В эпоху революционных потрясений, наиболее зримо обнажавших противоречивость общественных отношений, возрастала интенсивность созидающе-творческих идей, потребность осмыслить роль и место человека в обществе, права на его свободу и равенство. Результатом такого осмысления явилась идея равенства всех людей, провозглашенная революционными идеологами буржуазии,— идея, которая впервые утверждала равенство мужчин и женщин.
В этом смысле конец XVIII века был плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. В этом веке громко зазвучали голоса, выступавшие в защиту тогда бесправных в обществе женщин.
В 1789 году философ-просветитель секретарь Французской академии наук Ж. А. Кондорсе напечатал статью «О допуске женщин к гражданским правам», в которой ратовал за устранение «всяких предрассудков», создавших неравенство мужчин и женщин. «По какому праву,— спрашивал он,— женщин хотят исключить из общественной жизни? Разве они не являются частью нации?» «Одним из наиболее важных для общего счастья результатов прогресса человеческого разума,— подчеркивал Ж. А. Кондорсе,— мы должны считать полное разрушение предрассудков, создавших неравенство прав между двумя полами, гибельное даже для того, кому оно благоприятствует».
Спустя два года Олимпия де Гуж представила Конвенту «Декларацию прав женщин и гражданок», в которой, в частности, отмечалось: «Женщины имеют право всходить на эшафот, следовательно, они могут всходить на трибуну».
Равноправного с мужчиной человека видели в женщине Жан Жак Руссо, Вольтер, Дидро.
Идеи XVIII века далее развивали социалисты-утописты — Фурье, Сен-Симон, Оуэн.
Развитие производительных сил, приведшее к вовлечению женщин в общественное производство, особенно приковало внимание многих мыслителей второй половины XIX века, не оставляя их безучастными ко все более отчетливо проявлявшемуся женскому вопросу.
Так, Джон Стюарт Милль в книге, изданной в 1869 году в Лондоне «О подчинении женщины», писал о существующем принципе господства между полами как одной из главнейших преград человеческому прогрессу. Семейные отношения — «единственный вид рабства, известный современному закону», а семья — «школа деспотизма», утверждал он.
Обострение женского вопроса побудило прогрессивных мыслителей рассмотреть его природу во всей совокупности конкретно-исторических, социально-экономических, политико-правовых, культурологических, этнических, психологических аспектов. В этом плане очень много сделали теоретики марксизма. Они, усвоив и переработав все, что было ценного в более чем двухтысячелетием развитии человеческой мысли и культуры, опираясь на широкий круг работ исследователей, проанализировали природу, генезис и функции, диалектику отношений женщины и общества и тем самым дали уму пищу для самостоятельных размышлений и по сей день.
К. Маркс и Ф. Энгельс во многих работах рассматривали диалектику отношений женщины и общества. В «Тезисах о Фейербахе», «Святом семействе», «Немецкой идеологии», «Манифесте Коммунистической партии» и других произведениях они изложили причины социального неравенства по признаку пола. Ф. Энгельс опроверг бытовавшее мнение о физической силе, физическом преобладании мужчины как источнике социального угнетения женщин. Он писал в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: «Одним из самых нелепых представлении, унаследованных нами от эпохи просвещения XVIII века, является мнение, будто бы в начале развития общества женщина была рабыней мужчины. Женщина у всех дикарей и у всех племен, стоящих на низшей, средней и отчасти также высшей ступени варварства, не только пользуется свободой, но и занимает весьма почетное положение».
Исходя из того, что «каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда», К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно доказали, как возникло зависимое положение женщины.
Разделив историю человечества на три главные эпохи: дикое состояние, варварство, цивилизация,— они показали, что их отличие заключалось в способе добывания средств к существованию и что каждая из этих эпох имеет три ступени.
Низшая ступень ДИКОГО СОСТОЯНИЯ — детство человечества, когда люди пока жили на деревьях, питались фруктами, кореньями, но членораздельная речь уже существовала.
Средняя ступень — отличается употреблением мелких животных, рыб и использованием огня. Человек научился изготовлять дубину, лук и пользоваться ими! Он стал охотиться, воевать с соседними племенами! Тогда и возникло людоедство.
Высшая ступень — период, когда произошло усовершенствование оружия, появились ручное ткачество, каменные орудия, а с умением обрабатывать дерево — и лодка. Изменился образ жизни людей.
Низшая ступень ВАРВАРСТВА — время возникновения гончарного производства. В эту же пору шло приручение и разведение животных. Оно сопровождалось мясным и молочным производством. Человек овладевал культурой растений. Появились все виды хлеба.
Средняя ступень — ступень развития, на которой люди освоили орошение, образовали стада домашних животных. Потребность кормить большое количества людей и животных вызвала появление землепашества, что привело, в свою очередь, к оседлости, исчезновению людоедства.
В наше время существует мнение, основывающееся на утверждений археологов и историков, что у истоков освоения человечеством земледелия, ткачества, гончарного ремесла стояла женщина. Африканская мифология повествует, что именно она заметила связь между брошенным в землю зерном и выросшим колосом, она открыла способность слепленного из мягкой глины горшка после обжига быть сосудом для приготовления пищи. В африканских легендах рассказывается, что огонь на Земле появился в руках женщины. Первый глиняный горшок, корзинка, циновка и рыболовная сеть сделаны ее руками, от нее мужчина научился варить мясо.
Высшая ступень ВАРВАРСТВА — это период изобретения плавки железной руды и письменных знаков. Человеку на помощь пришли железный плуг, железный топор, железная лопата. Обработка железа, появление новых ремесел сопровождалось значительным изменением образа жизни. Началось построение городов.
Варварство сменила ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Она означала упрочение разделения всех ранее возникших видов труда, обострение противоположности между городом и деревней, расцвет товарного производства, появление частной земельной собственности, металлических денег. Цивилизация сопровождалась нарождением класса купцов, не участвующего в производстве, а занимающегося только обменом его продуктов. Став посредниками, купцы быстро экономически подчинили себе производителей. Разделение труда, сопровождавшееся расколом общества на классы, в конечном итоге взорвало родовой строй, на смену ему пришло государство.
Исследователи показывают, что «семья — активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того как общество развивается от низшей ступени к высшей».
Для каждой ступени развития человечества характерны свои условия производства, свои нормы и ценности, свой моральный кодекс, который является лишь отражением социальных отношений, своя форма семьи. В разные периоды развития человечества отношения между парами, общественные отношения имели свои особенности. Сначала существовал групповой брак. Потом его сменила парная семья.
На низшей ступени истории человечества мужчин находились в многоженстве, женщины — в многомужестве, существовал промискуитет. Промискуитет сменила кровнородственная семья, в которой находящиеся в половом общении группы относятся к одному и тому же поколению. Ей на смену пришла пуналуальная семья, запретившая половую связь между родителями и детьми. «Пуналуа» означает «милый товарищ», «милая подруга».
При многобрачии женщины отцовство доказать невозможно. В силу этого род считался по матери, он основывался на общности имущества, то есть был, по словам Энгельса, первобытный коммунистический способ хозяйствования. Женщина выступала как руководительница и начальница этого семейного товарищества, она же была в роли умиротворительницы и судьи, Наследование шло по материнской линии.
В первобытное время физические и духовные различия между мужчиной и женщиной были, как считает ученые, намного меньше, чем в современном обществе. И первоначально различия в деятельности были не столь значительны.
Развитие производительных сил привело к общественному разделению труда, получению не только необходимого, но и прибавочного продукта. С возрастающим разделением труда появилось разделение обязанностей. Женщина стала хозяйничать в доме, изготовлять домашнюю утварь, варить, ткать, шить. Мужчина — воевать, охотиться и рыбачить, добывать пищу и изготавливать требуемые для этого орудия, а потом и разводить скот. Кстати сказать, современные исследователи высказывают мнение, что исключение женщин из охотничьей деятельности связано не с разницей в физической силе, а с более устойчивыми женскими запахами в сравнении с мужскими.
Постепенно скотоводство выделилось в самостоятельный род деятельности. Оно не только покрывало необходимые потребности, но и приносило богатство. Занимаясь скотоводством, мужчина стал собственником и выдвинулся на первый план.
Потребность в рабочей силе росла. Сначала она сопровождалась похищением женщин, затем превращением в рабов побежденных мужей.
Когда возникло товарное производство, получила развитие торговля с соседними и чужими народами, зародилось денежное хозяйство. Именно тогда материнское право вошло в противоречие с родовым строем. Оно уступило место отцовскому праву. Ведь мужчина стал заинтересован в детях как законных наследниках своей собственности. В силу этого он принудил женщину прекратить половые отношения с другими мужчинами.
Жена и дети, находящиеся в экономической зависимости, стали собственностью мужчин. В дальнейшем его господство было закреплено правом наследования имущества по линии отца.
Когда возникла частная собственность, право распоряжаться чужой рабочей силой, зависимость женщины, появившаяся прежде всего в рамках индивидуальной семьи как форма неравенства ее с мужем, еще больше закрепилась.
Господство частной собственности утвердило уже подчинение женщины мужчине и впоследствии привело ее к классовому закабалению, как рабыни, крепостной крестьянки, пролетарки. По мысли Ф. Энгельса, «первое классовое угнетение совпадает с порабощением женского пола мужским».
Если материнское право означало «первобытный коммунизм», то появление отцовского права — господство частной собственности, угнетение, порабощение женщины. Нарушение верности мужчине, сопровождавшееся появлением чужих детей в доме как наследников, рассматривалось как посягательство на его собственность. Именно в этот период состоялся переход к моногамной семье — одному из признаков эпохи цивилизации. Он означал прочность брачных уз, при которых охранялось только право мужчины расторгнуть брак, равно как и право его на супружескую неверность.
«Рабство в семье — правда, еще очень примитивное и скрытое — есть первая собственность, которая, впрочем, уже и в этой форме вполне соответствует определению современных экономистов, согласно которому собственность есть распоряжение чужой рабочей силой».
Ф. Энгельс охарактеризовал переход от матриархата к патриархату, от общественного домашнего хозяйства, которое вела женщина в интересах общины, индивидуальной семье, как одну из радикальнейших революций. И можно смело сказать, что он является вехой в истории человечества.
«Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим, поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие дето рождения».
Проанализировав причины происхождения социального неравенства, Энгельс сделал основополагающий вывод: «...первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества». Жизнь подтвердила правильность этого вывода. Именно участие женщины в общественном производстве способствовала развитию ее самосознания, грамотности, становлению ее как личности, гражданина.
Ф. Энгельс в работе «Положение рабочего класса в Англии» всесторонне исследовал положение женщин и детей как наиболее эксплуатируемой части пролетариата. Глубокий научный анализ основных проблем женского труда дал возможность Ф. Энгельсу сформулировать требования рабочего класса, программным характер которых и по сей день остается актуальным: равная оплата за равный труд, охрана труда женщин на производстве, учет их физиологических особенностей, определение материнства как социальной функции, общественная значимость сочетания материнства и общественно полезного труда.
Мысль об участии женщин в общественном производстве приводила в негодование противников их освобождения «из семейного рабства» еще в прошлом веке. Уже тогда колоссальная эволюция хозяйственных отношений, бурный рост промышленности перевернули устои социально-экономических отношений, непосредственно отразились на судьбе женщины. Она стала включаться в общественное производство. Вокруг этой реальности, без которой был бы невозможен общественный прогресс, шел спор, сталкивались позиции. Противники участия женщин в общественном производстве видели единственное назначение женщины в материнстве, в семейных обязанностях «хранительницы домашнего очага».