Восприятие человека в японской и в европейской культурах по И. С. Кону

0
Фрагмент нашел Евгений Стадухин, участник проекта АПОРОН1/23/2023

В чем же состоит специфика японской модели человека? Новоевропейская модель человека утверждает его само­ценность, единство и цельность; раздробленность, множе­ственность «Я» воспринимается здесь как нечто болезненное, ненормальное. Традиционная японская культура, под­черкивающая зависимость индивида и его принадлежность к определенной социальной группе, воспринимает личность скорее как множественность, совокупность нескольких раз­личных «кругов обязанностей»: долга по отношению к им­ператору; обязанности по отношению к родителям; по отношению к людям, которые что-то для тебя сделали; обязан­ности по отношению к самому себе.

Европейская философско-этическая традиция оценивает личность в целом, считая ее поступки в разных ситуациях проявлениями одной и той же сущности. В Японии оценка человека обязательно соотносится с «кругом» оцениваемо­го действия. «Японцы избегают судить о поступках и характере человека в целом, а делят его поведение на изолиро­ванные области, в каждой из которых как бы существуют свои законы, собственный моральный кодекс». Европей­ская мысль старается объяснять поступок человека «из­нутри»: действует ли он из чувства благодарности, из па­триотизма, из корысти и т. д., то есть в нравственном плане решающее значение придается мотиву поступка. В Японии поведение выводится из общего правила, нормы. Важно не то, почему человек так поступает, а то, поступает ли он соответственно принятой обществом иерархии обязанно­стей.

Эти различия связаны, разумеется, с целым комплек­сом социальных и культурных условий. Традиционная япон­ская культура, сформировавшаяся под сильным влиянием конфуцианства и буддизма, неиндивидуалистична. Личность выступает в ней не как нечто самоценное, а как узел частных, партикуляристских обязательств и ответственности, вытекающих из принадлежности индивида к семье и общине.

Если европеец осознает себя через свои отличия от дру­гих, то японец реализует себя лишь в неразрывной системе «Я — другие», как «свою часть» или «свою долю» («дзи- бун»). Последняя не абстрактное субстанциальное «Я», она присутствует во внешних слоях личности, в ее конкретных отношениях с другими. Поэтому у японцев нет деления на «внутреннее» и «внешнее» и производного от него противопоставления чувств «вины» и «стыда».[...]

Конформизм, желание быть «как все», никогда не счи­тался в Японии пороком. Счастье мыслится здесь как согласование внешней формы жизни с взглядами и оцен­кой окружающих. Это соответствует и этимологии слова «счастье» в японском языке («счастье» — «сиавасэ» — производно от глаголов «суру» — «делать» и «авасэру» — «со­единять», «приноравливать», «приспосабливать»), С поня­тием «авасэ», приспособлением к собеседнику, связана и идея «освобождения от самости».[...]

Развитие капитализма и урбанизация в Японии, особен­но в послевоенный период, в известной мере подорвали многие традиционные личностные ценности. Сегодняшняя японская городская молодежь более эгоцентрична и придает больше значения мотивам личной самореализации, которые в прошлом символизировались бы в понятиях семей­ной принадлежности или лояльности к организации. Ме­няется и стиль ее речевого поведения. Тем не менее традиционная модель человека остается для многих сознательно выбранным или неосознанным образцом.

Источник: И.С. Кон. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – С. 60-63.

Общество несовершенно. Оно тонет в проблемах и противоречиях: от безработицы и дискриминации до кризиса общечеловеческих идей. Решения этих проблем мы называем социальными инновациями. Однако, сегодня не существует технологии, которая бы генерировала эти решения не стихийно, а под задачу. 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПРОЕКТА «АПОРОН»

➜ Сбор прецедентов: откуда возникают социальные проблемы и каким образом они решаются? Исторические примеры и современные кейсы. 
➜ Обобщение прецедентов и создание технологий, позволяющих социальным активистом разрешать актуальные противоречия.
➜ Создание площадки, на который специалисты в области социальных инноваций смогут обмениваться практическим опытом.

«АПОРОН» открыт к сотрудничеству, если вы занимаетесь решением социальных проблем и противоречий и хотите присоединиться к проекту в качестве разработчика. Чтобы узнать подробности, напишите руководителю проекта Сергею Резникову: ВКонтакте или на e-mail: z.atm@bk.ru  

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Есть даже страны, как, например, Верхний Пфальц, Верхняя Бавария, где население почти исключительно католическое (92-96%!)(MISSING) и где все-таки приходится 309 и 423 случая самоубийства среди протестантов на 100 самоубийц-католиков. Соотношение это поднимается даже до 528%!в(MISSING) Нижней Баварии, где не насчитывается и одного протестанта на 100 жителей. Поэтому если в таком значительном колебании числа самоубийств, представляемом двумя данными религиями, и играют некоторую роль неизбежная осторожность и осмотрительность, присущие меньшинству, то в главной своей части это различие вызвано ...
Гуманитарные науки
Гипотеза Эмиля Дюркгейма о связи между уровнем догматизма и количеством самоубийств
Гуманитарные науки
Курт Левин о том, как передать человеку новую систему ценностей
Теория Творчества
Культура как фактор развития науки
Гуманитарные науки
Как анонимность пробуждает в нас самое злое и причем тут когнитивный диссонанс
Гуманитарные науки
Как работают аргументы в пропаганде
Гуманитарные науки
Как пропаганда работает с аргументами и убеждает людей
Гуманитарные науки
Почему учебники не рассказывают, как развивается наука
Гуманитарные науки
Джон Стюарт Милль: «Метод сходств требует множественность причин»
Гуманитарные науки
Листовки рабочих движений в России в начале XX века
Гуманитарные науки
Как совершенствовать собственную личность?
Гуманитарные науки
«Репертуар действий» социальных движений – Чарльз Тилли
Гуманитарные науки
Хирург Николай Амосов о том, в чем заключается смысл жизни хирурга
Гуманитарные науки
Главный признак тоталитарной секты, или как не попасть под влияние «гуру»
Гуманитарные науки
Прямая речь: дети в 1998 году о стране, будущем и надеждах
Гуманитарные науки
Эвтаназия как средство экономии бюджетных денег в фашистской Германии
Гуманитарные науки
Эпиктет о единстве мысли и действия (философия стоицизма)