Гиперреализм (греч. huper — над, сверх) возник в середине 60-х годов как одно из художественных направлений, настаивающих на своей «реалистической» природе. Правда, прилагательные, сопровождающие слово «реализм», варьируются: помимо «гипер» его называют «новый», «радикальный», «фото», «резкофокусный», «холодный».
Гиперреализм оперирует банальными сюжетами, его образы подчеркнуто «объективны», часто основываются на сильно увеличенной фотографии. Благодаря этому направлению художники возвращаются к привычным формам и средствам изобразительного искусства, в частности к живописному полотну, отвергнутому поп-артом.
Гиперреалисты главными темами своих картин делают мертвую, «вторую» природу, рукотворную натуру городской среды: бензоколонки, автомобили, витрины, жилые дома, телефонные будки и т.д. Городская среда в гиперреалистических произведениях изображается как нечто отчужденное от человека.
Теоретическая основа гиперреализма — философско-эстетические идеи франкфуртской школы, утверждающие необходимость ухода от идеологизированных форм образного мышления.
Гиперреализм — насильственная и искусственная деструкция образа реальности.
В становлении и развитии его большую роль сыграла гамбургская группа «Зебра». В своих картинах художники этой группы совмещают детальное и буквальное изображение реальных предметов (при этом за образец обычно берется фотография) с элементами фантастики, копируют фотографии, часто даже используя масштабную сетку, стремятся избежать вмешательства собственного видения мира в творческий процесс.
Гиперреалисты устраняют из творческого процесса дух человеческого присутствия, глаз человека подменяется фотообъективом, человеческая рука, как правило, не касается их полотна (художники широко используют распылители, с помощью которых на полотно наносится краска).
Выставка художников ФРГ «Человек и природа» (Москва, 1983) была насыщена произведениями гиперреализма. Картинам Я. П. Триппа «Легкая трещина», «Капризы природы», «Повелитель рыб» присуща фотографическая форма, стилизация под цветную фотографию. Диагональная «Легкая трещина», имитирующая расколотое стекло на портрете мужчины, символизирует внутренний надлом, происшедший в душе портретируемого человека, передает безысходность его мироощущения. В триптихе «Капризы природы» изображен человек, равнодушный к природе. В центральной части триптиха показано, как легкое дуновение ветерка изменило прическу человека, но он отрешен от мира, и ничто его не волнует. В картинах художников-гиперреалистов из ФРГ показаны следствия чрезмерной урбанизации, разрушения экологии среды. Они доказывают, что мегаполис создает проти-вочеловечную среду обитания; сочетают фототехнику и живописное мастерство; стремятся пристально вглядеться в мельчайшие детали мира; находят красоту в старых надтреснутых досках или в засохшем дереве, обломанном ветрами и почерневшем от дождей.
Главной темой гиперреалистической живописи стала обезличенная механизированная жизнь современного города.
Западногерманский искусствовед П. Загер в статье «Новые формы реализма» отмечает, что в портретах, написанных гиперреалистами, прыщ есть прыщ, щетина есть щетина — все поверхность, которая не скрывает никакой глубины, разве только род высшего безразличия.