Единоутробные брат и сестры были намного старше моей бабушки (прим. – Александры Колонтай). Большое влияние, как она пишет, оказала на нее средняя сестра, Евгения, отличавшаяся сильным характером, исключительной целеустремленностью, настойчивостью, серьезным отношением к делу. Благодаря своему изумительному голосу, изысканной артистичной внешности, умению упорно работать над своим талантом, она стала известной оперной певицей. Бабушка с ностальгией вспоминала «кусовские» музыкальные вечера в усадьбе, когда старшие сестры Адель и Женя играли в четыре руки сонаты Мендельсона и пели дуэтом русские романсы. «Голос Жени был необыкновенно красивый, чистый. Она пела без всяких усилий, как поют птицы, – писала бабушка. – Стоит ей открыть рот, и польются чистые, прекрасные звуки». Отчим Михаил Алексеевич, увидев у Жени незаурядные способности, купил ей новый рояль и уговорил нанять аккомпаниаторшу. Решив петь на сцене, а не в светских салонах, Женя стала серьезно работать над своим голосом, изучала теорию музыки, занималась пластикой движений, читала книги, дающие представление об исторических и легендарных личностях, действующих в различных операх.
Закончив уроки у русского учителя пения Прянишникова, она решила ехать в Италию, чтобы усовершенствовать свое музыкальное образование. Хотя Александра Александровна, ее мать, и не одобряла намерения дочери стать актрисой (тогда это не было принято для девушек из «хороших семей»), она уважала ее целеустремленность и поехала с ней в Милан, где Женя брала уроки у лучших учителей вокала. Младшую дочь Шуру также взяли с собой. Бабушка вспоминает, что она старалась быть полезной сестре. Когда Женя разучивала роли, ей нужен был партнер. И она просила сестренку изображать то Фауста, то герцога из оперы «Риголетто». Тексты многих ролей Шура знала наизусть и даже могла суфлировать сестре. Ей самой стало интереснее слушать оперу. Она хорошо знала многие либретто. Могла по-новому следить за игрой артистов и радовалась, что «у Жени выходит это лучше».
В Милане Женя изучала сокровища итальянской культуры. Она была уверена, что это поможет ей создать живые образы в ролях исторических лиц, когда она будет выступать в опере. Отправляясь знакомиться с памятниками старины и произведениями искусства, она брала с собой и младшую сестренку, рассказывая ей об истории храмов, дворцов и музеев. Шуре особенно нравился Миланский собор, сотканный как будто из каменного кружева. Повзрослев, Женя уже самостоятельно, в сопровождении камеристки, поехала в Италию продолжать свое музыкальное образование.
В 19 лет она подписала свой первый контракт с театром в небольшом провинциальном городке Виттория, близ Венеции. Она дебютировала в роли Джильды в опере «Риголетто» и сразу же завоевала сердца музыкальных итальянцев. Но ее мечтой был Мариинский театр в Петербурге. И в середине 1880-х годов она была туда принята. На одном из первых представлений присутствовал весь двор во главе с царем. После окончания оперы Женю пригласили в царскую ложу, и царь похвалил ее пение. На другой же день оперная администрация заключила с ней контракт на три года, и «моя Женя, – пишет бабушка, – превратилась в Евгению Мравину». Такой стала ее сценическая фамилия, вычлененная из ее настоящей фамилии Мравинская.
Женя очень быстро стала любимицей публики. Она была особенно популярной среди молодежи, передовой интеллигенции, ценившей русскую музыку. Ее полюбили не только за талант и необыкновенной красоты голос, но и за умение создавать на оперной сцене образ, что было ново тогда. Известный музыкальный критик Владимир Стасов говорил, что Мравина заставила русскую публику понять красоту музыки русских композиторов: Глинки, Римского-Корсакова, Даргомыжского. Она превратила в живые образы Антониду из оперы «Иван Сусанин», Людмилу и особенно Снегурочку. Все эти образы дышали чем-то сказочным, наивной красотой былин.
Молодежь поклонялась актрисе горячо и с энтузиазмом. Нередко после представления в Мариинском театре студенты выпрягали лошадей из кареты Мравиной и сами везли ее к дому на Никольской улице. На лестнице молодежь выстраивалась шеренгами и встречала артистку аплодисментами. Она никогда не отказывалась петь в пользу студенческих организаций и благотворительных обществ. Бабушке нравилось, что сестру Женю так любили и ценили. Она радовалась, когда ей доставалось больше аплодисментов, чем другим актерам. Ей было приятно слышать, когда она проходила в антракте по фойе и коридорам Мариинской оперы, как в публике говорили: «А вот эта девочка – сестра Мравиной. Тоже не дурненькая». Однако, повзрослев, пишет бабушка, я начала думать: «Я не хочу быть только сестрой Мравиной, я тоже сделаю что-нибудь большое в своей жизни».
Клуб LivreLady – это объединение женщин разных профессий, возраста, семейного положения и географии. Более трёх лет участницы собирают женские проблемы, исследуют успешные и провальные стратегии современной женщины, создают инструменты преодоления самых распространенных трудностей.
Вы можете помочь проекту, присылая свои вопросы, проблемы и решения на тему обучения, карьерных стратегий, быта и коммуникаций по адресу livrelady@livrezon.ru
→ LivreLady ВКонтакте
→ LivreLady в Telegram
→ LivreLady на YouTube
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.