Тугендбунд – предшественник декабристов

0
Фрагмент нашел Анатолий Рыжачков6/18/2023

«‎Донесение» 30-го мая указывает, что мысль о тайных обществах явилась в 1816 г. у нескольких молодых людей, которые, «‎возвратясь из-за границы после кампаний 1813, 1814 и 1815 годов и знав о бывших тогда в Германии тайных обществах с политической целью, вздумали завести в России нечто подобное»; что при первом основании русского тайного общества многие именно желали, чтобы принят был устав, главные черты которого были заимствованы «из напечатанного в журнале "Freywillige Blatter" устава, коим будто бы управлялся Tugendbund». В другом месте сказано, что «‎главные черты законоположения Союза Благоденствия (первая часть этого законоположения была отыскана комиссией), разделение, замечательнейшие мысли и самый слог ясно показывают, что оно есть подражание, и даже большею частию перевод с немецкого». Этот устав русского тайного общества был составлен, по словам «‎Донесения» (стр. 11-12), Александром и Михаилом Муравьевыми, кн. Сергеем Трубецким и Петром Колошиным.

Записки самих членов тайного общества подтвержают эти указания на Тугендбунд. М. Фонвизин рассказывает, что во время войн многие из русских «‎познакомились с германскими офицерами, членами прусского тайного союза (Tugendverein)», что в Петербурге известны были статуты разных тайных обществ, существовавших во Франции и Германии, и что один из членов русского общества «‎ездил в Германию и вошел в сношения с членами Союза Добродетели», которые и сообщили ему свои статуты. По словам Якушкина, немецкий устав привезен был кн. Ильей Долгоруким. Но это показание о личных сношениях с членами Союза Добродетели едва ли точно: Тугендбунд в то время уже не существовал, и кн. Долгорукий мог просто найти его устав – в книге.

Санкт-Петербург. Сенатская площадь 14 декабря 1825 года. Рисунок Кольмана из кабинета графа Бенкендорфа в Фалле / Викимедиа

Так или иначе, в либеральном кружке были известны уставы западных тайных обществ, которые дали им мысль по той же форме устроить и русское общество. Тогдашняя слава Тугендбунда могла привлечь их внимание, и характер его устава мог в особенности удовлетворять их желаниям. Основанный в тяжелые времена французского ига, Тугендбунд, видимо, имел в основании политическую цель – содействовать национальному отпору против ига, но должен был очень осторожно скрывать эту цель и ограничить свою деятельность нравственно-общественными предметами, в союзе с правительством. У наших либералов, в первое время, политическая цель также стояла на втором плане; они надеялись, что политическая реформа будет произведена самим правительством, и думали только содействовать его планам, стараясь распространять новые идеи, возбуждать нравственную самостоятельность общества, истреблять предрассудки и злоупотребления. В программе Тугендбунда именно эта задача была поставлена так широко, цели союза были так возвышенны, так проникнуты патриотизмом, и способ изложения указывал столько практических приемов, что воспользоваться некоторыми ее мыслями было естественно.

В своем внешнем устройстве Тугендбунд состоял из «‎коренного общества», Stammverein, или собрания его членов в месте его основания, т.е в Кенигсберге, и из его разветвлений в других местах, которые назывались Zweigvereine. Лица, вступавшие в общество, должны были выбирать себе ту или другую отрасль деятельности по программе союза, и собрание членов, работавших по одной отрасли, составляло «‎камеру», а собрание камер в Кенигсберге составляло «‎главную камеру» (Hauptkammer). При каждой камере находился «‎цензор» обязанность которого заключалась в наблюдении за тем, чтобы законы общества сохранялись в точных пределах государственного закона, далее, в собирании сведений о вновь поступающих членах, в нравственном их руководстве и в надзоре за их трудами для целей общества. 

Деятельность общества распадалась на несколько отраслей, обнимавших главнейшие стороны народной и общественной жизни. Это деление передается различно в разных источниках о Тугендбунде. 

По Фойгту, труды союза распределялись на шесть отраслей: 1) воспитание; 2) народное образование; 3) наука и искусство; 4) народное благосостояние; 5) внешняя полиция и 6) внутренняя полиция. По уставу, напечатанному в журнале Freimuthige Blatter, эти отрасли были следующие: 1) воспитание; 2) народное образование; 3) литература; 4) земледелие; 5) торговля и промышленность и государственные долги; 6) полиция и распространение союза (или пропаганда). Но общие основы деятельности Союза в обоих источниках излагаются довольно сходно. 

В отделе воспитания главная задача общества состояла в том, чтобы изыскивать и распространять лучшие методы воспитания и обучения, при которых юношество достигает наиболее полного и согласного употребления всех своих телесных и духовных сил: стараться об улучшении домашнего воспитания, об уничтожении суровости, безнравственности и бесплодной траты времени в школах, о распространении в народе технических знаний, нужных для улучшения ремесл и т.п. 

В отделе народного образования – распространение правильных понятий об обязанностях человека для сохранения и развития его телесных и духовных сил, его обязанностях во всех жизненных отношениях; старание, сколько можно, облагородить народные праздники и увеселения и ввести в них такие упражнения, которые способствуют приобретению ловкости и силы (беганье, бросанье, прыганье, верховая езда, стрельба, плаванье); противодействие грубости нравов, бесполезному или дурному чтению и т.д. В этом же отделе особую отрасль должны были составлять люди военные, целью которых было общее изучение военных наук, подготовление молодых офицеров в научном и нравственном отношении, забота о солдатах, обучение солдат обязанностям их звания. В руководители этой отрасли совет камеры должен был выбрать одного из опытнейших и искуснейших офицеров (здесь, вероятно, скрывалась мысль подготовлять борцов для будущего восстания против французов). 

В отделе науки и искусства – изучение важнейших предметов науки и искусства и распространение между членами правильных о том понятий. Предположено было обращать внимание на замечательнейшие произведения древних и новых времен, и издавать журналы для возбуждения чувства истины, добродетели, любви к отечеству, свободы мысли и совести. В отделе народного благосостояния должны были собраться члены из людей, наиболее знающих разные отрасли сельской и городской промышленности, чтобы изыскивать свойственные каждому краю источники благосостояния, вводить и поощрять новые промыслы, действовать ободрением и советами на рабочее сословие, оказывать помощь безвинно обедневшим посредством кредита, задатков, доставления сбыта и т. п., приводить в известность новые изобретения, заботиться о школах промышленности и искусств, противодействовать цеховому духу, стараться отвлекать мужчин от занятий, более свойственных женскому полу. 

В отделе внешней полиции – старание убеждать народ, что все полицейские законы будут достигать своей цели только тогда, когда им будут содействовать все отдельные лица; с этой целью предполагалось составить книжку, в которой бы общедоступно объяснялась благотворность полицейского порядка для сохранения жизни, здоровья, собственности и т.д.; предполагалось также оказывать содействие властям в разыскании преступников и в устройстве их, по исполнении над ними закона. Наконец, в отделе внутренней полиции имелось в виду почти исключительно наблюдение за нравственным и законным поведением членов союза, что поручалось, как выше упомянуто, цензорам камер.

«‎Таково было, – говорит историк Тугендбунд, – обширное, едва обозримое поле, на которое Союз хотел, по своему уставу, распространить свою деятельность, на котором он хотел показать, к чему можно стремиться и чего можно достигнуть самопожертвованием, трудолюбием и ревностью к человеческому образованию и человеческому благу». Поле действительно было необозримое... 

Штейн, тогда министр, несмотря на утверждение Союза королем, относился к Тугендбунду неблагоприятно и в программе его деятельности находил возможность столкновений с деятельностью государства: в замечаниях на устав Союза, составленных другим лицом, но пересланных Штейном в Союз, говорилось, например, что действия Союза могут вмешиваться в область отправления самой власти, что заявляемое Союзом «‎разумное» подчинение распоряжениям правительства может повести к предположению, что Союз хочет делать выбор между этими распоряжениями и подчиняться только тем, которые «‎разумны» в его смысле и т. д. 

Штейн вообще находил, что не нужно никакого союза, а нужно только оживление христианского, отечественного духа, что зерно для этого уже находится в существующих учреждениях государства и церкви, и что в их формах это зерно и должно развиваться. Впоследствии, много времени спустя, он говорил, что «‎Союз казался ему непрактичным, а практическое впадало в пошлое». Союз отвечал однако на возражения, присланные Штейном, и разрешал их удовлетворительно. Но каковы бы ни были понятия Штейна о личном составе «‎коренного общества», из каких бы источников ни происходило его неблагоприятное мнение о Тугендбунде, его возражения характеристично выражали отношение абсолютной власти, какова была тогда прусская, к заявлениям общественной самодеятельности. 

Тугендбунд был именно такой попыткой самого общества работать для возрождения нации, которой не могла поднять монархия одна. Тугендбунд шел параллельно с тем патриотическим и национальным одушевлением, которое проникало тогда лучшие умы Германии и в то самое время, между прочим, блистательно выразилось в знаменитых «‎Речах к немецкому народу», Фихте. Программа Тугендбунда могла быть несовершенна, в ней могла быть «‎напыщенность», но в ней было много истинно-полезного для общества, если бы программа могла быть исполнена; недостатки в устройстве, преувеличения в идеях была весьма понятны по времени – преувеличения в идеях отличают все тогдашнее время, и в либеральном, и в ретроградном лагере. Впоследствии сама власть воспользовалась для борьбы с Наполеоном силами общества, но, слишком ревнивая к своему авторитету, не хотела и после признать заявлений общественного мнения, чем, конечно, сама раздражала это мнение и производила «‎происки» и тайные общества, в которые бросались разочарованные и обманутые энтузиасты и с ними много увлекающейся молодежи.

Источник: А.Н. Пынин. Общественное движение в России при Александре I. Исследования и статья по эпохе Александра I. – СПб.: Академический проект, 2000. – С. 388-392.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
§250. Здесь мы займемся только законом, регулирующим отношения между взрослыми. Выраженный в этических терминах, он гласит, что каждый индивид должен нести последствия своего собственного поведения. Во всей под-человеческой жизни этот принцип под-человеческой справедливости господствует безгранично. §251. Но под-человеческая справедливость крайне несовершенна, как в общем, так и в частном. В общем она несовершенна в том отношении, что существуют многочисленные виды, поддержание которых основано на массовом истреблении других видов; в частном она крайне не...
Гуманитарные науки
О (под-)человеческой справедливость по Герберту Спенсеру
Гуманитарные науки
Что такое умозаключению по Джону Стюарту Миллю
Гуманитарные науки
Бертран Расселл развенчивает миф о Спарте
Гуманитарные науки
Фрэнсис Бэкон о том, как человек ищет объяснения фактам, чтобы успокоиться
Гуманитарные науки
Механизмы развития нормальной науки по Томасу Куну
Гуманитарные науки
Кто такой гений — пишет Иммануил Кант
Гуманитарные науки
Правила для суждения о причинах и следствиях по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Семь видов отношений по Дэвиду Юму
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Гуманитарные науки
Курт Левин о том, как передать человеку новую систему ценностей
Теория Творчества
Культура как фактор развития науки
Гуманитарные науки
Как анонимность пробуждает в нас самое злое и причем тут когнитивный диссонанс
Гуманитарные науки
Как работают аргументы в пропаганде
Гуманитарные науки
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»