Стать журналистом может каждый?

0
Рыжачков Анатолий Александрович10/25/2021

СТАТЬ ЖУРНАЛИСТОМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ? (если он этого захочет и будет трудиться) 

УВЕРЕН: научить профессиональному владению нашей специальностью можно любого, было бы только желание учиться, подкрепленное работоспособностью.

Опыт спецсеминара «Технология журналистского творчества» (я веду его на факультете журналистики МГУ шестой год) показал, что можно стать хорошим журналистом, умеющим писать собственные материалы, заказывать и готовить к публикации авторские, выдвигать и, что немаловажно, осуществлять интересные идеи. Умение работать с письмами, точность, пунктуальность, обязательность, умение «раскручивать»» тему, ощущение ритма жизни, понимание другого человека, владение различными жанрами — разве не такие качества хотели бы видеть в молодом сотруднике редакторы?!

Мне представляется, что показателем профессиональной пригодности наших учеников должна быть защита творческого диплома, собственных публикаций.

Пока же студенты защищают дипломные работы, посвященные, как правило, сочинениям известных журналистов, или пишут дипломы по тем или иным теоретическим проблемам. Но это уже не журналистика, а журналистиковедение. Можно проанализировать, обнаружив отличную теоретическую подготовку, творчество того или иного публициста, и при этом оказаться не способным дать двадцатистрочную заметку в номер. Еще многим нашим выпускникам приходится тратить первые три-четыре года на то, чтобы овладеть профессиональными навыками.

Процесс формирования личности и овладения профессионализмом неразрывен с процессом воспитания и образования. Именно из этого мы исходили, составляя программу нашего спецсеминара.

Как же стать профессионалом? Какими качествами должен обладать журналист?

Каждый студент на одном из первых занятий начинает перечислять эти качества. Здесь память и фантазия, широкий кругозор, необходимость быть деловым, обязательным, исполнительным, уметь печатать на машинке, водить автомобиль, фотографировать... Какими чертами должен обладать будущий журналист? Воспитанностью, интеллигентностью, внимательностью, скромностью...

Сообща мы составляем в результате что-то вроде идеального образа современного журналиста (более ста требований). И в дальнейшем пытаемся научиться необходимым для профессиональной деятельности навыкам, воспитать в себе необходимые черты характера.

Писать, писать и писать. Писать, выполняя учебные задания, писать для редакций, писать для самого себя. Опыт показал: постоянно тренируя ум и руку, пишущий неплохо на первом курсе значительно лучше пишет к пятому; пишущий слабо на первом курсе, пройдя школу семинара, тоже намного повышает свой уровень...

Серия этюдов рассчитана на то, чтобы приучить студента ежедневно писать, при этом помня известную заповедь: хорошо пишет тот, кто хорошо думает.

Все студенты с первых дней занятий до окончания университета обязаны вести дневник. Упражнение так и называется — «Дневник наблюдений». Оно способствует развитию профессиональных качеств будущих журналистов, помогает следить за ростом каждого студента, находить свои темы, быстрее выявлять сильные и слабые стороны как в овладении литературными навыками, так и в характере студента.

Творчество ведущих журналистов нередко представляет собой фактически личный дневник, получивший публичную огласку. Журналист видел, встречался, разговаривал, что-то его волнует, тревожит, чем-то он хочет поделиться с читателем. Даже если журналист в своих материалах и не употребляет собственного «я», он все равно идет, сообразуясь с требованиями издания, от своего восприятия, высказывает свое суждение, преподносит читателям свою интерпретацию фактов.

Дневник наблюдений мы рекомендуем вести каждый день. Это не личный дневник, который нельзя прочесть другим. Наоборот, студенты знают, что любую запись преподаватель имеет право прочесть вслух на занятиях.

Когда автор умеет рассказывать, заинтересовывая читателя, о самом сокровенном, о том, что волнует именно его, соблюдая при этом такт, помня о психологии читательского восприятия, то такой журналист пользуется у читателя доверием и уважением.

Дневник полезен по многим причинам: он заставляет ежедневно писать, помогает научиться постоянно фиксировать свои наблюдения, отбирая из увиденного то, что можно и стоит записать. Прошел день. Что он принес? О чем рассказать? Ведение дневника незаметно для студентов заставляет их заниматься контролем и анализом прожитого дня. Чтение дневниковых записей на занятиях помогает студентам понять свои достоинства и недостатки.

Со второго семестра студенты пишут дневники наблюдений на машинке, как, впрочем, и все остальные материалы, один экземпляр отдавая преподавателю, а другой оставляя у себя. Кстати говоря, освоить десятипальцевый слепой метод машинописи при ежедневных хотя бы двухчасовых занятиях способен каждый.

И наконец, дневник помогает найти свои темы для выступлений в печати. Так, смешные записки одной студентки о том, как она не могла найти работающий телефон-автомат, стали основой рейда, проведенного участниками спецсеминара, результаты которого были опубликованы в газете «Московский комсомолец». А студент А. Редькин на дневниковых записях о том, как он работал дворником, построил материал, опубликованный в «Неделе».

Теперь, когда прошло шесть лет с начала занятий нашего спецсеминара, могу утверждать: ведение дневника наблюдений — одно из самых простых упражнений, дающее наибольший результат. Если ведение дневника войдет в привычку, будет продолжено после окончания университета, то, думается, в будущем это может стать хорошим подспорьем во всей деятельности.

Все участники семинара ведут и ежедневники (книжки-ежегодники). Сначала они записывают в них то, что можно и не записывать: посещение лекций, семинаров, необходимость тех или иных телефонных звонков, личные встречи и т. д. Выполняя задание сначала по требованию руководителя, студенты за полгода привыкают и в дальнейшем ведут ежедневники без напоминаний, понимая, что такая форма планирования личного времени помогает в работе, освобождает память от ненужных мелочей. И уже через полгода ведения ежедневников в них появляются записи не на один или два дня вперед, а на неделю и месяц. Научись планировать сам, научись выполнять собственные планы (плюсами нужно отмечать выполненное и обязательно переносить невыполненные дела до тех пор, пока около них не появится плюс)—это одно из первых практических упражнений по теме «Планирование собственной работы».

Культура ведения ежедневника, личного блокнота журналиста (обязательно даты перед каждой записью, разборчивое написание фамилий, перенос телефонов из блокнота в записную телефонную книжку)—все это относится к технологии нашей профессии, воспитывает аккуратность, точность, обязательность, повышает культуру личной работы. Несколько занятий отводится овладению практическими навыками ведения телефонных разговоров.

ВСЕ мы знаем людей, успевающих сделать за рабочий день многое, и знаем журналистов, тонущих в суете, вечно спешащих, не способных преодолеть суетливость и постоянно не успевающих—вовремя написать, сдать, подготовить. Давно известно: успевает тот, кто не торопится. Как научиться правильно использовать время?

Я прошу студентов десять дней хронометрировать, записывая через полчаса (от подъема до сна) свой день. Затем они должны провести анализ этих данных и посмотреть, что нужно было сделать обязательно, а на что не стоило тратить время.

Или такое упражнение. Записать по просьбе преподавателя час и минуты, скажем, 10.15,14.40,18.20,19.30, и именно в указанное время посмотреть на часы, отмечая точность попадания. Упражнение считается выполненным, если процент попадания — 80-90. Простой этюд, но многое дает: приучает к физическому ощущению времени, тренирует память, воспитывает обязательность, исполнительность.

Тематически сюда примыкает и этюд «Почему я опаздываю». Пол года студенты ведут строгий учет с последующим анализом всех своих опозданий — на лекции, встречи, в театр, в кино. Чем было вызвано опоздание? Проспал, забыл, плохая работа транспорта, не удалось поймать такси. Последствия опоздания: первый акт спектакля пришлось смотреть, стоя на балконе, не пустили на лекцию—впустую ушли два часа на болтание по коридору, приятель не дождался—и встреча не состоялась. В чем причина опоздания? Собственная расхлябанность, забывчивость, непредусмотрительность? Или не было точного представления, сколько времени потребуется на дорогу, на отыскание дома в незнакомом районе? По теме «Опоздания» студенты пишут небольшую методичку «Как избежать опозданий», юмористический рассказ под условным названием «Я опоздал», реплику, фельетон.

Возможна ли передовая статья в газете о борьбе с опозданиями? Возможен ли «круглый стол» по теме «Опоздания»? С первых же занятий мы учимся вместе со студентами «выкручивать» тему, помня, что нет банальных сюжетов и тем, а есть их банальное разрешение. Идет практическое овладение жанрами.

Творческие задания необходимо сдавать обязательно с заголовками. Занятия по заголовку начинаются с первого курса и продолжаются до окончания университета. Здесь и досье из удачных заголовков в прессе, чтение какого-нибудь опубликованного материала и задание студентам за час придумать пять-шесть вариантов заголовков с последующим их разбором, требование сдавать материалы не только с заголовком, но и с приложением трех-четырех запасных вариантов.

На втором курсе каждый из участников семинара представляет список из трех-пяти человек, которых он хотел бы пригласить на учебную пресс-конференцию. Среди наших гостей были заместитель председателя Моссовета Л.Дерибин, диктор Ю. Левитан, секретарь райкома партии Л. Бельянский, психиатр А. Добрович, спортсмен Л. Яшин, драматург А. Володин, педагог В. Шаталов, ученый В. Столетов, врач С. Ротанов, режиссеры С. Герасимов, С. Ростоцкий, художник И. Глазунов и другие.

Прежде чем проводить пресс-конференцию, ответственный за нее должен рассказать участникам семинара биографию приглашенного, о его работе, проанализировать прежние публикации, связанные с этим человеком, для того, чтобы на самой пресс-конференции не задавались вопросы, ответы на которые можно было получить заранее.

Конечно, студенту трудно организовать приглашение. Для того, чтобы выполнить это задание, надо овладеть рядом навыков, способствующих профессиональному развитию.

Как найти телефон человека, которого ты хочешь пригласить? Какое написать ему письмо? Как познакомиться с ним? Где раздобыть прежние публикации? Как лучше и полнее изучить его биографию?

На все эти вопросы студенты получают ответы при выполнении упражнения «Приглашение на пресс-конференцию». Например, выпускник Ю. Кушко, прежде чем пригласить Михаила Ульянова, посмотрел фильмы с его участием, спектакли (он познакомился с директором театра, просил ему помочь выполнить учебное задание, разрешить посмотреть спектакли, побывать на репетициях). прочел книгу М. Ульянова «Моя профессия», написал ему несколько обстоятельных, серьезных писем, познакомился с педагогами театрального училища имени Щукина, учившими актера, разговаривал с бывшими сокурсниками, ныне артистами различных театров...

Выполняя это задание, Ю. Куш ко расширил представления о театре, познакомился со студентами театрального института. И хотя М. Ульянова ему так и не удалось пригласить, он, по моему мнению, многому научился, многое узнал и поднялся еще на одну ступеньку лестницы, ведущей к профессионализму.

Обычно при проявлении настойчивости (очень важно при этом соблюдать такт, не быть назойливым) студентам удается до конца выполнить упражнение.

Пресс-конференции записываются на магнитную пленку. Это нужно для того, чтобы участники семинара выполнили несколько новых заданий. Им необходимо написать портрет приглашенного, выписать характерные только для него обороты речи, сделать заметку о проведенной пресс-конференции, составить, основываясь на выступлении приглашенного, список тем, по которым в дальнейшем можно было бы выступить в прессе, а также подготовить материал, пригодный для публикации. За пять лет учебы студенты участвуют в 25-30 подобных пресс-конференциях.

Казалось бы, у всех студентов одинаковые условия для выполнения задания: 3-4 часа перед ними выступал приглашенный, все имели возможность задавать вопросы. А результат разный: у кого-то получилась интересная беседа, а кто-то не пошел дальше протокольного отчета. Один сумел найти любопытный поворот темы, выявить через диалог личность выступавшего, другой подготовил .банальный материал, повторяющий прежние публикации. Разбор представленных материалов помогает студентам точнее увидеть свои ошибки, учит лучше использовать полученную информацию. Редакции охотно публикуют подготовленные студентами беседы.

Планами семинаров предусмотрены также выходы за стены университета. У нас есть постоянные базы для проведения практических учебных занятий: завод имени Лихачева, школа Ns 79, 14-я подстанция «Скорой помощи», 33-я городская больница, цирк на Цветном бульваре, комбинат общественного питания в парке «Сокольники».

Например, после суточного дежурства на 14-й подстанции «Скорой помощи» и выездов с врачебной или фельдшерской бригадой студент готовит репортаж или зарисовку, предлагает темы возможных публикаций.

Ведение дневника наблюдений, выполнение различных этюдов заставляют студента ежедневно работать. За учебный год он пишет не менее 350-450 машинописных страниц, не считая вариантов одного и того же материала.

Задача семинара—и научить студентов писать об Одном и том же по-разному (каждый знает, как трудно писать каждый раз по-новому весной о севе, осенью о жатве, в праздники о празднике).

Около ста заданий предусматривает серия этюдов «Улица Горького». Требуется: 

  • написать праздничный репортаж с улицы Горького (в трех вариантах—для молодежной, областной партийной газеты и для иностранного читателя);
  • дать образ улицы Горького в одной фразе (10 вариантов);
  • пройтись по улице, посмотреть и записать, основываясь на своих наблюдениях, какие проблемы можно и нужно поднимать: мода, реклама, проблема свободного времени (каждую тему обосновать);
  • взять, задавая как шутливые вопросы, так и серьезные, 100 интервью на улице (придумать темы для интервью и дать подробный отчет о выполнении задания), помогающие, как нам кажется, приобрести раскованность, побороть неуверенность при профессиональном общении; улица Горького утром, днем, вечером; улица Горького в будние и воскресные дни; описание ритма улицы, пластики, цвета, звука; подготовка исторического очерка (придется порыться в справочниках, книгах о Москве);
  • подготовить, используя метод длительного наблюдения, зарисовки об инспекторе ГАИ, киоскере «Союзпечати», продавщице ларька «Цветы», работающих на улице Горького, и т. д.

Умение видеть необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном, умение обрабатывать полученную информацию—всему этому способствует выполнение серии этюдов «Улица Горького».

СТУДЕНТ факультета журналистики, как ни парадоксально звучит, находится в более выгодном положении, если говорить о его личном творчестве, чем журналист, работающий в штате. Студент волен выбирать любой тип издания, любой отдел и предлагать любую тему. Если студент действительно хорошо напишет, то его произведение увидит свет. Все редакции заинтересованы в авторах. Каждому студенту нужно учиться с большей отдачей для себя использовать это положение внештатного автора.

Каждой газетой или журналом объявляются заочные летучки. Все студенты спецсеминара обязаны принимать в них участие. При этом требуется написать не просто письмо в газету или журнал, отвечая на вопросы заочной летучки, а необходимо дать обширный обзор, попытаться серьезно проанализировать то или иное издание.

Свое мнение нужно аргументировать и в этом же письме предложить темы собственных выступлений.

Как правило, авторов интересных писем приглашают для личного знакомства в редакции и предлагают подготовить одну из предложенных ими тем.

В рамках спецсеминара регулярно проходят встречи с руководителями периодических изданий. Перед тем, как пойти в редакцию на встречу, студенты анализируют ту или иную рубрику, газетную кампанию, материалы того или иного автора, чтобы во время беседы высказать свое мнение, сопоставить свою точку зрения с точкой зрения руководителя этого издания. Во время встреч обсуждаются проблемы практики, происходит знакомство с отделами и завязываются деловые контакты.

Более 200 этюдов, упражнений, деловых игр используется нами в рамках семинара «Технология журналистского творчества». Здесь и упражнение «Стенограмма» — подготовка стенограммы производственного совещания, заседания коллегии министерства или ведомства для публикации. Этюд «Доклад» (требуется пересказать доклад на полутора страницах, подготовить по докладу статью). «Сказка» — сочинение сказок о заданном предмете, например, о стуле, лестнице, венике. Сочинение рассказа с использованием трех заданных слов — они должны быть главными в рассказе. Упражнение «Новость» (за две минуты нужно рассказать несколько новостей. Добывать новости разрешается, позвонив или побывав в любых организациях). Проведение вместе с редакциями рейдов по учреждениям общественного питания, местам отдыха, библиотекам. Этюд «Рассказываю о детстве» (это задание студенты охотно выполняют во время летних каникул, привозя рукописи до 100 страниц) и т. д.

Навыки ведения записной книжки, деловое общение, задания, связанные с нахождением адресов и телефонов, встречи с партийными и комсомольскими работниками, дни творчества, проведенные на заводах и фабриках, составление и защита тем, по которым хотелось бы выступить, присутствие на судебных заседаниях—все это входит в программу нашего семинара.

Первые его выпускники уже работают в различных изданиях. Читая их письма, анализируя присылаемые ими вырезки, встречаясь с ними лично, убеждаюсь: уроки нашего экспериментального (это была первая группа) спецсеминара помогли недавним студентам, а ныне сотрудникам редакций избежать многих, казалось бы, обязательных в начале творческого пути ошибок.

Семинар «Технология журналистского творчества», как мне кажется, лишний раз доказывает, что и в условиях университетской программы можно реально способствовать быстрейшей профессионализации будущих журналистов (абсолютное большинство участников спецсеминара учится без троек).

Думаю, что и в других университетах, где есть факультеты журналистики, идет разработка этюдов и упражнений. И, наверное, придет время — родится книга «Работа журналиста над собой» (вспомним систему воспитания актеров), где будут собраны наиболее интересные упражнения, этюды, задания, способствующие, как в рамках университетского образования, так и при самостоятельном овладении профессией, повышению профессионального уровня, выработке и воспитанию качеств, необходимых для работы журналиста, ибо стать журналистом может каждый, если он этого захочет и будет трудиться».

Шахиджанян В. Стать журналистом может каждый? // Журналист. — 1983. — №11. — С. 49-51.
Следующая статья
Livrezon-технологии
Надежда Братчикова: ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #38. О чтении Диккенса
В математическом клубе ЛИСА идут множество онлайн-проектов, в том числе – проект «Читаем с детьми». Мы книги читаем, размышляем о разных вещах и постоянно пишем эссе.  Летом 2021 года мы читали книгу Чарльза Диккенса «Жизнь Дэвида Копперфильда». Книга огромная, главы длинные, предложения многострочные, юмор странный.  Чарльзу Диккенсу в детстве пришлось несколько месяцев работать с мальчишками на фабрике (он упаковывал и обклеивал этикетками баночки ваксы). Его семья сидела в долговой тюрьме, он учился стенографии и,...
Livrezon-технологии
Надежда Братчикова: ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #38. О чтении Диккенса
Livrezon-технологии
Запись #39. Ложные друзья переводчика. Позитивное счастье
Livrezon-технологии
Типовые ошибки и сильные ходы участников курса «Как читать умные книги?»
Livrezon-технологии
Надежда Братчикова: ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #37. Встреча с ветеринаром
Livrezon-технологии
Надежда Братчикова: ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #36. О сложности формулирования главных мыслей
Livrezon-технологии
Запись #38. Ложные друзья переводчика. Экстремальный перевод
Livrezon-технологии
Зачем знакомить детей с профессиональной жизнью взрослых? Статья Маргариты Крыловой
Livrezon-технологии
Надежда Братчикова: ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #35. В пункте приёма вторсырья
Livrezon-технологии
Запись #37. Ложные друзья переводчика. Ментальная игра продолжается
Livrezon-технологии
Надежда Братчикова: ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #34. Зачем читать книги?
Livrezon-технологии
Запись #36. Бейсбол и английский язык. В погоне за страйками
Livrezon-технологии
Запись #41. Ложные друзья переводчика и братьях их младшие – паронимы
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #40: О встрече с основателем вкусного и полезного сервиса
Livrezon-технологии
Запись #40. Бейсбол и английский язык. Singles, small ball & ducks on a pond
Livrezon-технологии
ДНЕВНИК ПЕДАГОГА. Запись #39. Что значит быть учителем?