Владимир Селиванов о стремлении человека познать себя

0
Фрагмент нашел Анатолий Рыжачков1/9/2023

Стремление глубже познать себя, свою волю и характер, чтобы усовершенствовать их, нередко выражается в потребности человека вести дневник. Кто в юношеском возрасте не разделял этого увлечения! Многие выдающиеся деятели начинали самовоспитание воли и характера именно с ведения дневника. Достаточно указать на Чернышевского, Ушинского, Л. Толстого и многих других. И действительно, дневник является не только формой контроля за, своим поведением, но и одной из наиболее оправдавших себя на практике форм изучения свой личности, своего характера.

Дневники нередко ведутся именно потому, что они помогают их авторам лучше изучить себя, узнать свои достоинства и наглядно контролировать выполнение программы своей деятельности.

В этом отношении особенно показательными являются юношеские дневники Л. Н. Толстого. «Я никогда не имел дневника,— писал Л. Н. Толстой 7 апреля 1847 года,— потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих Способностей, по дневнику я буду в состоянии судить о ходе этого развития».

Этот дневник, начатый в юношеские годы, великий русский писатель с небольшими перерывами вел всю жизнь, и нет сомнения в том, что он сыграл немалую роль в развитии его воли и характера.

Именно дневник давал Толстому обильное количество фактов для характеристики своей личности. Подробно записывая свои поступки и действия за день, сопоставляя их с намеченным планом, Толстой глубоко анализировал свое поведение и еще в молодые годы, хорошо осознал свои слабости, с которыми боролся всю жизнь и большинство которых сумел преодолеть силой своей воли. [...]

Итак, дневники позволяют глубже анализировать свои поступки и оценивать их, накапливать факты для суждения о своем характере, позволяют составить более обоснованную характеристику своей личности и на основе этого знания намечать конкретную программу самовоспитания воли и характера, контролировать свое поведение.

Потребность в программе воспитания своей личности возникает у каждого человека, который серьезно озабочен развитием у себя ценных качеств личности и подавлением ее недостатков. Такая программа самовоспитания конкретизирует путь к идеалу, определяет мероприятия по борьбе с недостатками и пороками, направляет деятельность человека, которая ведет его к развитию воли и характера.

Обычно такие программы предусматривают перечень правил поведения, выполнение которых человек считает первостепенным условием воспитания своей личности, развития своей воли. Именно такие «правила для развития воли» выработаны были, например, Л. Н. Толстым в его юношеские годы (1847). Первоначально они были очень краткими, в них были предусмотрены и узко режимные вопросы (когда вставать и ложиться спать, что кушать и т. д.), и правила нравственного поведения («пренебрегать богатством; почестями и общественным мнением, не основанном на рассудке»). Центральное место в этой программе занимали правила, непосредственно связанные с укреплением воли. Вот важнейшие из них: «сосредоточивать внимание все на один предмет», «делать все по возможности самому», «исполнять все предписанное», «только в случае необходимости предпринимать другие дела, не закончивши одного», «думать при всяком деянии о цели оного».

Великий писатель еще в юные годы Правильно и самостоятельно наметил цели воспитания своей воли и твердо стал на пути ее развития и усовершенствования. Позднее Толстой значительно дифференцировал эти же правила и изложил их подробнейшим образом.

Подобные же правила составляли для себя в юные годы Чернышевский, Суворов, Ушинский и многие другие.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила.

1) Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.
2) Прямота в словах и поступках.
3) Обдуманность действий.
4) Решительность.
5) Не говорить о себе без, нужды ни одного слова.
6) Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что сличается.
7) Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.
8) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.
9) Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
10) Никому не показывать этого журнала».

Влияние правил развития воли на весь жизненный путь личности очень хорошо показал В. Каверин в романе «Два капитана». Герой романа Александр Григорьев в одиннадцатилетнем возрасте под влиянием своего друга Пети Сковородникова разрабатывает целый ряд правил развития своей воли и своего характера. Эти правила в самые тяжелые минуты жизни выступают как важные средства самодисциплины и борьбы с трудностями. Очень часто уже в юные годы одно из правил выступает в качестве жизненного девиза, основного лозунга поведения. Таким лозунгом было правило «Бороться и искать, найти и не сдаваться», позднее высеченное на могильном камне полярного путешественника капитана Татарникова, историю гибели которого разгадал Григорьев.

Нередко первая программа развития воли бывает абстрактной, не учитывающей ни особенностей характера, ни предстоящей деятельности человека. Поэтому, как только подросток или юноша приступает вплотную к реализации намеченной программы, он обнаруживает ее недостатки и стремится усовершенствовать ее. Первая программа — это лишь осознанное выражение потребностей человека в самовоспитании, но это еще не программа в собственном смысле слова. Подлинная программа часто вырабатывается лишь позднее, когда пути и средства, необходимые для достижения этих целей, становятся более ясными и когда человек уже достаточно изучил свои достоинства и недостатки.

В борьбе за выполнение, правил рано выявляется и другой недостаток, нередко присущий первой программе развития воли. Правила ее носят формальный характер: они разработаны, но конкретное содержание деятельности оказывается  неопределённым. Выполнение таких правил становится часто непосильным, а стремление воспитать у себя те или. иные стороны личности, не подкрепленные определенными конкретными действиями и поступками, может выродиться в пустую мечту о сильной воле. Естественно, что человек, работающий над собой, замечая это, изменяет свои правила поведения, составляя новую программу, более определенную по содержанию.

В дневниковой записи от 2 марта 1851 года у Л. Толстого значится: «Немного стал я ослабевать от того, главное, что мне начинало казаться, что сколько я над собой ни работаю, ничего из меня не выйдет. Эта же мысль пришла мне потому, что я исключительно занимался напряжением воли, не заботясь форме, в которой она проявлялась. Постараюсь исправить эту ошибку. Теперь я хочу приготовиться к кандидатскому экзамену; следовательно, вот форма, в которой должна проявиться воля».

Особо важное значение для самовоспитания воли имеют различные упражнения в волевых действиях, осуществляемые человеком по собственной инициативе. Большое значение таких упражнений воли рано познавали все, кто еще с юных лет намечал и реализовал свою систему этих упражнений.

А. М. Горький писал начинающим литераторам: «Вы знаете, что, тренируя свое тело, человек становится здоровым, выносливым, ловким — так же следует тренировать свой разум, свою волю».

Необходимым условием успешной организации систематических упражнений воли является правильный взгляд на затруднения и препятствия, возникающие в любом деле, и на необходимость преодоления их. Нельзя смотреть на затруднения в деятельности только с отрицательной стороны, лишь как на неприятные помехи делу, которые существуют только якобы для того, чтобы вредить человеку. На самом деле, неизбежные во всяком серьезном деле трудности и препятствия имеют и великую положительную сторону — они закаляют волю. На это значение препятствий и трудностей в свое время обращал большое внимание и великий русский педагог Ушинский. Поэтому задача педагога заключается в том, чтобы, используя убеждение и примеры замечательных людей, выработать у детей правильное отношение к трудностям. Конечно, от этого последние не становятся приятными, но, являясь неизбежными, они становятся вместе с тем и максимально полезными, так как служат упражнению воли.

Все самостоятельные упражнения воли можно подразделить на два вида: естественные и специальные. Обычная деятельность человека, будь это учение, труд или игра, если она правильно организована, естественным образом упражняет волю. Именно поэтому правильно организованный труд всегда считался наиболее сильным методом воспитания воли. Систематическое упражнение в деятельности, неразрывно связанной с непрерывным нарастанием трудностей, которые требуется преодолеть, вот что, прежде всего, упражняет и закаляет волю.

Наряду с этим сознательное воспитание своей воли в юные годы может идти путем специальных упражнений. Можно сказать даже больше: там, где человек специально не упражняет свою волю, там нет живого процесса самовоспитания. Только тогда человек практически, по-настоящему» начинает закалять свою волю, когда он специально упражняется в тех видах деятельности, которые требуют от него значительных волевых усилий, будет ли это неуклонное исполнение намеченного режима, упражнение в физической выносливости или смелости, или что-либо иное.

Для учащихся школы каждый домашний урок, каждое задание по труду, каждое из установленных в школе правил поведения может стать специальным упражнением для воспитания воли. Необходимо только, чтобы ученик проникся сознанием и решимостью выполнять все предписанное ему в интересах развития положительных сторон своей личности,

Важное значение для самовоспитания воли имеют упражнения в выработке отдельных волевых качеств, упражнения в произвольном внимании и упражнения в овладении моторикой, в том числе и физические упражнения.

Исследования биографических материалов и опрос учащихся показывают, что чаще всего упражнения воли люди начинают с установления определенного режима дня. В борьбе за режим дисциплинируется вся деятельность человека. Сам по себе режим дня может быть, однако, чем-то очень абстрактным и поэтому мало действенным. Составленный первоначально в общей форме, он должен в дальнейшем конкретизироваться на каждый день. Только в этом случае он действительно становится мощным средством воспитания воли. Именно этим путем воспитывали волю многие выдающиеся деятели. Они еще в юные годы намечали себе работу на каждый день накануне, обязательно совмещая это планирование с проверкой исполнения.

Другим видом упражнения воли являются упражнения по физической закалке организма. Речь идет не только о тех случаях самовоспитания воли, когда будущее человека требует физической выносливости, как, например, было с Суворовым и Амундсеном. Физкультура вообще является мощным средством тренировки воли всякого человека. Физические упражнения, наиболее наглядно показывают власть человека над своим телом и учат его успешно подавлять всякого рода вредные влечения и желания, мешающие достижению цели. Именно в интересах самовоспитания воли многие великие деятели применяли упражнения по физическому закаливанию.

Кто в юные годы в интересах укрепления воли не вырабатывал у себя той или иной системы физических упражнений? Вся разница в этом отношении между людьми заключается лишь в том, что одни эти упражнения настойчиво внедряли в обиход своей жизни, в то время как другие не занимались ими. Нередко и взрослые, когда их воля подвергается серьезным испытаниям, обращаются также к физической культуре, как средству укрепления своей воли. Замечательным в этом отношении является поведение Генриха Торстена — героя романа Вилли Бредёля «Испытание», который, попав в фашистский застенок, стремится поддержать свою волю физическими упражнениями.

Физические упражнения укрепляют общую власть человека над телом, но часто человек испытывает нужду и в некоторых специальных упражнениях по овладению своей моторикой. Потребность в таких упражнениях возникает, например, при обнаружении физических недостатков, которые во что бы то ни стало нужно преодолеть (заикание, нервные тики, вредные импульсивные движения, общая моторная несдержанность). Роль таких упражнений в самовоспитании также весьма велика.

Классическим примером упражнения воли в процессе борьбы с природными недостатками является поведение великого оратора древности Демосфена. От природы он имел слабый голос, неловкие движения и жесты, короткое дыхание и т.. д; Но решимость его стать оратором была настолько велика, что он целой системой специально придуманных упражнений преодолел свои недостатки,. Для выработки и первоначального проведения этой системы упражнений, несомненно, требовались уже' незаурядные задатки в области воли. Но в процессе этих упражнений воля еще больше развивалась, крепла и совершенствовалась.

Народный артист И. Н. Певцов с детства страдал большим дефектом речи (заикание), но он решил во что бы ни стало стать драматическим актером. Систематическая, напряженная работа Певцова над своей речью сделала свое дело. Он стал известным актером. Эти упражнения, были, несомненно, упражнениями и для воли.

Весьма часто возникает потребность в специальных упражнениях отдельных волевых качеств. Изучая жизнь замечательных людей, мы встречаемся со случаями, когда эти люди развивали в себе путем упражнений такие качества воли, как смелость, решительность, выдержка. Амундсен, например, специально предпринимал утомительные переходы пешком и на лыжах, чтобы выработать у себя выносливость и выдержку, необходимые для полярника. Гёте взбирался на высокие здания, чтобы этим, путем преодолеть страх перед высотой. Герой Советского Союза Ширшов специально предпринимал рискованные путешествия на лодке по днепровским порогам для того, чтобы воспитать у себя смелость и мужество. Замечательный пример применения упражнения на выдержку дает К. С. Станиславский в своей работе «Моя жизнь в искусстве». Сначала выдержка достигалась Станиславским ценой сильного напряжения всего тела. Затем «общее напряжение, — пишет Станиславский, — я переводил в местное, частное, т. е. концентрировал напряжение всего тела в один определенный центр: в пальцы рук и ног, или в диафрагму, вернее в то, что я тогда принимал за нее. Со всей силой сжимая кулаки, я вдавливал ногти пальцев в ладони, отчего нередко образовывались кровяные следы... Создавая местное, частное напряжение всего тела, что давало ему возможность свободно стоять без топания на месте и без лишних движений». Затем следовал, новый этап — борьба с местным напряжением и т. д.». [...]

Многие учащиеся специально тренируют себя в настойчивости, выдержке и смелости, придумывая оригинальные упражнения. Однако иногда эти упражнения могут быть вредными, как, например, в тех случаях, когда «испытание воли» производится путем нанесения себе хотя бы небольшого ранения, пропускания через себя электрического тока, и т.п. Такие крайности, безусловно, нужно пресекать и разъяснять школьникам безрассудность таких «упражнений» й «подвигов».

Весьма важную роль в воспитании воли играют упражнения в произвольном внимании. В качестве объекта внимания в этих случаях нередко подбираются наиболее простые и незанимательные предметы, как, например, карандаш, спичка, кусок стекла, камень и т. п. Объектом внимания могут быть и собственные движения, и действия, а также чувства и представления, мысли и идеи. «Воспитывая власть человека над вниманием,— писал Ушинский, — мы не только открываем дорогу к умственному развитию, но и даем могущественнейшее средство бороться со страстями и несмотря на их влияние, идти дорогою здравого рассудка и добродетели».

Много поработали над методикой самостоятельных упражнений по волевому вниманию Станиславский и его ученики в связи с работой актера над собой.

Придавая большое значение различным специальным упражнениям воли, мы, тем не менее, считаем нужным предупредить от переоценки этих упражнений. Сильная воля — не самоцель, а могучее средство в борьбе человека за высокие идеалы. Каждое упражнение воли, будь то естественное или специальное, должно быть; поставлено в зависимость от этой цели. Дорога к жизненному идеалу идет через конкретную производительную деятельность людей, в процессе которой нужно преодолевать большие и малые трудности. Основной путь развития Сильной воли поэтому — путь борьбы с жизненными, практическими трудностями. Специальные упражнения — это лишь один из дополнительных путей развития воли. Вместе с тем они должны служить не только подготовке к будущим «испытаниям», но и быть действенным средством в борьбе с трудностями сегодняшнего дня.

Источник: В.И. Селиванов. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и воспитание). – Рязань: Ряз. пед. ин-т, 1992. – С. 364-372.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Психология и психофизиология
Правда ли, что слепые лучше слышат, а глухие – видят?
Прежде всего надо расстаться с уже давно оставленной наукой, но еще живой и популярной в общем сознании легендой о биологической компенсации телесных недостатков. Существует мнение, будто мудрая природа, лишая человека одного какого-нибудь органа чувств (глаза или уха), наделяет его, как бы вознаграждая за основной дефект, большей восприимчивостью других органов. Так, часто рассказывают получудесные истории о необыкновенном чувстве осязания у слепых или зрения у глухонемых. В основе этих рассказов лежит только то верное наблюдение, что при выпадении одного какого-нибудь органа восприятия други...
Психология и психофизиология
Правда ли, что слепые лучше слышат, а глухие – видят?
Психология и психофизиология
Эрих Фромм о том, почему мы равнодушны к плохим новостям
Психология и психофизиология
Деньги, внимание, любовь, престиж – что мотивирует нас больше всего и почему
Психология и психофизиология
«С Библией в руках и камнем за пазухой»: какие качества формируются у ребенка-эпилептика
Психология и психофизиология
Как дети преодолевают трудности: стратегии совладания
Психология и психофизиология
Курт Левин о том, как человек реагирует на неудачи
Психология и психофизиология
Откуда берётся переутомление и как с ним справляться: перечитываем Гиппократа
Психология и психофизиология
Психодиагностика по рисунку: ошибки в интерпретации и принципы применения рисунка
Психология и психофизиология
Иван Сеченов о том, как в человеке зарождаются и угасают желания
Психология и психофизиология
Шизоидный тип личности: диагностические признаки и рекомендации по взаимодействию от КГБ
Психология и психофизиология
Формула самоуважения по Уильяму Джеймсу, сформулированная в 1890 году
Естественные науки
Прогулки в детских больницах: распорядок, организация, особенности
Педагогика и образование
Как формируется интерес к обучению
Гуманитарные науки
Как совершенствовать собственную личность?
Психология и психофизиология
Как избавиться от стресса? Техника, позволяющая мгновенно успокоиться
Психология и психофизиология
Свойства человеческих мотивов