Рене Декарт: критика логики Аристотеля

0
Бондаренко Данила Викторович3/31/2021

Критикуя старую (аристотелевскую) логику, Декарт писал: «Я заметил, что в логике ее силлогизмы и большинство других ее предписаний служат более к тому, чтобы изъяснять другому то, что нам известно, или даже, как искусство Луллия, чтобы говорить без собственного рассуждения о том, чего не знаешь, а не к тому, чтобы что-либо изучать.

Правда, логика содержит немало правил, очень верных и очень хороших, но к ним привешено столько вредных и излишних, что разделить их столь же почти трудно, как вызвать Диану или Минерву из необделанного еще куска мрамора». Логика, анализ геометров и алгебра – достоинства их без их недостатков – вот что должно войти в новую логику. «Я, вместо того большого числа правил, из каких слагается логика, думал: довольно мне четырех следующих правил, только бы я решился твердо и постоянно соблюдать их без отступления.

Первое: принимать за истинное лишь то, что с очевидностью познается мною таковым, т. е. избегать поспешности и предупреждения и принимать к суждению лишь то, что представляется так ясно и раздельно моему уму, что никаким образом не может быть подвергнуто сомнению.

Во-вторых: дробить каждую из трудностей, какие буду разбирать, на столько частей, сколько только можно, дабы их лучше разрешить. 

В-третьих: всякие мысли по порядку начинать с предметов, простейших и мельчайших, и восходить мало-помалу как по ступеням до познания более сложных, допуская, что есть порядок даже между такими, которые естественно не предшествуют одни другим. 

В-последних: делать всюду перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено».

Маковельский А. О. История логики. — М.: Кучково поле, 2004. — С. 309.
Следующая статья
Гуманитарные науки
Роль женщины в обществе: историческая трансформация
В эпоху революционных потрясений, наиболее зримо обнажавших противоречивость общественных отношений, возрастала интенсивность созидающе-творческих идей, потребность осмыслить роль и место человека в обществе, права на его свободу и равенство. Результатом такого осмысления явилась идея равенства всех людей, провозглашенная революционными идеологами буржуазии,— идея, которая впервые утверждала равенство мужчин и женщин. В этом смысле конец XVIII века был плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. В этом веке громко заз...
Гуманитарные науки
Роль женщины в обществе: историческая трансформация
Педагогика и образование
Как формируется цель? ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ
Гуманитарные науки
Советская философия и ее представители: Мамардашвили, Ильенков, Левада, Ракитов и другие
Гуманитарные науки
Культ личности и тотальный контроль в Северной Корее
Гуманитарные науки
Эстетика второй половины XIX века: Шопенгауэр, Вагнер, Ницше
Биографии
Как Николай Коперник пришел к мысли о движении Земли?
Биографии
Картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» — вандализм 1913 года
Биографии
Братья Стругацкие и цензура: выдержки из редакторских правок
Гуманитарные науки
Коррупционные механизмы в странах Юго-Восточной Азии
Гуманитарные науки
Как средневековые города компенсировали высокую смертность?
Гуманитарные науки
СЕКРЕТ СОКРАТА: Фрагмент книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей?»
Гуманитарные науки
Этапы развития общественных движений на Западе в XX в.
Гуманитарные науки
Откуда появились скинхеды?
Гуманитарные науки
О шахматах и их пользе в реальной жизни
Гуманитарные науки
Принципы профессиональной этики журналиста