Тайны творческих союзов: от каждого – по способностям, коллективу – согласно совместимости

0
Фрагмент нашла Анастасия Димитрова10/17/2023

Здесь имеется в виду не просто настойчивость, собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к «доведению», к совершенствованию первоначального замысла.

Едва ли нужно объяснять, насколько важна эта способность, позволяющая довести работу до такого уровня, когда она приобретает универсальную значимость и общественную ценность. Один только замысел, каков бы ни был его размах, социального признания, как правило, не получает. «Во всяком практическом деле идея составляет от 2 до 5%, а остальные 98-95% — это исполнение».

Мелочи создают совершенство, а совершенство не мелочь, — этот афоризм приписывают Микеланджело.

Понятия «мышление» и «творчество» зачастую противопоставляют, но такая позиция приводит методологической ошибке, заставляя признать что для творческих личностей должны быть особые психологические законы. На самом же деле элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены (сильнее или слабее) и по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности, что и создает неповторимый творческий почерк. Эту неповторимость отметил еще древнеримский писатель Публий Сервилий: «Когда двое делают одно и то же, получается не одно и то же».

Если говорят о человеке, что он одарен или талантлив, это отнюдь не значит, что у него равномерно выражены все перечисленные выше способности. Понятие «одаренность» необходимо конкретизировать, то есть научиться выявлять ее компоненты. Тогда и воспитание талантов стало бы более целенаправленным.

При оценке таланта недостаточно использовать определения «сильный», «яркий», «самобытный» или «редкий». Значительно важнее проанализировать его структуру. Художественная критика нередко проделывает это, указывая на сильные и слабые стороны дарования художника. Однако выделение этих «сторон» носит интуитивный характер, не основывается на отчетливых теоретических представлениях.

Интересно было бы исследовать различные «самопроизвольно» возникшие творческие содружества (такие, как Кукрыниксы, Ильф и Петров, бр. Тур, М. Слободской и Я. Костюковский и др.). Ведь существуют группы, плодотворно работающие лишь совместно. А если по какой-нибудь причине они распадаются, то потенциал каждого из участников оказывается ниже, чем возможности группы. На чем основании такие «союзы» — на «дополнительности» или же на сходстве структуры способностей? А может быть, встречаются оба случая?

Точная диагностика структуры способностей имела бы значение и для «нестихийного» формирования творческих коллективов. Античный поэт Архилох из Пороса, имя которого связывают с изобретением ямба, писал в известной басне, что «лисица знает много всяких вещей, а еж одну, зато большую». Творческая группа может оказаться наиболее продуктивной, если будет объединить «лисиц» и «ежей», то есть людей широко образованных, но в чем-то недостаточно глубоких, и тех, кто вгрызается в тонкости одной темы, но лишен «панорамности мышления». В связи с этим возникает проблема психологической совместимости, оптимальных размеров группы и лидерства.

Определить оптимальные размеры группы важно потому, что количество творческих работников не всегда переходит в качество. Два полотера могут натереть полы в доме вдвое быстрее, чем один. Но если женщина вынашивает ребенка девять месяцев, это не значит, что девять женщин сделают то же самое за месяц. Поэты и ученые похожи в этом отношении на женщин, а не на полотеров.

Творческое бессилие или высокая эффективность отдельных коллективов нередко обусловлены неудачным или счастливым сочетанием разных типов способностей.

«Вычленить» вклад каждого члена группы очень трудно, и едва ли стоит этим заниматься. В самом невыгодном положении оказываются те, кто наделен способностью к оценке и критике, но не дает собственных идей или не умеет их осуществить. Роль таких «судий» порою незаменима, но не бросается в глаза, не материализуется в нечто ощутимое. Это иногда служит причиной драматических столкновений.

Источник: Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – М.: Искусство, 1977. – С. 152-154.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Теория Творчества
Природа как прообраз для технических инструментов
Весьма существенна способность применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по сути, способность к выработке обобщающих стратегий. По словам польского математика Стефана Банаха, «математик — это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями; лучший математик тот, кто устанавливает аналогии доказательств; более сильный математик тот, кто замечает аналогии теорий; но можно представить себе и такого, кто между аналогиями видит аналогии». Поиски аналог...
Теория Творчества
Природа как прообраз для технических инструментов
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, почему логика может быть вредна
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, чем мнение отличается от знания
Психология и психофизиология
Стивен Хайес пересматривает классическое положение когнитивно-поведенческой терапии
Теория Творчества
Нравственные ошибки в умозаключениях по Джону Стюарту Миллю
Естественные науки
Гендерные стереотипы в науке, или как ученые выдают желаемое за действительное
Теория Творчества
Примерный договор лицензионного договора (шаблон)
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Теория Творчества
В чем заключается цель познания и как определить знающего человека: перечитываем Аристотеля
Теория Творчества
Как стимулировать развитие науки? Письмо нобелевского лауреата Петра Капицы – Иосифу Сталину
Теория Творчества
Культура как фактор развития науки
Теория Творчества
Как спрогнозировать научное открытие: перечитываем Томаса Куна
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
Livrezon-технологии
Чем know that отличается от know how – фрагмент из книги «Как написать умную книгу?»