Система «морального воспитания» начала складываться в Японии 100 лет назад, после незавершенной буржуазной революции Мэйдзи, и выполняла роль важнейшего средства мобилизации масс для решения задач растущего буржуазного государства. Прежде всего, задача, которая в той или иной форме вставала и встает перед всяким обществом, отставшим в экономическом и социальном отношении от развитых государств Запада — это восприятие и воспроизводство на собственной почве традиционного status quo. Однако система «морального воспитания» была не только мерой защиты национальной самобытности, ее необходимость диктовалась и тем, что в неблагоприятных экологических условиях она ориентировала человека на духовные потенции производства. В дальнейшем система «морального воспитания» использовалась прежде всего как инструмент идеологического воздействия и сыграла решающую роль в формировании психологии национализма и обосновании политики милитаризма.
Как система в действии, «моральное воспитание» представляет собой хорошо налаженное «поточное производство» стандартного японца с полным набором черт «национального характера», главными из которых являются социальная конформность, чувство национальной исключительности и чувство «общественного долга», сознаваемое прежде всего, как необходимость в дисциплинированности и трудолюбии.
Вся история системы «морального воспитания» свидетельствует о все более возрастающем ее применении государственным аппаратом как проверенного временем инструмента, способствующего сохранению стабильности существующего строя и служащего идейной опорой экономического процветания. Эта традиционная философско-педагогическая система не только устояла в условиях научно-технической революции, но и активно выступает как составная часть государственной идеологии, в ряду катализаторов производительных сил современной Японии.
«Моральное воспитание» обеспечивают три основных фактора: тотальность, т.е. практический охват им всего населения страны, гарантируемый всеобщим обязательным образованием «массовой подготовкой учителей; унифицированность содержания и методов, что достигается централизованным управлением школами; технология внедрения нужных государству идей, разработанная таким образом, чтобы в результате воспитания они осознавались как собственные нравственные принципы и черты характера.
Применение в государственном масштабе технологии формирования идеологических установок через регламентацию межличностных отношений, полный контроль над ежедневным опытом ребенка и трансформация бесспорных общечеловеческих ценностей в нужном для правящих кругов направлении позволили организовать массовое «идеологическое производство» индивидов с одинаковыми социальными установками.
Социально-психологическое манипулирование сознанием народных масс осуществляется в любом современном буржуазном государстве, однако японская форма идеологического воздействия существенно отличается от принятых на Западе.
Важнейшей особенностью системы японского «морального воспитания» является то, что с ее помощью правящим кругам удавалось и удается создавать искаженную картину социальной и политической действительности и внедрять в сознание народных масс идею о том, что политика правительства и частного капитала направлена на обеспечение не классовых, а якобы общенациональных интересов. Это происходит благодаря использованию изощренных психологических приемов, разработанных в рамках буддистской и конфуцианской традиций, позволяющих формировать заданный социальный тип личности посредством строго целенаправленного управления психическим развитием ребенка. В арсенале «морального воспитания» имеются эффективные средства манипулятивно-психологического воздействия на личность.
Что же представляет собой система «морального воспитания» с точки зрения содержания, организации и методов? Каким образом «моральное воспитание» формирует два важнейших с точки зрения буржуазной идеологии качества: социальную конформность, с одной стороны, и веру в то, что эта конформность составляет содержание долга и ответственности каждого перед нацией — с другой?
Хотя система называется «моральным воспитанием» и формально в ней идет речь о воспитании общечеловеческих нравственных норм, нужно иметь в виду, что их реальное психологическое содержание для индивида связывается с социальным нормами классового общества. Современный школьный курс «морального воспитания» определяется в документах министерства просвещения как «образование с целью формирования характера», «воспитательная деятельность, направленная на формирование моральных качеств, желательных с точки зрения государства», «воспитание основ гражданской морали».
С самого начала принципы «морального воспитания» были сформулированы как принципы государственной политики. Показательно в этой связи высказывание первого министра просвещения Японии Мори Аринори: «Каждый учитель должен помнить, что все, что делается в сфере народного просвещения,-делается не ради учеников, а в интересах государства».
В современной программе курса «морального воспитаний» выделяются следующие три направления.
Первое направление. Внедрение определенных социальных норм в сознание молодежи в виде моральных ценностей и формирование группового сознания. Основным педагогическим средством, обеспечивающим достижение этих целей, является использование в учебном процессе групповой трудовой деятельности.
Второе направление. «Интернациональное» воспитание в связи с ориентацией японского государства на экспансионистские задачи в современных условиях широких международных контактов. Понятие «будущего интернационального человека» расшифровывается в контексте педагогических задач как требование еще более целеустремленного формирования националистического самосознания, способного противостоять все возрастающим «разрушительным» иностранным влияниям. «Моральное воспитание» в школах для японских граждан за рубежом ставит своей целью предотвращение «неправильной» (неяпонской) социализации молодого поколения, растущего не на родине. Существует даже специальный термин «кикокуго футэкио» (невозможность адаптации после возвращения на родину).
Третье направление. Внедрение мысли о причастности каждого ребенка к японским традициям в качестве их наследников и будущих творцов. Воспитание в подрастающем поколении стремления совершенствовать себя в соответствии с принципами «морального духа» японской нации как «священного» долга каждого по отношению к предкам нации. Создание ощущения «причастности к японским традициям» служит в настоящее время основой для формирования чувства «национальной исключительности». Для этого используются все возможные средства восхваления и пропаганды японской «культурной самобытности».
Особого внимания заслуживает педагогическая разработка формирования «группового сознания» (новый термин, сменивший довоенный националистический — «единство нации»), выкупающего в качестве одной из главных характеристик личности «гражданина Японии», а также «японского национального характера». Для педагогической практики задача состоит в том, чтобы политические и идеологические цели перевести на язык конкретных учебных задач относительно того, какие личностные качества нужно формировать в детях и какие средства будут для этого наиболее эффективными.
Японская педагогика выделяет пять условий, необходимых для выполнения этой задачи.
Первое условие. «Моральное воспитание» осуществляется не как одностороннее внушение правил, а как образ жизни. Задача учителя не «учить», а «жить с детьми». Учитель управляет процессом общения детей в конкретных условиях повседневной жизни посредством своего участия и примера.
Второе условие. Воспитание направлено на формирование совершенно определенных личностных качеств, без которых, как считает японская педагогическая психология, невозможно вырастить «гражданина Японии». Эти качества: навык к строгому самоанализу; способность к самостоятельным решениям и действиям.
Третье условие. Учитель должен обеспечить, чтобы в ходе учебного процесса ребенок осознал присутствие и интересы других членов общества, их зависимость от него и свою зависимость от них.
Четвертое условие. Основная форма воспитания организация групповой деятельности. При этом критерием эффективности рассматривается не результат и качество работы отдельных учеников, а четкое осознание каждым своей роли в общем деле.
Пятое условие. Приучать детей воспринимать проблемы группы как проблемы своей личной жизни. На собственном опыте школьной жизни дети должны понять, что законы и нормы жизни в обществе, а также их соблюдение нужны лично каждому человеку. Дети учатся жить по общественным нормам сначала на опыте группового взаимодействия в своем классе, потом в школе и, наконец, в государстве.
В педагогических учебных заведениях (подготовке преподавателей «морального воспитания» уделяется особое внимание. Все будущие учителя кроме своего предмета изучают два обязательных курса: «мораль» и методику ее преподавания. На специальные уроки «морали» и связанные с ними программные внеурочные мероприятия отводится столько же времени, сколько на ведущие предметы.
Программа курса «морали» включает 28 тем, которые условно можно разделить на три группы. К первой группе относятся темы, воспитывающие лояльность через формирование чувства принадлежности к своей социальной группе: сначала к семье и школе, потом к государству. В качестве средства для достижения этой цели особое внимание обращается на выработку навыков бесконфликтного социального взаимодействия.
Вторая группа тем направлена на воспитание «активной личности», умеющей подчинить все свои дела и помыслы «государственным» целям. Нужно также иметь в виду, что «активность» здесь значит только добросовестное («активное») выполнение своего «долга перед государством и обществом». Активность вообще, как характеристика человеческой жизнедеятельности, безотносительно к тому ее содержанию, в которой заинтересованы правящие круги, планомерно обесценивается, т.е. преподносится как бессмысленная трата усилий, вредная как для самого человека, так и для общества. При этом формируются готовность и умение переносить трудности и такое отношение к труду, чтобы он рассматривался как вклад любо «маленького дела» в «общее великое дело».
Третья группа тем ставит задачу обучить ребенка воспринимать общественные нормы поведения как внутренне необходимые. Это достигается посредством акцента на «правильном чувстве». Требуется, например, не столько формальное проявление почтительности, сколько ее реальное переживание. Это — форма психологического обеспечения социально-политической, конформности, политического повиновения.
Таким образом, идеологическая задача воспитания «гражданской морали» выполняется за счет формирования таких качеств личности, которые «изнутри» обеспечивают соблюдение индивидом социальных норм. Эти качества в японской педагогике называются «моральной природой», «моральным характером», а обладающий ими индивид считается «самостоятельным», потому что сам следует принятым нормам социального» поведения.
Развитие «моральных качеств» рассматривается как переход от «отсутствия самостоятельности» к «самостоятельности», иначе говоря, от состояния, когда социальные нормы воспринимаются как внешние, заданные взрослыми, к состоянию, когда они воспринимаются как внутренние, собственные. Взрослый человек, не достигший этого состояния (не соблюдающий социальных норм), считается незрелым, несамостоятельным.
Эта «самостоятельность» опирается на определенные идеологические ценности, которые планомерно вносятся в сознание ребенка. В результате достигается проявление самостоятельной творческой активности в рамках заданных социально-классовых; норм, которые выступают для человека как его собственные нравственные принципы.
Таким образом, в Японии «самостоятельность» личности измеряется ее способностью исключить критичное отношение к социальной действительности и целеустремленно, с максимальной самоотдачей вложить свои силы, знания, профессиональное умение во все звенья иерархии взаимосвязанных социальных общностей, в которые включен японец: в семью, школу, профессиональную группу, и наконец, в государство.
Подобный тип воспитания обеспечивает возможность осуществления особого типа социального контроля.
В зарубежной психологии существует два подхода к социальному контролю: 1) как к системе внешней регламентации и Детерминации поведения личности, 2) как к внутреннему социальному контролю — формированию «внутреннего цензора», фиксирующего действующие нормы буржуазного общества.
В применении знания о ценностно-мотивационной структуре поведения в странах Запада ценностные ориентации и мотивы воспринимаются как «данное», поэтому ставится задача только распознавать их и, значительно реже, формировать в соответствии с потребностями общества. Контроль осуществляется на этапе реального поведения с помощью внешних санкций, а ценностно-мотивационная структура личности выступает лишь как объект диагностики с целью повышения эффективности санкций. Такой способ обеспечивает лишь узкую сферу управления поведением, тем самым вся система социального контроля оказывается ненадежной и дорогостоящей. Относительно малая свобода поведения, связанная с субъективным восприятием санкций, вызывает недоверие у индивида к социальным институтам, ограничивающим его поведение, что приводит к рассогласованию ценностных ориентаций и способов их реализации на поведенческом уровне. Последнее приводит к еще более вынужденному усилению внешнего контроля, нарушению стабильности социальной системы, увеличению асоциальных девиантных форм поведения.
В отличие от стран Запада особенность японского способа управления состоит в наличии априорного знания о том, что поведение зависит от мотивов, которые определяются ценностями (базовыми ориентациями) человека. Эта взаимосвязь ценностных ориентаций и конкретного поведения осознается и в к содержательном отношении, т. е. известно, от каких именно ценностей зависит тот или иной способ поведения. Политическая и идеологическая ценность «единство нации» формируется через чувство дружбы и взаимопомощи. А такое поведенческое качество, как дисциплинированность, воспитывается как залог социальной конформности и гарантия производственной эффективности.
Такое представление о внутренней структуре поведения определяет стратегию управления им. Один из компонентов управления— контроль — осуществляется не на этапе реального поведения, а на этапе формирования ценностных структур личности. Другими словами, управление переносится из внешней сферы во внутреннюю. Идеальная модель такого принципа управления — полный самоконтроль, уменьшающий необходимость дорогостоящих социальных органов контроля.
Управление с минимальным внешним контролем создает иллюзию поведения со многими степенями свободы, что воспринимается индивидом как доверие к нему со стороны общества -я порождает чувство ответственности. «Доверие» это крайне специфическое, поскольку систематически и неукоснительно через контроль над системой ценностей осуществляется контроль над мыслями и мотивами. Человеку позволяются некоторые слабости, так как за рамки контролируемых ценностных ориентаций он не выйдет.
Таким образом, система социального контроля в Японии переносит его осуществление из сферы санкции в область формирования желательных свойств личности и подразумевает не перестройку нравственной, нормативно-ценностной структуры личности, а ее направленное формирование на ранних этапах социализации.
Социальная конформность, ориентация на строгое соблюдение установленных в обществе норм и законов воспитывается с самого раннего детства как естественная жизненная необходимость человека, несоблюдение которой может привести к гибели. В процессе «морального воспитания» связываются воедино в сознании человека воспитанность, вежливость и социальная конформность. Этот же принцип воплощен в системе «пожизненного найма», где жизненные интересы трудящихся связываются в его сознании с процветанием фирмы.
В процессе социализации, организованном таким образом, учитывается все три известных пути формирования личности: 1) целенаправленный — воспитание осуществляется по заранее разработанной программе, отвечающей целям и ценностям общества; 2) стихийный, т. е. происходящий под воздействием случайных факторов —они своевременно выявляются и направляются в нужное русло; 3) через самосовершенствование, самовоспитание; этот способ формирования личности — центральный в японской педагогике.
Историческая жизнеспособность системы «морального воспитания», неизменное её применение в качестве основного инструмента идеологической политики обусловлены традиционной установкой на максимальное привлечение человеческих ресурсов для реализации политических задач, намечаемых аппаратом власти. При этом всегда имеется в виду обеспечивать соответствие личностных качеств индивидов тем практическим целям, которые ставятся перед обществом на конкретном историческом этапе.