Зачем нужно критиковать произведения искусства

0
Фрагмент нашел исследователь Алексей Литвин5/21/2024

Мы, таким образом, переходим непосредственно к последнему занимающему нас вопросу – к вопросу о практическом жизненном действии искусства, к вопросу о его воспитательном значении.

Это воспитательное значение искусства и связанная с ним практика естественно распадаются на две сферы: мы имеем, с одной стороны, критику художественного произведения как основную общественную силу, которая пролагает пути искусству, оценивает его и назначение которой как бы специально заключается в том, чтобы служить передаточным механизмом между искусством и обществом. Можно сказать, что с психологической точки зрения роль критики сводится к организации последствий искусства. Она дает известное воспитательное направление его действию, и, сама не имея силы вмешаться в его основной эффект, она становится между этим эффектом искусства как такового и между теми поступками, в которых этот эффект должен разрешиться.

Задача критики, таким образом, с нашей точки зрения, совсем не та, какую приписывали ей обычно. Она не имеет вовсе задачи и цели истолкования художественного произведения, она не заключает в себе моментов подготовки зрителя или читателя к восприятию художественного произведения. Можно прямо сказать, что никто еще не стал читать иначе какого-нибудь писателя, после того как начитался о нем критиков. Задача критики только наполовину принадлежит к эстетике, наполовину она общественная педагогика и публицистика. Критик приходит к рядовому потребителю искусства, скажем, к толстовскому герою из «Крейцеровой сонаты» в ту смутную для него минуту, когда он под непонятной и страшной властью музыки не знает, во что она должна разрешиться, во что она выльется, какие колеса она приведет в движение. Критик и хочет быть той организующей силой, которая является и вступает в действие, когда искусство уже отторжествовало свою победу над человеческой душой и когда эта душа ищет толчка и направления для своего действия. Из такой двойственной природы критики возникает, естественно, и двойственность стоящих перед ней задач, и критика, которая заведомо и сознательно прозаизирует искусство, устанавливая его общественные корни, указывая на ту жизненную социальную связь, которая существует между фактом искусства и общими фактами жизни, призывает наши сознательные силы на то, чтобы известным образом противодействовать или, наоборот, содействовать тем импульсам, которые заданы искусством. Эта критика заведомо делает скачок из области искусства в потустороннюю для него область социальной жизни, но для того только, чтобы направить возбужденные искусством силы в социально нужное русло. 

Карикатура на критику и на критиков. Изображение: ilibrariana.wordpress.com

Кто не знает того простейшего факта, что художественное произведение действует совершенно по-разному на разных людей и может привести к совершенно различным результатам и последствиям. Как нож и как всякое другое орудие, оно само по себе ни хорошо и ни дурно, или, вернее сказать, заключает в себе огромные возможности и дурного и хорошего, и все зависит от того, какое употребление и какое назначение мы дадим этому орудию. Нож в руках хирурга и нож в руках ребенка, как гласит банальный и избитый пример, расцениваются совершенно по-разному. Но это только одна половина задач критики. Другая половина заключается в том, чтобы сохранить действие искусства как искусства, не дать читателю расплескать возбужденные искусством силы и подменить его могучие импульсы пресными протестантскими рационально-моральными заповедями. 

«Что потребность в искусстве создается не экономическими условиями, это бесспорно, но и потребности в питании создается не экономикой, наоборот, потребность в еде и питье создает экономику. Совершенно верно, что по одним лишь принципам марксизма никогда нельзя судить, отвергнуть или принять произведение искусства; продукты художественного творчества должны в первую очередь судиться по своим собственным законам, то есть по законам искусства, но только марксизм способен объяснить, почему и откуда в данную эпоху возникло Данное направление в искусстве, то есть кто и почему породил спрос на такие, а не иные художественные формы...» 

Часто не понимают, почему же необходимо не только дать осуществиться действию искусства, взволноваться искусством, но объяснить его, и как это можно сделать так, чтобы объяснение не убило волнение. Но легко показать, что объяснение это необходимо, потому что поведение наше организуется по принципу единства, и единство это осуществляется главным образом через наше сознание, в котором непременно должно быть представлено каким-нибудь образом всякое ищущее выхода волнение. Иначе мы рискуем создать конфликт, и произведение искусства вместо катарсиса нанесет рану, с человеком произойдет то, о чем рассказывает Толстой, когда, испытывая в душе смутное и непонятное волнение, он чувствует себя подавленным, бессильным и смущенным. Но это вовсе не значит, что объяснение убивает тот трепет в поэзии, о котором говорил Лонгин. Просто они лежат в разных плоскостях. «Пути свои искусство должно проделать на собственных ногах, методы марксизма не методы искусства». И вот этот второй момент, момент сохранения художественного впечатления, всегда сознавался теоретиками как момент решающей важности для критики, но игнорированием его всегда грешила на деле наша критика. Она подходила к искусству так, как к парламентской речи, как к факту внеэстетическому, она считала своей задачей уничтожить его действие, для того чтобы раскрыть его значение. 

Николай Чернышевский и Николай Добролюбов. Изображение: abrakadabra.fun

Плеханов прекрасно сознавал, что разыскание социологического эквивалента всякого художественного значит, произведения составляет первую половину задач критики. «Это говорил он, толкуя Белинского, что за оценкой идеи художественного произведения должен был следовать анализ его художественных достоинств. Философия, не устраняя эстетики, а, наоборот, прокладывая для нее путь, старалась найти для нее прочное основание. То же надо сказать и о материалистической критике. Стремясь найти общественный эквивалент данного литературного явления, критика эта изменяет своей собственной природе, если не понимает, что дело не может ограничиться нахождением этого эквивалента и что социология не должна затворять двери перед эстетикой, а, напротив, настежь раскрывать их перед ней. Вторым актом верной себе материалистической критики должна быть, как это было и у критиков-идеалистов, – оценка эстетических достоинств разбираемого произведения... Определение общественного эквивалента всякого данного литературного произведения осталось бы неполным, а следовательно, и неточным в том случае, если бы критик уклонился от оценки его художественных достоинств. Иначе сказать, первый акт материалистической критики не только не устраняет надобности во втором акте, но предполагает его как свое необходимое дополнение» (88, с. 128-129).

Источник: Л. С. Выготский. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. , М. АСТ, 2018. – С. 321-324.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Он [Александр Ханжонков – один из пионеров русского кинематографа] завел переговоры, пустил в ход свои связи, сумел заинтересовать высшие круги своей идеей, и в результате появилось следующее официальное сообщение:Александр Ханжонков (1877 – 1945) «С высочайшего соизволения его императорского величества государя императора, фабрикант русских кинематографических картин, состоящий в запасе по войску Донскому есаул Ханжонков, приступает к постановке грандиозной батальной картины "Осада Севастополя". Его императорское высочество великий князь Александр Михайл...
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Искусство и дизайн
Эффект «раздвоения времени» с помощью музыкальных средств
Психология и психофизиология
Хорошая осанка повышает уверенность в себе? Фрагмент книги для проекта «Развивающая критика»
Психология и психофизиология
Система положительного подкрепления по Карен Прайор. Проект «Развивающая критика»
Психология и психофизиология
Как тренировки и репетиции помогают преодолеть стресс? Проект «Развивающая критика»
Психология и психофизиология
Шпаргалки, чтобы справиться со стрессом. Фрагмент книги для проекта «Развивающая критика»
Психология и психофизиология
Как удержать контроль за стрессовой ситуацией? Фрагмент книги для проекта «Развивающая критика»
Психология и психофизиология
Рефрейминг, или как преодолевать стресс. Фрагмент книги для проекта «Развивающая критика»
Психология и психофизиология
Меньше знаешь – крепче спишь, или как справляться со стрессом. Фрагмент книги для проекта «Развивающая критика»
Психология и психофизиология
Под влиянием стресса продуктивность повышается? Фрагмент книги для проекта «Развивающая критика»
Психология и психофизиология
Избегаешь стрессовых факторов – усугубляешь стресс. Фрагмент книги для проекта «Развивающая критика»
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино