Задачник по педагогике: волк и семеро козлят

0
Рыжачков Анатолий Александрович9/17/2019

«223. Задача

В младшей группе была проведена музыкальная игра «Коза, козлята и волк» (муз. Т. Ломовой) — фрагмент русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

Сначала воспитательница рассказала детям сказку эмоционально и выразительно. С большой теплотой в интонациях дала образ мамы-козы, заботливой, любящей своих маленьких козлят. Противоположен по характеристике образ волка, злого, голодного. Хорошо были показаны нежные, маленькие козлята, любящие свою маму и послушные ей.

Дети сосредоточенно и увлеченно слушали сказку. По окончании ее Нина тихо говорит:

— Коза уходила в лес, ела травку.

Саша. Молочко принесла козлятам.

Воспитательница. Мама-козочка очень любила своих детей, заботилась о них.

В другой раз воспитательница показала детям на тему этой сказки настольный театр игрушек. Дети были захвачены зрелищем. Когда появился волк, козочку, ушедшую в лес, воспитательница поставила за зеленым растением (спрятала), однако ее немного было видно со стороны детей. Зоя увидела волка и, заметив стоявшую козочку, испуганно воскликнула:

— Ой козочка!— и сделала движение рукой в ее сторону.

Воспитательница отодвинула козочку левой рукой дальше, продолжая рассказывать. Сидевший рядом с Зоей Саша тихо сказал:

— Ушла,— и облегченно вздохнул.

Вова. Козочка хорошая, она кормила деток.

На очередном музыкальном занятии все дети сели около инструмента полукругом. Педагог напомнил им сказку:

— В лесу тихо — все звери спят... Спят и козлята со своей мамой-козой,— и предложил послушать музыку (предварительно детей знакомили с этой музыкой, и они сопровождали ее определенными действиями).

Все дети складывают руки под щечки, закрывают глаза. На вступительные такты ко второй части музыки дети открывают глаза, опускают руки, вопросительно смотрят.

Педагог. Наступило утро. Мама-коза выпустила своих детей на зеленый лужок погулять (играет).

Дети все приподнимаются со стульев. Учитывая действенную реакцию детей на музыку, воспитательница открывает дверь избушки (отставляет стул). Козлята (дети) выбегают, подпрыгивают, радуются. С окончанием музыки коза (воспитательница) зовет их домой, предупреждает о волке и уходит в лес. Козлята (дети), слушая музыку спокойного характера, засыпают. В избушке тихо. Когда зазвучала музыкальная тема волка, козлята сразу просыпаются, настороженно смотрят. На повторение темы появляется волк (воспитатель с маской-шапочкой волка на голове). Он подходит к избушке с окончанием музыки. Дети (козлята) сидят тихо. Выражение лиц различно: один хмурит брови, другие несмело улыбаются, смотрят на волка. Тишина.

Волк уходит. Когда он подходит уже к двери в другую комнату и музыка стихает, Нина вслед волку с торжествующей интонацией кричит:

— Слышим, слышим, не матушкин голосок! Некоторые дети подхватывают:

— У нашей матушки тоненький голосок.

Вступительные такты музыки к теме мамы-козы вызывают у детей улыбку. Они переглядываются и устремляют свой взгляд к двери. При появлении козы (воспитатель в другой шапочке — козы, в фартуке и с корзиной) козлятки смеются, радостно болтают ногами и наперебой говорят:

— А мы не пустим волка... Он ушел.

Коза накормила детей, погуляла с ними, ушла опять.

При повторном звучании темы волка, а затем и его появлении дети лукаво улыбаются, а вслед ему они в восторге смеются.

Когда мама-коза вернулась, Стасик, вскочив со стула, весело говорит: «Ушел, ушел», — и машет руками в направлении ушедшего волка.

(А. В. Кенеман. Воспитание нравственных и эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста в музыкальных играх. «Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина», 1963, стр. 324—327.)

  1. Проанализируйте прочитанное и дайте оценку всего комплекса художественных приемов. Каково их воспитательное значение?
  2. Какие эмоциональные переживания возникли у детей во время занятий?»
Куриленко Т.М., Петроченко Г.Г. Задачи и упражнения по дошкольной педагогике. — Изд. 2-е, перераб, доп. — М.: Просвещение, 1970. — С. 163-165.
Следующая статья
Педагогика и образование
Самостоятельность как залог успеха ученика (в дореформенной орфографии)
Однимъ изъ существенныхъ условій развитія ума знаменитаго Паскаля была полная самостоятельность занятій. Мальчикъ самъ изучалъ, тайкомъ, скрываясь отъ отца, геометрію Эвклида, самъ строилъ свою модель машины для ариѳметическихъ вычислений, самъ старался находить геометрическія построенія и доказательства. Эта страсть къ самодеятельности, особенно характеризующая маленькихъ ребятишекъ, когда они хотятъ все видѣть и сделать сами, подавляется въ дальнейшіе годы неумѣлымъ уходомъ родителей и въ школе. Вместо того, чтобы поддержать самодѣятельность, родители и школа, боясь развить самонадеянность, ...
Педагогика и образование
Самостоятельность как залог успеха ученика (в дореформенной орфографии)
Педагогика и образование
Полезно ли юным математикам играть в шахматы?
Педагогика и образование
Почему школьники не любят классическую литературу?
Педагогика и образование
Почему у нас не получается воспитывать? Статья Юлии Максимкиной
Педагогика и образование
Подготовка к экзаменам по В.Ф. Шаталову
Педагогика и образование
Зачем мне нужна математика?
Педагогика и образование
Причины неуспеваемости в школе
Педагогика и образование
Как растет неуспеваемость в школе?
Педагогика и образование
8 советов родителям о домашних заданиях
Педагогика и образование
Как вести уроки истории?
Педагогика и образование
Развитие критического мышления: упражнения для обучения
Педагогика и образование
Как родителям влиять на ребенка? Используем посредника
Педагогика и образование
Как привлечь внимание слушателей до лекции?
Педагогика и образование
Как приучить детей к выполнению обязанностей?
Педагогика и образование
Характеристики урока: объективность | Мария Монтессори
Педагогика и образование
От старших к младшим: школа Марии Монтессори