Советы педагогам: включаем энтузиазм!

0
Борисенко Виталий Павлович4/19/2020

Однако, несмотря на все свои недостатки, я знаю, что преуспел в одной важной области – энтузиазме. Я горжусь тем, что умею моментально «включать» свой энтузиазм перед любой аудиторией, будь то ученики в классе или группа педагогов на семинаре. Я полностью ориентирован на такое «включение» во время каждого учебного часа в течение дня. Если вы сравните мою работу на первом уроке утром и на шестом уроке в конце дня, вы почувствуете в моих объяснениях одинаковую энергетику. Я горжусь этим чуть ли не больше, чем всем остальным в своей работе. 

Думаю, что моя способность быть «включенным» – это отчасти побочный продукт моего опыта работы в качестве фокусника... 

Артистов, неспособных завладеть вниманием аудитории, та же самая аудитория готова съесть заживо. Не правда ли, похоже на работу преподавателя, причем такого, который перманентно замещает своих коллег (одна из самых трудных задач в мире учительства)? Вдобавок почти все праздники проводятся в субботу или воскресенье, и активный артист может выступать четыре или пять раз в день. На четвертом или пятом представлении вы уже способны делать все автоматически, потому что все время повторяете одни и те же трюки. Но если вы профессионал, то вы так не сможете. Хотя бы потому, что будете знать, что кто-то стоит в дальнем углу комнаты с чековой книжкой в руках. Это мать ребенка. Она платит вам за это выступление, и ей совершенно все равно, что пятый день рождения ее чада – для вас уже пятый праздник сегодня. Ведь другого пятилетия у ее малыша не будет. Это единственный раз, когда многие видят живое выступление профессионального фокусника. И в зависимости от вашего мастерства, они решают, стоит ли приглашать иллюзиониста на какой-нибудь другой праздник. Настоящие артисты чувствуют огромный груз ответственности за то, чтобы подготовить особую программу по конкретному поводу для конкретной аудитории. А то, что вы сделали раньше – в этот день или за всю свою карьеру, – не имеет никакого значения. Покажите сейчас, на что вы способны! 

То же самое и в педагогике. Возможно, никто, кроме меня, больше не заговорит с моими учениками о Мальколме Иксе за всю их жизнь. Я отказываюсь халтурить в классе и не позволяю себе работать спустя рукава лишь потому, что веду урок поздно вечером или, наоборот, рано утром, когда я еще не совсем проснулся. Несмотря на то что в дальней части комнаты нет матери с чековой книжкой в руках (в самом прямом смысле), я знаю, что сорок матерей и целое сообщество рассчитывают на меня. Именно поэтому, если вы мой ученик или приходите  на мой семинар, я лично гарантирую, что не подведу вас по части энтузиазма. Даже если вы единственный человек в аудитории, я буду стараться изо всех сил. 

Первый шаг к изменению своего состояния основан на принципе «действовать так, как если бы». Раскрою вам огромный секрет энтузиазма, который может показаться такой глупостью, что вам захочется отвергнуть его: в отличие от страсти, энтузиазм можно имитировать! Не верите мне – спросите Мег Райан! (Для тех, кто не в курсе: это отсылка к фильму «Когда Гарри встретил Салли».) Подделать энтузиазм так просто, что я могу описать это буквально в двух словах: ведите себя как энтузиаст! Даже если поначалу все ограничивается лишь вашим поведением, дальше происходит нечто удивительное. Вы на самом деле начинаете воодушевляться и превращаетесь в энтузиаста из-за того, как вы дышите, держитесь и двигаетесь в пространстве. 

Вы хотите почувствовать себя бодрым? Энергично двигайтесь и дышите. Вы хотите быть более уверенным, когда выступаете на публике? Подумайте, как уверенный человек двигается, говорит и ведет себя, и делайте так же! Энтони Роббинс сказал: «Действовать “как если бы” – наиболее эффективный способ привести свою физиологию в такое состояние, в котором она была бы, если бы ваши действия оказались на самом деле более эффективными». Есть доля истины в известном, часто критикуемом выражении: «Подделывай, пока не получится». Вы можете мгновенно изменить свое состояние, если измените свою физиологию. Роббинс объясняет это так: «Приведя себя в жизнеспособную, динамичную, возбужденную физиологию, вы автоматически приведете себя в такое же состояние. Самым мощным рычагом, которым мы владеем в любой ситуации, является физиология, поскольку она работает быстро и безотказно».

У меня есть определенный ритуал для того, чтобы начать урок и войти в правильное состояние, которое позволит мне быть продуктивным (я расскажу о нем в главе «Контакт» далее). Он включает множество элементов физиологии, в том числе положение тела, дыхание, тон голоса и движение. Это мой способ гарантировать, что я при работе с классом нахожусь в своем самом эффективном состоянии. «Добро пожаловать на урок, спасибо, что пришли. 

Меня зовут Дэйв Берджес, и я буду вашим ведущим в этом Обучающем шоу-феерии». Эта фраза «фиксирует» меня в том состоянии, в котором я хочу быть. Иногда, например перед семинарами, я использую внутренний диалог, который позволяет мне подготовиться к выступлению так, чтобы оно получилось ярким я запоминающимся. Также в качестве «фиксатора» я использую музыку. Когда я слышу пиратскую музыку в своей аудитории, она рождает во мне состояние, помогающее полностью контролировать ситуацию. Сочетание музыки, внутреннего диалога, изменения положения тела и манеры дыхания заставляет меня почувствовать себя абсолютно неудержимым.

Берджес Д. Обучение как приключение. Как сделать уроки интересными и увлекательными. — М.: «Альпина Диджитал», 2012. — С. 46-48.
Следующая статья
Педагогика и образование
Источники инноваций в отечественной педагогике
Пять источников инновационной идеологии в отечественной педагогической (образовательной) практике Как и всякое социокультурное явление, инновационная педагогика имеет свои предпосылки, свою собственную историю и основные линии становления. Целесообразно выделить по крайней мере пять основных источников инновационного движения: 1) влияние немецкой философской (?) психологии XIX века; 2) распространение и позитивную ассимиляцию российской религиозно-философской концепции «нового че...
Педагогика и образование
Источники инноваций в отечественной педагогике
Педагогика и образование
Как восприятие силлогизмов и построение умозаключений зависит от практического опыта
Педагогика и образование
Откуда берутся вундеркинды?
Педагогика и образование
Юлия Фаусек внедряет метод Монтессори в России
Педагогика и образование
Развитие абстрактного мышления: парадокс Зенона
Педагогика и образование
Как помочь ребенку захотеть учиться?
Педагогика и образование
Что отличает человека от животного по Марии Монтессори
Педагогика и образование
Инструкция родителям: выгоняем взрослого подростка из дома (для его же пользы)
Педагогика и образование
Отцы и дети, или почему нельзя реализовывать свои желания в детях
Педагогика и образование
Акалькулия – причины и симптомы по А. Р. Лурия
Педагогика и образование
«Внесемейные социализаторы» по И. С. Кону
Педагогика и образование
Анастасия Димитрова: Наставник как набор функций
Педагогика и образование
Дальтон-план в советских школах 1920-1930-х годов
Педагогика и образование
Во время разлуки ребенок гипертрофирует чувство любви к родителям
Педагогика и образование
Воспитание детей в детской больнице: как преодолеть стресс и страх?
Педагогика и образование
Может ли педагог вмешиваться в движения характера ребенка? Противоречия А. С. Макаренко