ТАСС: Как повысить КПД снимка?

0
Романов Александр Олегович2/14/2022

Редакторы районных газет и ответственные секретари еще нередко высказывают критические замечания в адрес Фотохроники ТАСС: и тематика фотографий скудна, и качество их не всегда высоко. Часто они правы. Но в то же время эти слова критики порой раздаются из редакций именно тех изданий, где весьма неудачно используют клише, присылаемые Фотохроникой ТАСС.

Вот пример формального использования фотографии ТАСС. На крайнем слева снимке рекламируется пишущая машинка «Уфа-М». Его публикация здесь, на второй странице, вряд ли целесообразна. Вверху помещена зарисовка о передовой доярке, справа — заметка под рубрикой «Образ жизни — советский». И наконец, под клише идет важное сообщение о том, как в совхозе решают проблему подготовки механизаторов. Тематика фотографии явно не соответствует назначению второй полосы. Куда логичнее было бы увидеть ее на четвертой странице. Кроме того, секретарь слишком щедр, отдав под снимки в общей сложности пятую часть (а если считать подписи, то больше четверти) страницы.

Известно, как появляется среди серьезных и нужных материалов такая рекламно-познавательная информация. Не хватило текстового материала, оформитель и взял первое попавшее под руку подходящее по размеру клише. А будь у секретаря четыре папки — по количеству газетных страниц, где в соответствии с тематикой каждой полосы распределены фотографические и текстовые материалы ТАСС, АПН и другие, реклама пишущей машинки нашла бы более подходящее место.

Однако и постраничный метод обработки, разделения и подбора «чужих» публикаций имеет уязвимые места. Конечно же, тассовское клише нельзя рассматривать как читательское письмо. Хотя и тематика снимка — деятельность райпо — вполне вписывается в структуру третьей страницы и «пятнышко» здесь необходимо, — по существу, читатель вправе упрекнуть редакцию в формальном отношении к делу. Можно констатировать факт, что операция по пересадке «чужого органа» и в этой газете проведена неудачно.

По-видимому, кроме полосной, нужна более детальная дифференциация клише (да и текстовых материалов): по газетным направлениям, разделам, рубрикам.

Некоторые редакции добиваются заметного пропагандистского и агитационного воздействия тассовских изобразительных материалов и с их помощью усиливая эффективность других публикаций, например, многие газеты напечатали плакат «Личное хозяйство выгодно мне и государству!». Где-то он появился в окружении разнообразных статей и корреспонденций на сельскохозяйственные темы. В некоторых изданиях этот плакат иллюстрировал статью, присланную пресс-бюро «Правды». Несомненно, от этого эффект умножился, так как часть читателей прочла ее благодаря заверстанному внутрь клише. Однако у некоторых из них наверняка возник вопрос: «А как обстоят дела у нас в районе?» На него ответила газета «Знамя труда» из Курской области, поместив рядом с клише заметку «Излишки продуктов — государству». Разумеется, здесь достигнут максимальный кпд и иллюстрации и текста.

И тут речь идет о несколько большем, нежели простая привязка тассовского плаката к одной из газетных рубрик. Для такого органического слияния «чужой» иллюстрации и своего текста нужно, чтобы для секретаря редакции все публикации стали его материалами, чтобы он вжился в каждый из них одинаково, воспринимал их как единый поток информации, который через его газету поступает к читателю. В этом случае и страницы не будут отторгать «чужеродные» клише и тексты. Однако для вживания в материалы ТАСС нужен соответствующий настрой, соответствующее к ним отношение.

Скажем, тех же плакатов газеты Получают большое количество. Посвященные важным политическим кампаниям или торжественным датам, эти агитматериалы ценятся районными журналистами. Во всяком случае, они используются регулярно и более или менее удовлетворительно, кроме одной серии рисованных клише. Фотохроника присылает диаграммы о росте выплавки стали, добычи нефти и т. д. Как правило, эти плакаты выглядят на газетных страницах в лучшем случае нейтрально. Заурядное применение, и читательская реакция заурядна: «Об этом я где-то уже читал. Или где-то видел». А, наверное, диаграмма о выплавке стали стала бы намного доступнее и, если угодно, ближе труженикам района, если бы рядом стояла заметка о сборе металлолома. Короче говоря, только приблизив «чужую» информацию к читателю, прокомментировав ее прямо или исподволь своими материалами, можно совершить удачную трансплантацию.

И даже рядовая, обыденная иллюстрация в умелых руках может рассказать, пожалуй, больше, чем от нее ждали автор и Фотохроника ТАСС. К примеру, большинство изданий в конце августа — начале сентября публикует тассовские плакаты типа «Первый раз — в первый класс». Большинство, но не все. Некоторые газеты дают свои снимки, справедливо полагая, что ребятишек фотокорреспонденты снимают всегда удачно, фотография привлекательнее, живее плаката и т. д. Так поступила и газета «Сияние Севера» из Коми АССР.

Однако ее ответственный секретарь не выбросил тассовского клише. Он поместил его 21 сентября на третьей странице в качестве иллюстрации к статье «Когда в семье первоклассник» под рубрикой «Университет педагогических знаний». Удачно — с учетом психологии родителей — выбран момент публикации статьи: именно в это время родители нуждаются в совете и (что не менее важно) уже способны его воспринять. Учли журналисты и психологию читателя: первосентябрьский первополосный плакат, опубликованный 21 сентября на третьей странице, несомненно, привлечет внимание, тем более что на этой полосе больше нет иллюстраций.

Один из теоретиков рекламного дела заявил: «Если хочешь, чтобы сработала реклама о страховании от пожара, поставь рядом заметку о пожаре». Эти слова вспомнились, наверное, потому, что хорошая реклама нередко ассоциируется с удачными иллюстрациями. И, перефразируя этот афоризм, можно сказать: «Если хочешь, чтобы увидели рекламу пишущей машинки, поставь рядом объявление о наборе на курсы машинописи» Или наоборот.

Здесь мы опять вернулись к фотографии. С плакатами, как видно из примеров, дело обстоит будто бы неплохо. Действительно, в некоторых газетах умеют добиваться от них максимального коэффициента полезного действия. Но снимок фотохроники, наверное, сложнее привязать к своим материалам. Впрочем, скажем, в районной газете «Советская Печенга» из Мурманской области умеют это, привлекая к делу целый арсенал оформительских приемов.

На странице один снимок. Естественно, он становится центром читательского внимания. Рассматривая фотографию, нельзя пройти мимо рубрики «Сто профессий на выбор». И тут происходит, наверное, самое главное, что должно срабатывать при первом же взгляде на материал, блок: ориентация читателя. В этот момент он и решает вопрос, читать или не читать всю подборку. Если она представляет интерес, то материалы, относящиеся к рубрике, легко найти: они четко отделены от других жирной линейкой, их заголовки размечены одной гарнитурой. И настолько же удобно их пропустить, не читать. Дать возможность читателю как можно быстрее сориентироваться в номере, мгновенно, раз взглянув на разворот, решить, что читать и что не читать, — вот одна из важнейших задач ответственного секретаря редакции и во время планирования и при макетировании газеты. И фотографии, присылаемые ТАСС, могут быть здесь надежными союзниками.

Галкин С. Как повысить КПД снимка? // Журналист. – №6. — 1981. — С. 36-37.
Следующая статья
Искусство и дизайн
Как выразить тему сценария через зрительные образы?
Определившись, что вы хотите сказать, вы должны решить, как это сделать. Сценаристы могут донести тему фильма через события сюжета, через решения, которые принимают персонажи, через диалоги и изображения. У всех событий есть какое-то значение. Они сообщают, что вы, сценарист, думаете о порядке вещей в мире. Вы принимаете решение: на героя нападут и ограбят, потому что он окажется не в то время не в том месте. Этим вы даете понять, насколько жизнь полна случайностей и лишена логики. Выбирая персонажей, которые заботливо относятся друг к другу, вы сообщаете...
Искусство и дизайн
Как выразить тему сценария через зрительные образы?
Искусство и дизайн
Как создать уникальный дизайн, а не копию западных аналогов?
Искусство и дизайн
Как создать игру: сбор материала для GTA IV
Искусство и дизайн
Составляющие хорошей игры: цель и проблема
Искусство и дизайн
Как измерить элегантность игрового элемента?
Искусство и дизайн
Трансмедийный мир: свойства
Искусство и дизайн
В нашем сознании игра противостоит серьезности
Искусство и дизайн
Почему игры – это искусство?
Искусство и дизайн
Как провести парламентское расследование с помощью игры?
Искусство и дизайн
Как создавались декорации к фильму «Мемуары гйеши» (реж. Р. Маршалл, 2005)
Искусство и дизайн
История кинематографа: зупраксископ
Искусство и дизайн
«Прекрасная Люканида» — первая объемная мультипликация
Искусство и дизайн
Смена эпох в облике генерального плана застройки Ленинграда
Искусство и дизайн
Приёмы символизма в средневековой архитектуре
Искусство и дизайн
Максимилиан Волошин: в чем на самом деле заключаются заслуги Родена?