Чтобы более наглядно показать различие двух указанных теорий об активности личности, мы приведем их основные положения в сопоставлении с положениями «классического» индетерминизма.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in – приставка, означающая отрицание, и детерминизм) – это философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм).
В истории философии индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. Индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме.
Источник: Новая философская энциклопедия.
Индетерминизм об активности личности | Мотивационная теория активности личности | Мотивационно-волевая теория активности личности |
1. В психической структуре личности есть два разных образования, побуждающих человека к активности и определяющих его поступки, — это мотивы, и ничем материально не детерминированная «свободная водя». | 1. В психической структуре личности нет никакой «свободной воли». Вся активность личности психологически определяется лишь мотивами. | 1. В психической структуре личности нет никакой «свободной воли», независимой от причинности. Но существует воля как реальное психическое явление, детерминированное внешним миром. Без воли нет сознательной активности личности. |
2. Мотивы являются лишь побудителями человека к действиям и поступкам. Над мотивами возвышается «свободная воля», определяющая направление и характер поступков, регулирующая поведение. Ни один мотив не может самопроизвольно, без санкции воли повлечь за собой сознательный поступок. | 2. Мотивы являются не только побудителями, но и определителями поступков. Раз сформировались мотивы и какой-то из них в данной ситуации оказался сильнее других, то поступок по сильнейшему мотиву наступает неизбежно. Воля не имеет реального психологического содержания. | 2. Не существует воли человека без взаимосвязи ее с мотивами. Но воля не фикция, а сторона сознания человека, осуществляющая на уровне самосознания высшую регуляцию поведения человека. Человек способен по своей инициативе вызывать сознательные волевые усилия для торможения нежелательных-мотивов и утверждения желательных. |
3. При конфликте между мотивами выбор осуществляет воля. Она оценивает мотивы и своей властью разрешает конфликт, подавляя одни и поощряя другие мотивы. | 3. При конфликте между мотивами верх берет сильнейший и действие автоматически осуществляется в соответствии с этим мотивом. Выбор — это лишь отражение борьбы мотивов, а не преднамеренная оценка мотивов. Действие по сильнейшему мотиву человек предотвратить не может. | 3. При конфликте между, мотивами выбор осуществляет все сознание человека, а не какая-то его сторона. Исход выбора зависит не только от силы мотивов, но и от сознательной мобилизации человеком волевых усилий; направленных на достижение именно этой, а не иной цели нередко вопреки сильным в данной ситуации мотивами В этом проявляется активность человека, его господство над обстоятельствами. |
4. Развитие воли — это спонтанный процесс раскрытия потенциальных духовных возможностей, изначально; заложенных в психической организации человека. Условия жизни, воспитание не определяют развитие воли, лишь проявляют ее. Лучшим средством укрепления воли является самовоспитание как замкнутый в самом себе процесс чисто духовного подавления нежелательных импульсов и активизации желательных. | 4. Развитие и воспитание воли — надуманная проблема. То, что относят на счет воли (способность подавлять нежелательные для достижения цели импульсы, преодолевать всевозможные препятствия), на самом деле является результатом развития и воспитания мотивов. Воспитайте у человека систему сильных положительных мотивов, и он неизбежно будет образцом высоконравственного 'поведения. | 4. Воспитание не сводится только к формированию желательных мотивов. У человека могут быть сформированы соответствующие мотивы к действиям, но ре выработано умение преодолевать трудности в осуществлении этих действий. Воспитание воли — важная задача. Самовоспитание является производным от воспитания, но важным средством развития воли. |