествен Союзный Орден праведной дружбы.

Гармоническое общество было учреждением магнетизера Месмера в Париже и в своей организации следовало отчасти франкмасонскому образцу. Кто добивался приема в него, должен был подвергнуться продолжительному послушничеству, после чего происходило посвящение, сопровождавшееся торжественным церемониалом.

Антон Фридрих Месмер (1733–1815), известный как основатель учения о животном магнетизме, изучал математику, физику, юриспруденцию и медицину и в 1775 г. принялся за систематическую обработку своей теории. К магнетизму якобы научному вскоре присоединился мистический. Пожив вначале в Вене и в Швейцарии, Месмер отправился в Париж, где наконец нашел желанное сочувствие своему учению.

Орден видел свою задачу в том, чтобы излечивать больных, «наследовать гармонию всей природы и влиять на человечество физически и нравственно». Несколько чудесных излечений, которые Месмер произвел при помощи магнетизма, создали ему не только значительное состояние, но и привлекли к его обществу многочисленных сторонников и друзей. В короткий промежуток времени во всех более крупных городах Франции создалось 30 таких гармонических союзов, которые были подчинены главной, парижской, ложе. Они процветали до тех пор, пока бури революции не положили внезапного предела и существованию этих обществ. Месмер избежал грозившей ему смерти лишь благодаря поспешному бегству.

Небесный трибунал был тайным союзом, следы которого можно проследить в пору 1750–1790 гг. в Риме, Флоренции и Венеции. По-видимому, он составлял нечто вроде тайного судилища, причем будто бы пользовался по местным обычаям для наказания виновных также мечом и ядом.

Иерусалимский орден, основанный около 1791 г. и перенесенный около 1793 г. в Германию, принимал в члены лишь христиан и стремился «возвести их к Богу и сделать из них деятелей человеколюбия». Каждый ученик должен был давать обет «не присутствовать никогда там, где несправедливым и неправедным образом христианина лишают жизни, и никогда не принимать в этом участия ни советом, ни делом».

Руководитель всего ордена являлся обермейстером или Иегова-Саваофом. Подчиненные ему гроссмейстеры и викарии служили представителями провинциальных лож. Другие должности ордена занимали священники ордена, корреспонденты и конвентуалы и т. д. Подмастерьями были те, кто прошли все семь степеней, но не имели никакой должности. Они преподавали в академии ордена и руководили оруженосцами (послушниками). Система имела своей целью, очевидно, эксплуатацию тех, кого слепая вера увлекала в ее сети.

Орден Ионафана и Давида был обществом с тенденцией католизации и с семью степенями — Ostearius, Lector Exorcist, Acoluthus, Subdiakonus, Diakonus, Summus, Superior. Его родиной была Голландия, где он впервые появился. Здесь также находилось управление ордена — викарий и полномочные. Верховным главой был папа.

Крестовые братья (Kreuzbruder, или Kreuzfromme) представляли теософски — мистическое братство, основанное графом Хаугвиц, известным впоследствии прусским государственным министром (ум. 1831), и дававшее трем степеням Иоанна исключительно христианское толкование.

«Мерзенские всадники на козлах» (Versener Bockreiter). В многолюдной деревне Мерзен в Лимбурсгском округе в XVIII в. хозяйничала смелая разбойничья шайка. Хотя ее позорные деяния множились со дня на день, сами преступники оставались неизвестными. И вот рассказывают, что простой народ постепенно пришел к убеждению, будто злой дух действует заодно с шайкой и помогает ей в ее разбойнических подвигах. Вечно деятельная народная фантазия разгорячалась все более и более и составила, наконец, подробную картину ужасных сатанинских преступлений. Разбойники связывают взаимно друг друга страшной клятвой «над окровавленным телом убитого человека». Церемонией руководит Велиаль собственной своей персоной. В распоряжении каждого члена банды имеется «мохнатый черный козел», на котором он ездит по воздуху, чтобы скорее укрыть себя и свою добычу в безопасном месте. От этих удивительных поездок по воздуху разбойники будто бы и получили свое название «всадники на козлах».

В основе этих рассказов лежит действительное происшествие. Разбойники воспользовались именно «козлиной догматикой» и старались использовать ее в интересах таинственности своего преступного искусства. Разбойничий атаман Кирхгоф, казалось, вел мирный, безупречный образ жизни хирурга и монастырского эконома. Весной в тихую полночь при слабом мерцании луны вблизи часовни Гертогенрода он принимал в преступное общество подходящих послушников и связывал их «разбойничьим договором, согласно которому они и духи обещали друг другу вечную службу и верность». Обет, написанный на пергаменте, подписывался самим кандидатом. «Происходило это при таинственном освещении, источник которого не был виден, при этом каждый из подписывавшихся надрезал себе левый большой палец и собирал кровь на перо; ранка моментально исцелялась Кирхгофом». Вслед за принятием члена шло разгульное пиршество. Воображение новичков болезненно возбуждалось церемонией приема, при этом потребление напитков или нюхательного табака с примесью одуряющих веществ приводило их в состояние нервного раздражения, под влиянием которого и без того слабо развитая способность к мышлению исчезала окончательно. В этом состоянии несчастным преподносились ужасные сказки о появлении козла и о пользовании им в качестве быстрого животного для верховой езды, и все это запечатлевалось в их памяти на вечные времена.

Много десятилетий разбойники занимались беспрепятственно своим позорным ремеслом, пока мстительная рука правосудия, вооруженная пытками, колесом и веревкой не поднялась против преступников. Хотя суровый суд произвел среди «волшебного разбойничьего союза» значительную чистку, в такой степени, что в Мерзене целый ряд домов был заброшен, все же уже спустя несколько лет козлиные наездники наводнили Голландию и Рейнские провинции поджогами, грабежами и убийствами. По правдоподобному свидетельству, банда в 205 человек награбила приблизительно до 1804 г. сумму в 3,5 миллиона франков. В 1798 г. она перенесла свою главную квартиру из Мерзена в Нейвид. С этого времени она постепенно утратила свое устрашающее имя.

Мистически-нравственные цели преследовали следующие союзы.

Les Philalethes, или Les Chercheurs de la Verite («друзья истины», или «искатели правды»). Основанная в 1773 г. в Париже, эта система состояла из 12 классов. Они начинались со степени ученика, подмастерья и мастера и кончались степенью филалета (друга истины).

«Союз селитренников» (Bund der Salpeterer). Когда аббат св. Власия хотел в середине XVIII в. привлечь жителей графства Гаунштейн в Бадене к отбыванию барщины, они для борьбы с этими поползновениями аббата образовали тайный союз, во главе которого стал торговец селитрой. По этой причине общество получило название селитренников. Подавленный после краткого существования, союз на мгновение снова выплыл в XIX в., как утверждают, для борьбы против прогрессивных стремлений в церкви и школе.

«Соляной союз» (Salzbund). В 1790 г. Боде, превосходный боец за франкмасонство и иллюминатство, выработал ритуал для задуманного им немецкого франкмасонского союза. Выдержки из него впоследствии были опубликованы под заглавием «Der Salzbund», так что слух о действительном существовании такого союза нередко принимался за правду.

L’Ordresacre des Sophisiens. Несколько французских офицеров, принимавших под командой Наполеона участие в походе на Египет, основали в 1790 г. это франкмасонское общество. В нем было три степени: аспирантов, посвященных и членов великих мистерий.

Орден горчичного зерна был протестантским духовным рыцарским орденом, распространенным, как говорят, с 1708 г. в Англии, Голландии и Германии. Его ученики должны были подобно горчичному зерну (Ев. Марка. 4, 30–32) «тайно» работать в интересах религии Иисуса. В качестве опознавательного знака они носили золотое кольцо с надписью «Никто из нас не живет для себя». Особый орденский знак представлял собой золотой крест с зеленой эмалью на углах, в центре которого в овале было изображено горчичное дерево со словами «Quod fuit ante nihil». Его носили на золотой цепи или на цветной шелковой ленте, смотря по тому, был ли сочлен светским или духовным лицом.

«Орден розы» (Rosenorder), прозванный также Roseninstitut, созданный в 1783 г. небезызвестным Гроссингером в Галле, — был широко задуманной мошеннической системой, на доходы от которой его основатель вел приятную жизнь. В качестве мнимой гроссмейстерши Гроссингер указывал на некую г-жу фон Розенвальд, у которой он состоял постоянным секретарем. По его словам, орден преследовал философские и воспитательные цели. Принимались в него лишь мужчины и женщины «высокого духовного аристократизма», которые, однако, в то же время были бы в состоянии делать весьма солидные взносы. Члены носили орденскую ленту из розового шелка, с обеих сторон разделенную на три конца. Кроме розы, на ней имелось имя владельца или владелицы, большое, окруженное розовым венком изображение розы и расплывчатый силуэт мнимой гроссмейстерши. В 1786 г. орден насчитывал 120 посвященных; вскоре после того, однако, он распался, когда стали известны действительные намерения Гроссингера.

Чтобы с удобством продолжать свой распутный образ жизни, авантюрист переселился в Берлин. Арестованный за многократные мошенничества, он убежал из тюрьмы, приехал в Саксонию и нашел, наконец, убежище в одном поместье графа Фуггера в Шварцвальде. Обязавшись перед своим покровителем публично оправдаться и в то же время выработать план возрождения Ордена розы под другим названием, Гроссингер объявил о возникновении Ордена гармонии и опубликовал книгу «Die Harmonie oder Grundplan zur besseren Erziehung, Bildung und Versorgung des weiblichen Geschlechts, aus den Englischen von Karl. Reichsgrainen von F» (Reutlingen, 1788). Так как это произведение появилось без ведома графа Фуггера, то он выгнал «своего протеже».

Новое общество (Орден гармонии) также принимало мужчин и женщин, которые обещали друг другу вечную дружбу, а своим начальникам не только дружбу и любовь, но и покорность. Мнимым главой ордена была некая графиня фон Стафф, вдовствующая герцогиня Ньюкестльская. По всей видимости, новое предприятие нашло сторонников, особенно в Венгрии.

Орден молчаливости, добродетели и верности — так называлось учрежденное в 1759 г. в Берлине и, по — видимому, вскоре снова распавшееся общество для нравственного совершенствования. Оно называло свои собрания ложами, создало себе по образцу франкмасонского ритуала ряд обрядностей и обязало своих сочленов «говорить о людях лишь одно хорошее и обращать все к лучшему». В качестве орденского знака служил крест с изречением «Parles pas mal d’autrui».

Источник: Г. Шустер. История тайных обществ, союзов и орденов: в 2 книгах. – Книга 2. – М.: Айрис-пресс, 2005. – С. 201-210.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Односторонность и многосторонность аргументации При построении аргументации важное значение приобретает вопрос: следует ли оперировать только односторонними аргументами или же приводить двустороннюю аргументацию с представлением контраргументов? Эта проблема исследовалась группой американских психологов. Двум группам испытуемых, по 214 солдат в каждой, и одной контрольной группе, насчитывающей 197 солдат, предложили вопрос, связанный с окончанием войны с Японией. Установки по этому вопросу фиксировались до эксперимента и сразу после него. В одной эксперим...
Гуманитарные науки
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
Гуманитарные науки
Листовки рабочих движений в России в начале XX века
Гуманитарные науки
Как совершенствовать собственную личность?
Гуманитарные науки
«Репертуар действий» социальных движений – Чарльз Тилли
Гуманитарные науки
Хирург Николай Амосов о том, в чем заключается смысл жизни хирурга
Гуманитарные науки
Главный признак тоталитарной секты, или как не попасть под влияние «гуру»
Гуманитарные науки
Прямая речь: дети в 1998 году о стране, будущем и надеждах
Гуманитарные науки
Эвтаназия как средство экономии бюджетных денег в фашистской Германии
Гуманитарные науки
Эпиктет о единстве мысли и действия (философия стоицизма)
Гуманитарные науки
Как закрепляются социальные нормы по В. М. Полтеровичу
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, как внешний враг сплачивает общество
Гуманитарные науки
Испания времен трех религий: как жили вместе христиане, мусульмане и евреи
Гуманитарные науки
(Буквальная) цена женского образования в Российской империи
Гуманитарные науки
Миф о положении женщины как барьер для ее развития