Структура тоталитарной секты Ананда Марга

0
Миськевич Александр Владимирович1/9/2022

В 1955 году в Бихаре Саркар основывает «Ананда марту» («Путь блаженства») и объявляет себя «Шри Шри Анандамурти» («дважды господином и образом [вечного] блаженства»). Другие его самонаименования: «Гурудев», «Отец», «Баба» («Папа»). Символической эмблемой своей организации Саркар сделал свастику на фоне восходящего солнца, вписанного в шестиконечную «звезду Давида».

В 60-70-е годы, время наибольшей активности гуруистских культов, AM становится международной организацией, имеющей сеть филиалов в США, Западной Европе, Азии, Африке и Австралии. В 80-х годах AM начинает проникать в страны Восточной Европы и в СССР. Число членов секты к 1982 году, по заявлению самих сектантов, составило 3 млн, из них 20 тыс. — в США; по данным американского госдепартамента — 400 тыс., из которых 5 тыс. — в США 2). В настоящее время штаб-квартира AM расположена в Калькутте, а основные зарубежные центры — в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине, Гонконге, Маниле, Сиднее и Найроби; численность секты — около 250 тысяч.

AM — это закрытая тайная организация, устроенная по военному образцу и привлекающая новых членов посредством личной вербовки, после проверок и испытаний. Секта имеет жесткую и сложную иерархическую структуру. На вершине пирамиды до 1990 г. стоял Анандамурти — гуру и вождь, неоспоримый авторитет, у которого члены секты находились в полном подчинении и которому поклонялись, как живому богу. Ближайшее его окружение — садвипра («просветленные», «праведники»), или «садху», считаются «духовной элитой», людьми будущего, обладающими «космическим сознанием» и сверхъестественными способностями. Они готовы к самопожертвованию и насилию, которое, согласно Анандамурти, «есть квинтэссенция жизни... власть может быть захвачена только силой»  Установить в ми­ре «власть просветленных» («садвипра радж») Анандамурти планировал к 2005 году. Первым шагом к этому должен был стать приход к власти созданной им политической партии — PROUT (Progressive Utilization — «Прогрессивное использование»), во главе которой и стали садвипра. PR0UT не достигла в Индии особых политических успехов, даже создав так называемый Прутистский блок, зато приобрела дурную славу террористическими методами борьбы со своими противниками. Европейский центр PROUT находится в Копенгагене.

Внутри «Ананда марги» функционируют так называемые департаменты, сформированные по принципу теневого правительства: внутренних дел (разведка и контрразведка), по связям с общественностью (агитация и пропаганда), социального благосостояния (филантропическая деятельность) и образования. Последнему придается особое значение, поскольку молодежь — главный объект вербовочной активности AM. Из молодежи созданы отряды Общества добровольной службы, численность которого держится в строгой тайне. Члены таких отрядов одеты в рубашки цвета хаки и серые шорты, на головах у них черные гуркхские шапочки со свастикой. Они обучены владению холодным оружием и приемам рукопашного боя Ч Спортивной и военной подготовке в секте вообще уделяют немало внимания. Среди последователей AM в России — тренеры детских спортивных школ и секций восточных единоборств.

«Верховным командованием» AM сейчас является Совет авадхутов (монахов-«полковников» — руководителей отделений AM). У них в подчинении на положении «капитанов» состоят ачарьи, которые инициируют новых членов и дают им санскритские имена и мантры. Авадхуты носят одинаковую индийскую одежду красновато-оранжевого цвета, в униформе ачарьев обязателен белый низ. Ачарьи — «дада» (монахи) и «диди» (монахини)—живут в коммунах или путешествуют для выполнения различных миссий. Есть в AM и «миряне»— марги, отдающие секте большую часть своих доходов. Те, кто добровольно ра­ботает на секту, называются волонтерами, т. е. добровольцами. Член AM, практикующий созданную Саркаром упрощенную разновидность тантрической йоги (в которой кундалини рассматривается как сила Анандамурти), именуется «тантриком», а тот, кто, уже пройдя подготовительные занятия, получив инициацию и личный инструктажу кого-то из ачарий, только начал изучать практику AM — «садхаком». Если неофит — индус по происхождению, то его очень быстро возводят в степень авадхуга. Обряд посвящения новых членов проводится в темную безлунную ночь на площадке для кремации трупов или на кладбище. Практику инициаций, «духовных танцев» и медитаций на могилах Анандамурти взял у лингаятов. У тантрических шиваитов были также позаимствованы атрибуты культа AM: кинжал, который в секте осмысливается как «символ преданности делу социального и духовного прогресса человечества», и человеческий череп, необходимый для того, чтобы «приучить людей побеждать страх смерти, освободить их от чувства стыда и отвращения»  Международную структуру секты отличает высокая степень централизации. AM имеет ряд дочерних организаций: кроме вышеупомянутой PR0UT есть еще AMURT (Ananda Marga Universal Relief Team) — «Всемирная команда помощи Ананда марги», «Ананда марга Парачарак Сангха» («Общество пропаганды пути блаженства») и «Всемирное возрождение».

Источниками доходов AM, помимо денежных взносов членов движения и сочувствующих, являются также торговля наркотиками, проституция, контрабанда ювелирных изделий и систематическое попрошайничество в поездах . Кроме того, секта владеет фабриками по производству продуктов «здорового питания» марки «Золотой лотос» и магазинами по их распространению.

А. Дворкин. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — Нижний Новгород: ООО Издательство «Христианская библиотека», 2014. — С. 450-452.
Следующая статья
Биографии
Николай Иванович Вавилов: заметки о науке
1. Самоограничения современного естествознания. В современном естествознании, несмотря на его общность, есть, однако, самоограничения. Не берусь перечислить сейчас их все. Но вот некоторые:  I. Принимается, что мир однороден. Однородны пространственно-временные свойства, однородны элементарные частицы, однородны законы везде и всегда. На опыте это широко оправдывается. Но это не обязательно и должно рассматриваться только как эмпирический постулат. II. Из I почти как следствие вытекает атомизм, тенденция к построению...
Биографии
Николай Иванович Вавилов: заметки о науке
Гуманитарные науки
Бертран Рассел о развитии роли и назначения семьи
Гуманитарные науки
Гюстав Лебон о том, как новые идеи искажаются в толпе
Биографии
«Робинзонада» – идеологизация романа на дело Французской революции
Гуманитарные науки
Что делать врачу, если его пациент – будущая мать с наркотической зависимостью?
Гуманитарные науки
Как религия влияла на развитие городов в Древней Греции и Риме?
Гуманитарные науки
В примитивных обществах нет времени?
Гуманитарные науки
Гендерная поляризация женского и мужского миров
Гуманитарные науки
Няни-подростки, или перспективная бизнес-модель для детей и взрослых
Гуманитарные науки
Маргарет Тэтчер о последствиях распада традиционных браков
Гуманитарные науки
Как Галилео Галилей способствовал коперниковской революции
Гуманитарные науки
Законы против бродяжничества в Европе Нового времени
Гуманитарные науки
«Человеческую природу не изменишь»: мифы о психологии
Гуманитарные науки
Джордж Оруэлл о признаках национализма
Гуманитарные науки
Как внедряются новые идеи по Гюставу Лебону
Гуманитарные науки
Открытие первичной боли Артуром Яновым