Уровни жанровых преобразований. Как создать свой жанр?

0
Автор статьи: Владимир Выборов2/14/2023

Два автора запустили свои YouTube-каналы. Один выступает в давно известном жанре и остается никому не интересен. Другой, наоборот, пользуется успехом. В чем секрет? Почему для одних формат срабатывает, а для других – нет? Ответ прост и сложен одновременно: чтобы выделяться на фоне конкурентов, нужен свой, не похожий на другие жанр контента. 

В прошлой статье мы писали о том, что такое жанровое преобразование и как использовать его в конкурентной борьбе. В этой мы проговариваем еще одну важную мысль: жанровое преобразование может не только менять класс произведения, но и придавать произведению новизну на совершенно разных уровнях.

Автор статьи – Владимир Выборов, автор книги «Конструктор архитектурных идей».

Для чего нужно выделять разные уровни

Жанровые преобразования необходимы, чтобы создавать в произведении новизну, поэтому удобно выделить уровни нового, на которых может работать то или иное преобразование. Их мы выделяем пять (хотя в этой статье рассмотрим только три, остальные – в следующих материалах).

На самом деле, их может быть и больше. Хоть десять, пятнадцать или сто. Просто в нашей модели так удобнее. Главное – понимать, что эти уровни в принципе существуют и что преобразования, пригодные для одного этажа, могут не сработать на другом. 

Рассмотрим концепцию на примере одного крупного преобразования. Его формула звучит так: новый класс объектов Х собирается из объектов Y, объединенных признаком, стержнем, ядром, оболочкой, свойством Z. Если сформулировать конкретнее, может получиться следующее: новые жанры получаются, если собрать отдельные произведения представителей жанра-основы в полиобъект.

Уровень 1. Создана новая манера исполнения

ПРИМЕР 1. Элементы интернет-фольклора – отдельные фразы, афоризмы, слова – собрались в манеру написания текстов, в суб-язык. 

«Олбанский язык» – это объект Х, а риторические элементы, его составляющие – объекты Y. Признаки Z тут – место происхождения элементов нового языка: русскоязычный сегмент интернета, характерные искажения слов «пишем, как слышим» («аффтар», «апстену», «превед», употребление «щ» вместо «сч» и т.д.).

Изображение / YouTube

✔ Жанр получен как фиксация стихийных преобразований объекта. Искажения языка, используемые в сети, собрались в систему, которая прожила примерно декаду.

Уровень 2. Работа с композицией или структурой произведения

ПРИМЕР 2. Александр Зиновьев, автор романа «Зияющие высоты», писал книги таким образом, чтобы каждая страница или отдельная глава являлась законченным произведением. 

ЦИТАТА. «Я пишу книги таким образом, чтобы их можно было читать во всех направлениях. Что это значит? Откройте книгу посередине, начинайте читать. Вам интересно? Считайте, что я достиг своей цели. В моих книгах нет сюжета. [...] 

…к такому необычному методу писания я был вынужден прибегнуть ещё и по причинам иным. Мне стало известно, что в органы безопасности на меня пошли доносы, дескать, занимаюсь чем-то нехорошим. Установили за мной наблюдение. При такой ситуации каждая страничка могла оказаться последней. Я вынужден был так написать эту страничку или главку, чтобы она была законченным произведением. 

Поэтому, обратите внимание, все мои книги сконструированы из небольших кусочков, в каждом из которых содержится та или иная оформленная идея». 

Источник: А.А. Зиновьев. Падение с «Зияющих высот». // В сборнике интервью: Ф. Н. Медведев. После России. – М.: Республика, 1992. – С. 276-277. / Цит. по: vikent.ru/enc/5050. 

ПРИМЕР 3. Сериалы-антологии, где каждая серия или сезон – это самостоятельное произведение, хотя из серии в серию могут фигурировать одни и те же персонажи (или актеры).

Кадр из сериала-антологии «Фарго» / Кинопоиск

ПРИМЕР 4. Модульная гостиница Накагин архитектора Кисе Курокавы. Каждый номер здесь – это отдельная ячейка, «навешенная» на центральное ядро здания. Данный объект является символом метаболизма – направления в архитектуре, которое предполагает сборку зданий и сооружений из одинаковых модулей, объединенных общим пространством или ядром.

Изображение / perspectum.info 

✔ Произведение состоит из набора единиц, модулей, блоков, связанных общей темой: книга, которую можно читать с любой страницы, сериал-антология, принцип метаболизма в архитектуре.

Уровень 4. Создан новый класс произведений

Когда определенная область знаний, будь то кинематограф, книгоиздание или техническое изобретательство, накапливает массу решений, достижений или открытий, создается каталог, фонд решений. 

ПРИМЕР 5. Геурематография – своеобразный каталог открытий и первооткрывателей. Жанр зародился в античности и стал первоисточником для писателей арабского Средневековья и европейского Возрождения, интересовавшихся историей наук. (Источник)

ПРИМЕР 6. Сочинение Иеронима Стродонского «О знаменитых мужах» – отправная точка, родоначальник христианской просопографии. Эта историческая дисциплина изучает биографии исторических лиц, объединяя их по политическим, социальным, географическим или этническим признакам. Иероним Стродонский в 135 главах изложил биографии знаменитых христиан, о которых было известно к его времени (IV век), от апостола Петра до самого себя. (Источник

Распространенное решение на данном уровне – создавать рейтинги или топы. Автор создает перечень явлений, событий, произведений, личностей или изделий, объединяя их по какому-либо признаку. Как правило, перечисление объектов подчиняется иерархической последовательности. 

ПРИМЕРЫ 7-8. 

• Рейтинг недорогих часов / YouTube-канал Ben’s Watch Club

• Топ-100 игроков NBA сезона 2021-22 / YouTube-канал NBA

✔ Рейтинг, собранный по схеме: тема + объект рейтинга + признак, объединяющий объекты. 

Другой вариант жанрового преобразования – эволюция. К примеру, как за последний век изменился американский автомобильный дизайн: автор показывает наиболее популярные модели с интервалом в десятилетие. Или как трансформировался набор блюд для новогоднего стола. Таким образом можно показать серию изменений практически любого объекта или процесса. Даже кормление грудью. Точнее, как изменилось отношение общества к этому – сам процесс, вероятно, не претерпел изменений. 

ПРИМЕРЫ 9-10.

• Как изменилась школьная форма для девочек за последние 100 лет / YouTube-канал Glamour

• Как менялись образы главных героев франшизы о Джеймсе Бонде / YouTube-канал Glam, Inc.

✔ В видео показаны этапы развития, изменения, эволюции Y, которое обладает или не обладает характерным признаком Z.

Еще один вариант преобразования: разных людей спрашивают об одном и том же или просят выполнить одно и то же действие. Как правило, одно видео содержит десятки участников.

ПРИМЕРЫ 11-13.

• 70 человек из 70 стран пытаются как можно лучше изобразить американский акцент / YouTube-канал Condé Nast Traveler

• 100 человек отвечают на один и тот же вопрос: «Как вы потеряли девственность?» / YouTube-канал Cut

• 50 человек пытаются почистить киви / YouTube-канал Epicurious

✔ Много (50-100) респондентов, участников или исполнителей, объединенных или отличающихся по признаку Z, выполняют одинаковые действия. 

Последнее, для этой статьи, решение на базе жанрового преобразования сборки – это соревнование. 

ПРИМЕР 14. 2400 3D-художников сделали работы на основании одной модели, а само видео состоит из 2400 коротких роликов, которые идут подряд друг за другом / YouTube-канал pwnisher

✔ Большое число участников выполняют работу, решают задачу по одинаковому заданию, после чего – возможно! – их результаты сравнивают и составляют рейтинг.

Хотите создать оригинальный жанр под свою тему? Свяжитесь с Владимиром Выборовым, чтобы узнать условия сотрудничества.

Больше о жанровых преобразованиях – на YouTube.

Читайте книгу Владимира Выборова «Конструктор архитектурных идей».

Сильные разработки создаются не в одиночку, а в коллективе. LIVREZON CLUB объединяет более 50-ти коллективов в разных отраслях научного знания. В ежедневном режиме они делятся опытом, собирают новые данные, пишут книги и статьи, тестируют технологии и получают друг от друга полезную обратную связь. 

Хотите присоединиться к коллективу разработчиков? Пишите на info@livrezon.com

Следующая статья
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Нереальное само по себе не смешно. Оно смешно только в столкновении с реальным, только как передразнивание, извращение, заострение реального. Происходит нечто совсем необычное – и мы изумляемся, настораживаемся, пугаемся. Происходит что-то вполне обычное, но происходит не так - и мы смеемся. В этом смысле весьма интересны специфические возможности киноискусства – добиваться комических эффектов изменением темпа и направления движения. Происходит обычное, знакомое нам движение, но в необычном темпе. Мы уже вспоминали опыты Мельеса, который, вертя ручку кино...
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Педагогика и образование
Рефлексируйте как рыцари, или опыт использования самоанализа в вузовской практике
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Смейся, как Анри Бергсон. Сочиняем комедию по его советам из книги «Смех»
Бизнес и экономика
Что делать, если не получилось делегировать? Схема передачи работы другому сотруднику
Бизнес и экономика
Решает ли бизнес-проблемы теория ограничений системы Элияху Голдратта?
Бизнес и экономика
«Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства» – реферат: самое главное из книги Тайити Оно
Педагогика и образование
Психодиагностика по рисунку: не так страшен чёрный цвет, как его малюют
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Livrezon-технологии
Курсовая работа здорового человека vs «Курсач курильщика»