Развитие этикета: от Древней Греции до наших дней

0
Романов Александр Олегович9/16/2019

В Древней Греции в светской жизни не предполагалось каких-либо формальных ограничений, и только в период поздней Римской империи стали появляться первые признаки строгой регламентации поведения, складывались основы этикета. Большую часть дня греки проводили вне дома — в палестрах (спортивных залах) и гимнасиях (стадионах). Все граждане во второй половине дня стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи, сообщались и обсуждались новости, поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой для хозяина складной стул для более удобного общения. Зачастую встречи затягивались допоздна и гражданам приходилось возвращаться ночью в сопровождении рабов-факелоносцев.

В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также в азартных играх. Женщина, согласно обычаям, могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Важнейшими чертами общественной жизни древних греков были дружелюбие и гостеприимство, переходившие в государственную обязанность. Гостеприимство превращалось в институт прок-сении — прообраз дипломатической службы. При выезде из своего отечества в соседние государства греки оказывались там чужаками, поэтому проксены защищали их интересы, предоставляя им жилье, обеспечивая деньгами.

Общественная и деловая жизнь в Риме проходила в основном на Форуме и Марсовом поле. Римские граждане охотно посещали общественные игры и зрелища, число которых доходило до 170 в год. В жизни римлян термы (общественные бани) играли большую роль, чем у греков, из-за своего многофункционального характера. Позже они превратились в роскошные дворцы, предназначенные не только для купания. В термах появились комнаты отдыха для общения и библиотеки. Сюда приходили в сопровождении рабов, которые несли простыни, скребки. Во времена Римской империи термы играли роль клубов, в которых одновременно могли присутствовать около четырех тысяч человек. Здесь устраивались представления, велись философские беседы. Термы стали обязательным элементом городской застройки всех городов Римской империи.

В XI—XIII вв. появились правила поведения за столом. Пировали за длинным столом, во главе которого сидел хозяин, ранг гостя определялся близостью к месту хозяина, которого обслуживали первым, желая убедить гостей в том, что кушанья не отравлены.

В 1204 г. испанский священник Педро Альфонсо написал книгу по правилам поведения для священнослужителей и монахов «Дисциплина клерикалис», на основе которой впоследствии составлялись пособия по гражданскому этикету в Англии, Франции, Германии и итальянских княжествах.

С XIV в. в Италии отмечены тенденции к облагораживанию нравов, стремление к красоте, обучение манерам. В XV в. появляется мода и определяются основные правила этикета. Из Италии вместе с науками этикет проникает в Западную Европу: сначала в Англию, потом во Францию и Германию. На развитие этикета в странах Западной Европы большое влияние оказали национальные обычаи и традиции разных стран, этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки.

На королевских приемах во Франции, чтобы попасть на бал, необходимо было сначала научиться этикету. Главное правило дворцового этикета того времени — никто и никогда не имел права начинать первым разговор с его величеством. Был также утвержден королевский церемониал, который охватывал все стороны жизни монарха, установлены правила для короля: степенная походка, строгий взгляд, выражение превосходства. Свита покорно должна была повиноваться королю, выполнять любой его каприз; в правилах были описаны поклоны для подданных.

В этот период появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемонимейстера, следившего за выполнением всех тонкостей этикета и регламентировавшего всю дворцовую жизнь.

В это же время этикет появляется и на Востоке. Был создан кодекс учтивости, который впервые опубликовали в Японии, но до сих пор ученые и историки не могут его расшифровать. Выходит много сборников правил поведения в Китае, в которых насчитывается около 30 ООО видов церемоний. Основное правило китайского этикета: если человек не выполнил пункт из китайского кодекса учтивости, то позор падает на всю его семью, род. Много в этом кодексе правил по воспитанию детей, организации приемов, поведению за столом.

В Европе несколько позже начинают публиковаться правила поведения в театрах, на концертах. Там, например, можно было кричать на концерте, испытывая восторг, что было недопустимо в Советской России.

В 1588 г. появляется свод Правил «Статус Великого княжества Литовского», которому люди подчинялись на протяжении 250 лет, обучаясь по нему манерам и правилам поведения.

В Англии граф Честер — философ, писатель в области психологии и этикета — в 1774 г. опубликовал труд «Письма к сыну», в котором подробно описывал правила воспитания детей.

В XVIII в. Оливер Голдсмит — английский писатель-сентименталист — в своих произведениях описывает правила обхождения с женщинами, в которых впервые было оговорено, что женщина должна подчиняться своему мужу.

Первый президент США Вашингтон в 14 лет написал книгу «Правила приличного Поведения», которая включала в себя 100 правил. Третий президент США Томас Джеферсон в своих сборниках уделял внимание правилам поведения на приемах, балах, вечерах.

Этикет древнерусской, а затем великорусской народности формировался как часть ее этнических традиций. Во времена Киевской Руси в города проникли христианские нормы жизни из Византии, вытеснившие языческие и скандинавские. В деревнях же до XIX в. сохранялась языческая культура. В период феодальной раздробленности после ордынского нашествия (XII—XIII вв.) на Русь проникают восточные нормы поведения, например, деспотизм мужа в семье и т.д., что сохраняется вплоть до XVI—XVII вв. В этот период возникает понятие «светская жизнь», связанное с государственной службой.

Европейский этикет в России появляется только в начале XVII в. До этого существовал общепринятый порядок, изложенный в кодексе правил «Домострой», в котором Владимир Мономах описывает жесткий свод правил эпохи Ивана IV. В основе этих правил лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших — старшим. Это сборник правил о том, «как должно жить». В семье хозяин, чтобы не подвергнуться всеобщему осуждению, должен был держать в страхе жену и всех домочадцев. Детей надо было учить ремеслу и торговле, при неповиновении — «сокрушать ребра». Жена должна была воспитывать детей и вести хозяйство. «Домострой» учил «не красть, не лгать, не клеветать, не завидовать, не осуждать, не насмешничать, не помнить зла».

Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России.

К концу XVII в. домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества. Петр I, расширяя границы общения России с другими государствами, стал вводить в государстве европейские нормы поведения. Активный проводник правил этикета, Петр I после возвращения из-за границы велел всем подданным надеть парики и панталоны, стал проводить ассамблеи. Женщины начали выходить в свет, в обиход вошел иностранный язык, стало модным обучение танцам и музыке (для девочек), знание точных наук (для мальчиков), изучение литературы и культуры других стран: Франции, Испании, Германии.

В 1717 г. по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», которая понравилась русскому дворянству. В книге писалось: «Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, прямо, а, не согнувшись ступать и голову держать прямо ж, а на людей глядеть весело и приятно с благообразным постоянством, чтобы не сказали: он лукаво на людей смотрит». Несмотря на то что Петр I искоренял патриархальные порядки, некоторые устои и традиции «Домостроя» еще долго сосуществовали с европейскими правилами.

При Елизавете Петровне немецкое влияние ослабевает, сменяясь французским. Французский язык входит в употребление среди светского общества и становится необходимой принадлежностью дворянского воспитания. В начале XDC в. поведение светского человека должно было соответствовать канонам сентиментализма: в моде бледность и разговоры на чувствительные темы.

В 1744 г. при Елизавете Петровне был выработан «Церемониал для чужестранных послов при Российском Императорском дворе», который расписывал порядок действий от начала въезда гостей в столицу до организации приема.

Особую роль в формировании придворного этикета сыграла Екатерина II, она сама составила «Эрмитажный этикет», в котором писала: «Есть, пить вкусно и сладко, но не до такой степени, чтобы забывать свои ноги под столом, когда начнутся танцы».

В период реформ Александра II в столице и губерниях складывается новый слой общества с более демократичными манерами, исчезает тип аристократа, все стремятся заниматься каким-либо делом, появляются кружки.

Современный этикет наследует обычаи всех народов от древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку соблюдаются представителями не только определенного общества, но и самых различных социально-политических систем и групп, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем данной страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Дусенко С. В. Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие для студ. — М.: Академия, 2011. — С. 8-12.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Цивилизованный человек отличается от дикаря главным образом благоразумием, или, если применить немного более широкий термин, предусмотрительностью. Цивилизованный человек готов ради будущих удовольствий перенести страдания в настоящем, даже если эти удовольствия довольно отдаленны. Эта привычка становится важной с возникновением земледелия. Ни животное, ни дикарь не стали бы трудиться весной ради того, чтобы обеспечить себя пищей на следующую зиму, если не считать немногие чисто инстинктивные формы деятельности, вроде собирания меда пчелами или заготовки орехов белками. Но и в этих случаях нет...
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Гуманитарные науки
Фундаментальный конфликт благоразумия и страсти по Бертрану Расселу
Гуманитарные науки
Ложная самоуверенность может роковым образом ввести в заблуждение
Гуманитарные науки
Если факты не доказаны, а лишь принимаются за истинные
Гуманитарные науки
Безумие толпы, или как люди поддаются деструктивному влиянию групп
Гуманитарные науки
Иммануил Кант о моде, тщеславии и законах подражания
Гуманитарные науки
Как знаки заменяют слова и определения: размышления Лейбница
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
Гуманитарные науки
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Гуманитарные науки
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств