В фантастическом фильме звук играет особую роль, привнося в строй фильма многозначительность, необычность, загадочность художественных образов. Применяются особые звуковые краски, усиливающие своеобразие изобразительного материала, монтаж, движение камеры, своеобразный темпо-ритмический характер музыки и шумов.
Необычность звучаний, их таинственность, завораживающая настороженность способны не только усиливать фантастичность изображаемого, но и самостоятельно воздействовать на зрителя.
Закадровые звучания приобретают здесь не меньшую выразительность, чем внутрикадровые. Представим себе эпизод, в котором показано, как фантастический корабль будущего, совершая путешествие в «неведомое», попадает в неизвестную галактику, с иными законами излучения и отражения звуковых и световых колебаний. Черный экран сопровождается необычными звуками деформированной шумомузыки, звучаниями невообразимых тембров и ритмов. Уже сами эти звуки вводят зрителя в атмосферу загадочного, неизведанного, непонятного мира, угрожающего или увлекающего мира фантастики.
Точно рассчитанная дозировка напряжения, чередование мертвых пауз с резкими пронзительными звуками (реверберированные звучания), дополняя фантастический зрительный ряд, создают систему, с помощью которой возбуждение зрителя может быть доведено до границ нервного аффекта. Торможение опасности, запаздывание и ожидание ее воздействуют на зрителя гораздо эффективнее, когда в ход пущены не только зрительные, но и звуковые средства.
Фантастический фильм В. Метальникова и С. Бондарчука «Молчание доктора Ивенса» повествует о необычайном происшествии, случившемся с доктором Ивенсом и его супругой. Рассказывает о встрече с инопланетянами — представителями иной цивилизации планеты Ора, о возникших с ними контактах.
В первых кадрах фильма показан салон современного лайнера. В звуке подчеркнута атмосфера уверенного спокойствия и комфорта, царящая в самолетах такого класса. Стюардессы разносят журналы, прохладительные напитки, предлагают наушники, с помощью которых желающие могут отвлечься, насладиться музыкой.
Мы видим сидящих в креслах доктора Ивенса (С. Бондарчук) и его супругу (И. Скобцева). Муж наблюдает полет через иллюминатор, а жена, надев наушники, с закрытыми глазами погружена в звуки популярной джазовой мелодии. Слышит эту мелодию и зритель и одновременно наблюдает за тем, как вдруг возникает опасность — загорается самолет. Заметил это только доктор Ивенс, остальные пассажиры, так же как и его жена, пребывали в полном спокойствии. Безмятежная, расслабляющая мелодия песни продолжает звучать, но зритель вместе с доктором Ивенсом видит и понимает неизбежность катастрофы. В следующем общем плане летящего самолета видно, как он воспламеняется и терпит аварию, а музыка все льется и льется с экрана — красивая, безучастная, благополучная мелодия песни в исполнении модного джазового певца. Такое контрапунктическое соединение звука и изображения сразу напрягает нервы зрителей.
Далее происходит невероятное — оказывается, самолет разбился, но не сгорел — уцелела его часть и некоторые пассажиры остались живы. В образовавшемся проеме зияет незнакомая галактика. Это загадочное, непонятное, таинственное пространство, которое, как живое существо, наблюдает за людьми, не позволяя им приблизиться к себе. При первых же попытках кого-либо подойти к проломленной стене самолета возникают угрожающие светозвуковые сигналы. Атмосфера таинственности усиливается еще больше, когда напряженная тишина внезапно прерывается резким стуком — вдруг от обшивки самолета отваливается деревянная планка.
Впервые прозвучавший и услышанный пассажирами голос инопланетянина необычен, он растянут реверберацией, с подчеркнуто своеобразной интонацией — это голос механического робота. Голос поясняет пассажирам происходящее. Эпизоды, в которых показаны встречи с представителями планеты Ора, ищущими контакты с разумными существами иных цивилизаций, сопровождаются своеобразной шумомузыкой.
Отдельные музыкальные фразы и даже отдельно взятые ноты, звучащие с реверберацией или отраженно с эффектом «эхо», наполняют кадр завораживающей таинственностью.
Обитатели планеты — юная Оранта (актриса Ж. Болотова) и ее отец — общаются телепатически, для передачи мыслей друг другу им не нужны слова. Разговор их в фильме показан так: молчащие люди внимательно и выразительно смотрят друг на друга, не размыкая губ, но зритель, естественно, их разговор слышит, подобно тому, как это происходит, когда зрителю раскрывают мысли или чувства молчащего человека.
Таинственность и своеобразие обстановки, в которую попадают действующие лица фильма, переданы и подчеркнуты его звуковым решением.
Использование деформированных звучаний, резких динамических перепадов, острых звуковых всплесков и пауз или монотонно, очень тихо звучащих шумов; применение реверберированного звучания при записи речи, шумов и музыки; сочетание различных размытых реверберацией звуковых фактур с острыми сухими звучаниями — все это создает необычность звукового рассказа, вводит в атмосферу таинственности, фантастического повествования.
Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний.
Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь.
Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.
📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.