Социальная структура империи Инка как предвестник социализма

0
Фрагмент нашел Станислав Айзин, участник проекта АПОРОН1/9/2023

У инков была уникально дифференцированная социальная структура. 

Мужчины были разделены на группы в зависимости от возраста и трудоспособности. Здоровые мужчины в возрасте от двадцати пяти до пятидесяти лет были помещены в категорию, называемую пуриками (purics). По словам Мердока, «каждый пурик был женатым мужчиной, домохозяином и рабочим как для государства, так и для себя». Пурики были трудовой основой общества инков. 

На вершине цепочки был Сапа Инка (Sapa Inca). Сапа был королем Империи инков и центром всей власти. Салли Фальк Мур, автор книги «Власть и собственность инков в Перу», описывает политическую систему при Сапа Инке: «Ниже него находятся четыре апокуна (apocunas), которые правили четырьмя частями империи, а ниже их – токрикоки (t’oqrikoq), каждый из которых управлял 40 000 семей». Мур продолжает, что цепочка распадается на более мелкие группы. Хуну (hunu) были следующим шагом вниз и отвечали за 10 000 семей. Затем эти семьи были разбиты на группы по 100 семей, которые были разделены на группы по 10. Она добавляет: «Должностные лица инков, вероятно, были набраны из одиннадцати королевских айллусов» (ayllus). 

В обществе инков существовал элемент иерархии. Общество состояло из кастовой и классовой системы сверху вниз, в которой люди наверху пользовались привилегиями, но социальная мобильность в Империи тоже была возможна. [...]

Инки переселились в область, которая сейчас известна как Долина Куско, около 1200 года. В течение следующих 300 лет они стали одной из доминирующих империй в «Новом Свете». Сельские инки жили небольшими земледельческими общинами. По словам Питера Бэйквелла, автора «Истории Латинской Америки», «основной ячейкой общества, помимо семьи, был айллу (ayllu), который, по всей видимости, был кланом, группой людей, произошедших от какого-то общего предка». Айллу играл важную роль в обществе инков; у него были приусадебные участки для выращивания и разведения домашних животных, таких как ламы и альпаки. Семьи в айллу владели собственным домом, одеждой, посудой и часто садом или небольшим участком земли. Однако не вся земля всегда использовалась в общественных целях. Иногда отдельные члены общины могли пользоваться ею в личных целях, но лишь в течение определенного периода времени.

На земле также паслись ламы и альпаки. В государстве инков этих крупных животных использовали для работы, а из их шерсти шили одежду. Когда обычная пара заключала брак, община строила им скромный дом. 

В обществе Инков было традицией помогать людям в нужде. «От людей ожидалось, что они будут одалживать свой труд, чтобы возделывать землю соседей, и ожидали, что соседи помогут им со временем. Все способные люди сотрудничали, чтобы поддержать недееспособных – сирот, вдов, больных – едой и жильем». Простолюдины инков ожидали такой любезности от своих соседей. Выживание многих в крестьянских деревнях и общинах зависело от взаимопомощи. [...]

Правительство гарантировало, что семьи инков будут иметь возможность выращивать достаточно еды для себя. Когда пара инков заключала брак, им давали земельный участок для возделывания, называемый тупу (tupu). Размер участка варьировался в зависимости от его продуктивности. Когда рождался ребенок, паре выдавали больше земли, чтобы она могла прокормить ещё и ребенка. За дочь пара получила половину участка, а за сына – целый участок. Когда у каждого члена общины было достаточно земли, чтобы прокормить себя, остальная часть земли в этом районе присваивалась государством. 

Каждая семья инков также имела право на двух лам, которые использовались для шерсти, транспортировки, а навоз использовался для удобрений. В обзоре работы Бодена, Ральф Блоджетт описывает систему как «[работающую] через производственные квоты, статистический контроль, резервные запасы товаров на случай чрезвычайных ситуаций, нормирование конечной продукции и строгие штрафы за нарушение нормативных требований». Это показывает, что в правительстве был единый центр планирования, который отвечал за производство и распределение. Это ключевая характеристика коммунистических и социалистических стран, которые мы видели в двадцатом веке.

Источник: Harris, Kevin R. Was The Inca Empire a Socialist State? A Historical Discussion. // Historia. PP. 54-60.

Общество несовершенно. Оно тонет в проблемах и противоречиях: от безработицы и дискриминации до кризиса общечеловеческих идей. Решения этих проблем мы называем социальными инновациями. Однако, сегодня не существует технологии, которая бы генерировала эти решения не стихийно, а под задачу. 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОЕКТА «АПОРОН»

➜ Сбор прецедентов: откуда возникают социальные проблемы и каким образом они решаются? Исторические примеры и современные кейсы. 
➜ Обобщение прецедентов и создание технологий, позволяющих социальным активистом разрешать актуальные противоречия.
➜ Создание площадки, на который специалисты в области социальных инноваций смогут обмениваться практическим опытом.

«АПОРОН» открыт к сотрудничеству, если вы занимаетесь решением социальных проблем и противоречий и хотите присоединиться к проекту в качестве разработчика. Чтобы узнать подробности, напишите руководителю проекта Сергею Резникову: ВКонтакте или на e-mail: z.atm@bk.ru  

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Есть даже страны, как, например, Верхний Пфальц, Верхняя Бавария, где население почти исключительно католическое (92-96%!)(MISSING) и где все-таки приходится 309 и 423 случая самоубийства среди протестантов на 100 самоубийц-католиков. Соотношение это поднимается даже до 528%!в(MISSING) Нижней Баварии, где не насчитывается и одного протестанта на 100 жителей. Поэтому если в таком значительном колебании числа самоубийств, представляемом двумя данными религиями, и играют некоторую роль неизбежная осторожность и осмотрительность, присущие меньшинству, то в главной своей части это различие вызвано ...
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Гуманитарные науки
Курт Левин о том, как передать человеку новую систему ценностей
Теория Творчества
Культура как фактор развития науки
Гуманитарные науки
Как анонимность пробуждает в нас самое злое и причем тут когнитивный диссонанс
Гуманитарные науки
Как работают аргументы в пропаганде
Гуманитарные науки
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
Гуманитарные науки
Листовки рабочих движений в России в начале XX века
Гуманитарные науки
Как совершенствовать собственную личность?
Гуманитарные науки
«Репертуар действий» социальных движений – Чарльз Тилли
Гуманитарные науки
Хирург Николай Амосов о том, в чем заключается смысл жизни хирурга
Гуманитарные науки
Главный признак тоталитарной секты, или как не попасть под влияние «гуру»
Гуманитарные науки
Прямая речь: дети в 1998 году о стране, будущем и надеждах
Гуманитарные науки
Эвтаназия как средство экономии бюджетных денег в фашистской Германии
Гуманитарные науки
Эпиктет о единстве мысли и действия (философия стоицизма)