Реформы Ататюрка: турецкий язык

0
Гуменный Виктор Георгиевич8/7/2020

Отдавая дань истории, Кемаль не мог пройти и мимо языка, поскольку у прародительницы мировой цивилизации должен был быть и соответствующий ее высокому статусу язык. Для чего в 1932 году и было создано Общество турецкого языка. Дабы доказать первичность турецкого языка, Кемаль взял за основу теорию известного австрийского лингвиста X. Квергича, согласно которой все языки произошли из восклицаний наблюдавшего природу древнего человека. Ну и само собой понятно, что первое такое восклицание принадлежало туркам! С подачи Кемаля эта гипотеза была переработана турецкими лингвистами в их собственную «солнечную теорию». Исходившие из того, что главным культом древнего человека был культ солнца, а самым простым звуком человеческой речи «а», они объявили турецкое слово «аг» («свет, белый») изначальным словом всех языков мира. И само слово «ариец» являлось, по их мнению, производным от слияния «аг» и «ар», где под последним словом подразумевалось турецкое «ер» — «мужчина, человек». Именно это и дало повод создателям «солнечной теории» провести неразрывную связь между арийцами и турками и перенести прародину первых в Среднюю Азию.

Ну а затем дело стало доходить до смешного, и поскольку турецкий язык насчитывал всего сорок тысяч слов и значительно уступал развитым языкам, Кемаль принялся не только сам выдумывать новые слова, но и потребовал подобных нововведений от каждого приходившего к нему. Для чего и установил в своей столовой специальную доску. Что-же касается новых технических терминов, то для их создания была образована специальная комиссия, и, как утверждали некоторые шутники, в конце концов Кемаль изобрел еще более непонятный язык, на котором и произнес мало кем понятую речь на приеме в честь шведского принца Густава Адольфа.

Он и в дальнейшем не отступит от своей идеи и, совершая в ноябре 1937 года путешествие по только что построенной линии железной дороги в расположенные на юго-востоке страны курдские районы, отметит свое пребывание там переименованием в соответствии с «солнечной теорией» Ди-ярбекира в Диярбакыр. Ведь корень слова «бакыр» по-турецки означает «медь». Не останется без его внимания и переименованный в Элязыг Элязыз. Сделав остановку в Адане и вдоволь налюбовавшись установленной в городском саду своей скульптурой, он тут же объяснит, что название Тарсус происходит от древнего тюркского племени теркеш.

Ну и конечно, увлеченный своими идеями Кемаль не мог пройти мимо «участия» турецкого языка в исламе. Коран был переведен с арабского на турецкий, а традиционный эзан — призыв мусульман к молитве — звучал с минаретов теперь уже на турецком языке. Но Кемалю и этого было уже мало, и 18 июля 1932 года высшие духовные лица Стамбула объявили о том, что наряду с эзаном на турецком языке будет проходить и камет (начало молитвы).

Ушаков А.Г. Феномен Ататюрка. Турецкий правитель, творец и диктатор. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. – С. 334-335.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Цивилизованный человек отличается от дикаря главным образом благоразумием, или, если применить немного более широкий термин, предусмотрительностью. Цивилизованный человек готов ради будущих удовольствий перенести страдания в настоящем, даже если эти удовольствия довольно отдаленны. Эта привычка становится важной с возникновением земледелия. Ни животное, ни дикарь не стали бы трудиться весной ради того, чтобы обеспечить себя пищей на следующую зиму, если не считать немногие чисто инстинктивные формы деятельности, вроде собирания меда пчелами или заготовки орехов белками. Но и в этих случаях нет...
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о том, кто такой цивилизованный человек
Гуманитарные науки
Фундаментальный конфликт благоразумия и страсти по Бертрану Расселу
Гуманитарные науки
Ложная самоуверенность может роковым образом ввести в заблуждение
Гуманитарные науки
Если факты не доказаны, а лишь принимаются за истинные
Гуманитарные науки
Безумие толпы, или как люди поддаются деструктивному влиянию групп
Гуманитарные науки
Иммануил Кант о моде, тщеславии и законах подражания
Гуманитарные науки
Как знаки заменяют слова и определения: размышления Лейбница
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
Гуманитарные науки
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Гуманитарные науки
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств

Комментарии (0)