В жанре короткометражной анимации перед автором стоит хоть и понятная, но сложная задача – придумать хороший сюжет. Нужно ли его искать, или можно придумать, или для этого потребуется тренировать фантазию? Поразмышляем об этом в статье. (Спойлер: воображение – не самое главное!)
В октябре 2022 года проект YOUBE собрал коллектив из старшеклассников и студентов, где ребята под руководством наставника учились писать научно-практические статьи. Автор этого материала – Александра Алексеева, художник-аниматор, который хочет рассказать вам, как порождать сильные сюжеты для анимационных короткометражек.
Обычно, чтобы найти идею для сюжета, идут одним из двух путей.
1) Авторы нередко фантазируют, выдумывая историю из головы. И, конечно, это не самое удачное решение, ведь так получается гораздо меньше сюжетных вариантов, а иногда выбрать и совсем не из чего. Создатель намеренно упускает потенциально сильные сценарии.
2) Авторы ищут референсы. Например, на YouTube. Хотя простор для выбора здесь гораздо шире, они все равно ставят себя в рамки: скопировав чужую идею, новое решение не породить.
Если вести работу, опираясь на эти стратегии, риск получить тривиальный сценарий резко повышается. Тогда каким образом найти выигрышную идею для сюжета в короткометражном ролике? Чтобы ответить на этот вопрос, введем понятие «сюжетный прием».
Сюжетный прием – это некоторая формула, используя которую, автор порождает новые решения и замечает сходства между внешне абсолютно разными работами.
Ее можно вывести из массива примеров, ведь это объединяющий принцип. К примеру, посмотрев «Вестсайдскую историю», «Вам и не снилось», «Ромео + Джульетта» и еще десяток аналогичных экранизаций и адаптаций, мы без труда узнаем шекспировский сюжетный первоисточник.
Сюжетный прием позволяет не копировать что-то, что уже создал другой автор, а выбрать самое сильное решение, преобразовать его и создать собственное уникальное произведение.
В этой статье – 10 таких формул, которые могут стать полезным инструментом для начинающих авторов.
Маленькие мысли, действия, объекты приводят к изменениям в большом мире. Небольшие «единицы» постепенно увеличиваются и начинают оказывать все большее влияние – до тех пор, пока не достигнут огромных масштабов.
ПРИМЕР: SOURCE
Микрообъекты влияют на миры во вселенной.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Выберите действующее лицо – конкретного героя или группу персонажей (героем может стать даже неодушевленный предмет). Сформулируйте законченное действие – тот результат, к которому герой будет двигаться на протяжении ролика. Каждое последующее приближение к результату должно напрямую следовать от предыдущего действия, имитируя таким образом «эффект домино».
Определитесь, сколько времени вы отведете своему персонажу. История может свершиться и за пять минут, и за пять часов. Сделав это, придумайте, как он будет стремиться к цели: что это за процесс и какие действия ему нужно совершать. Наконец, соедините эти элементы в единый сюжет.
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
Молекулы неземного мира оказывают влияние на движение фантастических растений. Растения передают энергию воздуху, а он разносит частицы, которые образуют сам мир, соединяясь друг с другом.
Идея заключается в том, чтобы уместить долгий процесс в короткий промежуток времени, ограниченный хронометражем видео. Автор показывает ключевые и наиболее интересные этапы в изменении персонажа. Он главенствует в сюжете, ведь под влиянием времени он и/или его действия значительно трансформируются.
ПРИМЕР: An Object At Rest
На протяжении всего видео персонаж-камень меняется в размере и форме. Длительный временной промежуток в миллионы лет умещен в несколько минут ролика.
ПРИМЕР: Sidewalk
Женщина взрослеет и стареет, худеет и толстеет, меняет свое отношение к окружающим людям. Период длиною в целую жизнь также сокращен до нескольких минут.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Выберите временной промежуток. Он может измеряться годами, десятилетиями, тысячелетиями и даже целыми эрами. Подберите к нему персонажа, который может быть любым по форме, размеру и смыслу. Затем определитесь, как герой будет меняться во времени: он может стареть или молодеть, влюбляться и ссориться, превращаться в необыкновенную субстанцию и т.д. Помните, что из длительного периода автор показывает зрителю все самое интересное – иными словами, основные моменты «приключения».
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
За несколько месяцев нефть проходит путь от вязкой жидкости из недр земли до жвачки, которую жует человек.
Объект, который у зрителя с наибольшей вероятностью ассоциируется с чем-то добрым и безобидным, помещают в среду, которая, наоборот, выглядит страшной, жуткой и даже противной. Причем, переход от «милоты» к «хоррору» может быть очень резким. Таким образом автор хочет усилить контраст, удивив зрителя неожиданностью и вызвав еще больший интерес.
ПРИМЕР: Who's Hungry?
Милые дети с мороженым + мрачная среда = зритель понимает, что произойдет что-то плохое, но продолжает надеяться на хэппи-энд. Тем не менее, на выходе мы получаем отличную хоррор-стори.
ПРИМЕР: Nuggets
Фастфуд хоть и показан как милый желтый пельмешек, наносит непоправимый вред персонажу, который снова и снова его съедает, замечая на своем пути.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Создайте миловидного персонажа и, в качестве поддержки, включите добрые образы в окружающую его среду. Затем неожиданно измените контекст, добавив какой-то жуткий элемент.
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
Милая плюшевая зебра гуляет по игрушечной улице, а из-за угла дома доносятся жуткие звуки. Это злой и страшный паук-мутант. Далее оказывается, что ребенок устроил «казнь» персонажу-игрушке.
Конструкт почти полностью состоит из процесса подготовки к знаменательному событию или действию, которое очень важно для героя. Он тратит на это подчеркнуто большое количество ресурсов. Если примеряет платье перед свиданием, то «переворачивает» весь шкаф, если убирается в квартире перед приходом важных гостей – протирает тряпочкой каждую мелочь. Он строит ожидания: мол, если все пройдет по плану, настанет счастье. Но они не оправдываются, и герой, разочаровываясь, страдает. Катарсис наступает, когда он получает ту самую награду в ситуации, произошедшей совершенно случайно.
ПРИМЕР: The Last Belle
Персонаж, девушка, готовится к свиданию, а ухажер не пришел. Но благодаря этому она находит счастье с другим героем.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Выберите действующее лицо. Оно будет строить ожидания и готовиться к событию, которое должно принести счастье. Определитесь, что это будет за событие: долгожданная встреча, хорошая оценка на экзамене, подарок от другого персонажа и т.д. Придумайте происшествие, из-за которого ожидаемые события не случаются. Важно, чтобы оно также было положительным. Таким образом, получается ролик с нетривиальной развязкой.
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
Маленький мальчик усердно готовится к олимпиаде по математике и мечтает: когда он выиграет, станет великим ученым. Но он не выигрывает. Зато заводит дружбу с победителем, и вместе они достигают высот, работая над совместным проектом.
На протяжении большей части видеоряда персонаж или группа героев совершают поступки, значение которых зрителю непонятно. Происходящее объясняется только к концу фильма: в кадре или появляется важный, ранее не показанный объект, или персонаж совершает новый тип действий, или обнаруживается мысль, которая раскрывает исходную цель.
ПРИМЕР: THE DOG
Собака совершает ряд странных действий. Зритель не видит ее мотивации и думает, что она недружелюбна к человеку. Все разрешается в конце: она заботилась о ребенке → совершила благой поступок → значит, она хорошая.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Определитесь с персонажем, который будет выполнять «неоднозначные» действия. Он может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Подумайте, какие это могут быть действия. Важно, чтобы эти поступки сеяли сомнение в зрителе, а их цель не была ясна до самого конца ролика.
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
Персонаж-огурец расталкивает своих овощных собратьев на грядке, когда садовник устраивает полив. Все овощи шепчутся у него за спиной, так как он мешает им нормально питаться. В финальных сценах мы узнаем, что под одним из листов огурца расположился его маленький брат – огурчик, который не так высок, поэтому совсем не достает до капель, поступающих сверху. Старший брат дарил ему жизнь.
Автор рассказывает о проблеме, которая в обществе кажется несущественной, но на самом деле может привести к негативным последствиям. Чтобы закрепить эффект, он утрирует их, увеличивает до гигантских масштабов.
ПРИМЕР: Opened
Ребенок разделяет ингредиенты в еде. Родители, наблюдая за его действиями, начинают давить на него, что может стать причиной психологических проблем в будущем. Чтобы взрослые зрители увидели это, автор показывает ситуацию глазами ребенка. С его стороны это выглядит так, будто родители проявляют насилие по отношению к нему.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Выберите проблему (социальную, экономическую, экологическую), о которой не так много говорят, и утрируйте ее последствия до глобального уровня. Персонажи также могут быть любыми: как антропоморфными, так и объектными.
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
Человек не обращал внимания на изменения в своем организме, не сдал вовремя анализы для ежегодной проверки, не заметил, что заболел, и заразил всех вокруг.
Автор визуализирует стереотип-пугалку, который в обществе принято воспринимать как норму жизни. Часто люди не замечают, что вредоносные вещи становятся привычными. Все действия, происходящие в ролике, дополняют это понятие и работают на его разоблачение в глазах зрителя.
ПРИМЕР: Fast Week
В определенном временном промежутке воспроизводится вред, наносимый фастфудом.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Выберите персонажа и поместите его в среду, в которой обозначается негативно влияющее на него понятие (объект, событие, действие, процесс и т.д.). Наделите страшное и приносящее вред определение ещё более негативным смыслом, показывая последствия, которые грозят при его использовании.
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
Представляем коррупцию в образе постоянно растущего шара, который, вбирая в себя деньги, приносимые другими персонажами, стремительно увеличивается и в конце концов взрывается
Персонаж существует в среде с некоторым «злом» – это то, чего ему ни в коем случае нельзя делать. По ходу развития сюжета герой нарушает установленные правила и становится адептом этого «зла». Комично, если он преступает запреты, которые до этого сам и ввел.
ПРИМЕР: Afternoon Class
Персонаж присоединился ко «злу», уснув на уроке, как и все одноклассники. История выходит на новый уровень и усиливается, когда засыпает и сам учитель, хотя от него этого никак нельзя было ожидать.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Придумайте персонажа. Его задача – следить за тем, чтобы процесс, показываемый в ролике, шел по правилам. Этот процесс зависит от персонажа. Затем добавьте одну деталь – позвольте «заведующему» нарушить свои же правила.
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
Преподаватель английского языка ругает своих учеников за то, что они пользуются переводчиком на уроках. Ближе к концу ролика мы замечаем, что в потайном ящичке у преподавателя лежит устройство из будущего, позволяющее быстро переводить слова, используя телепатию.
Герой с отрицательными качествами творит зло: измывается над слабыми и беззащитными, разрушает окружающий мир. Сюжет развивается, когда следует расплата за злодеяния: публичное наказание, убийство персонажа-обидчика, совершение над ним аналогичных действий и т.д.
ПРИМЕР: MAN
Персонаж совершает серию «грехов против природы» и в конце получает наказание за это.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Наделите главного героя отталкивающим образом. Разрешите ему совершать грехи, мелкие или крупные пакости. Ну, а затем придумайте для него наказание, которое обязательно настигнет его за неугодные деяния. Оно также может быть различным: от стихийных бедствий до самоуничтожения.
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
Злой шакал держит стаю собак в страхе, совершая постоянные набеги. В конце шакала настигает медведь и загоняет его в угол…
Представленный персонаж или объект постоянно появляется снова, и процесс воспроизведения бесконечен. В качестве усиления, а также подготовки к тому же самому действию, которое вот-вот начнется, используем прием с незаконченным действием.
ПРИМЕР: The Maker
Персонаж создает героя, похожего на него, и этот процесс длится вечно.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Определите характер героя, который впоследствии будет снова и снова возрождаться. Он может быть милым, жутким, медлительным или быстрым. Придумайте, каким способом персонаж будет «воспроизводиться». Помните, что представленный герой должен участвовать в создании своего «клона». Фильм не должен длиться бесконечно. Достаточно один или два раза продемонстрировать полный цикл действий, а дальнейшее развитие событий зритель додумает сам.
ПРИМЕР ПОРОЖДЕНИЯ СЮЖЕТА
Персонаж-водяной создается из капельки. После полного «созревания» он отправляется в качестве пищи прекрасному цветку. Цветок капает «слезой» на то место, из которого появился водяной. Из этого мы понимаем, что данный процесс бесконечен.
Мы получили 10 инструментальных сюжетных приемов, к которым можно постоянно возвращаться и использовать по назначению.
Эти приемы не дают гарантий, что короткометражка станет крутой. В конце концов, кроме сюжета, есть и другие параметры. Но их использование значительно повышает эту вероятность.
Исследование продолжается. Если у вас есть примеры популярных короткометражных роликов, которые были хорошо восприняты аудиторией, поделитесь. Напишите в комментариях или мне напрямую. Задавайте вопросы об анимации и ее задачах, о техниках и приемах, об ошибках и удачных решениях в популярных анимационных проектах. Отвечу!
Telegram / ВКонтакте / e-mail: alekseevaa0089@gmail.com
Благодарю за помощь в создании этой статьи И. Лебедева, Д. Матвеева, М. Каюмова, Е. Стадухина, а также З. Федина, В. Юферицина и М. Шелягина.
🔥🔥🔥