В. А. Догель – лучший наставник юных зоологов

0
Гаврилова Светлана Юрьевна11/21/2021

Кафедра, возглавляемая Догелем, привлекала много молодежи. В 20-е гг. сотрудниками Догеля (ассистентами, доцентами) работали И.И. Соколов, А.П. Владимирский, А.В. Швейер, Б.Н. Шванвич. Все они в дальнейшем (30—40-е гг.) стали профессорами, а на кафедру пришла молодежь, к которой относился и пишущий эти строки. Спектр исследовательских работ был широк. На кафедре сложились следующие основные направления: сравнительная анатомия, протозоология, которые особенно интересовали самого Догеля. На кафедре царила атмосфера дружелюбия и преданности науке. Огромным уважением и любовью пользовался Догель, но эти чувства никогда не перерастали в «культ личности», ибо сам Догель был демократичен в самом лучшем смысле этого слова, а по вопросам науки с ним можно было спорить и не соглашаться, и это даже весьма поощрялось.

Очень большую роль в жизни кафедры играл большой практикум, который обязательно прорабатывали все специализирующиеся по зоологии беспозвоночных студенты. Это самостоятельная работа студента по изучению той или иной группы беспозвоночных с использованием основных методов изготовления препаратов, зарисовки объекта, с привлечением специальной литературы, в том числе и иностранной. Занятия представляли собой нечто промежуточное между чисто учебной и исследовательской работой и подготавливали студента к самостоятельной научной деятельности. Каждый специализирующийся при кафедре студент имел на кафедре свое самостоятельное рабочее место и мог в любое время с 9 утра до 10 вечера приходить и работать. Преподаватели только проверяли сделанное и давали очередное задание, вся же работа выполнялась студентом совершенно самостоятельно. Этот практикум играл большую роль в системе подготовки молодого исследователя. Вместе с тем постоянно работа в лаборатории, студент входил в жизнь кафедры, ее научные интересен знакомился с ее сотрудниками. Кафедра подготовила таким образом десятки зоологов-ученых, значительная часть которых заняла ведущее положение как на самой кафедре, так и во многих других научных учреждениях нашей страны. Назвать всех зоологов, прошедших через кафедру, невозможно, но некоторых друзей, коллег, а также учеников хочется упомянуть. […]

Наряду с большим практикумом существенную роль в жизни кафедры играл семинар, в организацию которого в предвоенные годы особенно много сил вложил Андрей Петрович Римский-Корсаков, который был «правой рукой» Догеля. Одно время кафедральному семинару был придан тематический характер. Заранее намечались темы докладов, докладчики. Задолго до семинара вывешивалась основная литература. Таким образом, к докладу готовился не только докладчик, но и аудитория. В этих тематических семинарах принимали участие не только студенты и сотрудники кафедры и Петергофской лаборатории, но и зоологи из других учреждений и в первую очередь с кафедры зоологии Пединститута им. А.И. Герцена, которой заведовал сначала Догель, а с 1933 г. — я. Тематика семинаров носила различный характер, каждый цикл включал 6—7 докладов и имел куратора, который отвечал за своевременную подготовку докладов, снабжение литературой и т. п. Припоминаю как пример, что цикл «Мезодерма и происхождение целома» курировал Римский-Корсаков, цикл «Формы и закономерности размножения простейших» был поручен мне и т. п. На семинаре выступали не только старшие, мы пытались всячески заставить заговорить и студентов, и это удавалось...

Годы прожитые. Воспоминания биолога. / Ю. И. Полянский. – СПб.: Наука, 1997. – С. 53-55.
Следующая статья
Биографии
Как отдыхать правильно – пример Элины Быстрицкой
В институте среди студентов мое участие в съемках фильма не вызвало особого оживления. Все мы пытались что-то делать, где-то играть или сниматься. Однокурсники считали, что мне повезло — только и всего. Меня расспрашивали, как это мне удалось, я говорила правду, мне не верили. А для меня было важно то, что я не разочаровалась в профессии. И этими съемками, и многим другим я все время доказывала себе и окружающим, что все сделала правильно.Элина Авраамовна Быстрицкая – советская и российская актриса театра и кино, театральный педагог
Биографии
Как отдыхать правильно – пример Элины Быстрицкой
Биографии
Творческое обольщение перерастает в творческий брак – случай Майи Плисецкой
Биографии
Смерть Марата: Шарлотта Корде привлекает внимание просвещённой Европы
Биографии
Женни Маркс: жена-помощник
Биографии
Екатерина Медичи: королевский характер воспитывается в суровых условиях
Биографии
Как царевна Софья удерживала власть
Биографии
Осип и Надежда Мандельштам: как «воспитать» жену писателя
Биографии
Как научиться управлять внешними обстоятельствами: пример Аллександры Коллонтай
Биографии
Королева Виктория выбирает будущего мужа
Биографии
Джейн Биркин: «Если сниматься голой, то только у великих великих»
Биографии
Лу Саломе: Развитие творческого потенциала начинается с фантазирования
Биографии
Флоренс Найтингейл: почему будущая национальная героиня была разочарованием семьи
Биографии
Как воспитать девочку поэтессой – пример Леси Украинки
Биографии
Агриппина Ваганова: как превратить недостатки в достоинства
Биографии
Развитие вопреки обстоятельствам: пример нобелевской лауреатки Дженнифер Даудны
Биографии
Избавиться от теории ради практики – стратегии художницы Остроумовой-Лебедевой