Звуковой гротеск в сказках и комедиях

0
Фрагмент нашел Андрей Грабовский4/30/2023

Интересно решен в звуке и другой эпизод фильма, ко­гда сообщница бандитов «белокурая красотка» пытается заманить Семена Семеныча и, предлагая купить у нее «халатик», назначает ему свидание. У Семена Семеныча возникает подозрение, что «белокурая красотка» может быть опасна. Звукозрительно это передано так: ничего не подозревающий Семен Семеныч в магазине присматри­вает покупку для жены, появляется таинственная блон­динка и вкрадчивым голосом сообщает, что имеет интере­сующий его «халатик», указывает свой адрес и предлага­ет свидание... В этот миг догадка осеняет Семена Семеныча — на экране крупно его напряженное лицо, на­стороженные и уже начинающие догадываться о чем-то глаза, а в звуке несколько тревожно звучащих аккордов, взятых на электрооргане. Девушка продолжает что-то го­ворить, но он ее уже не слышит, поглощенный возникшей у него догадкой. Не слышит голоса блондинки и зритель, видно только, как она беззвучно шевелит губами, что-то объясняя. Такое переключение внимания героя передано звукозрительно. Несовпадение звука и изображения соз­дает определенный психологический эффект.

Звучащий с реверберацией вибрирующий аккорд, вы­теснивший звук живого голоса, передает волнение, трево­гу, напряжение. Так звук в эпизоде передает душевное состояние героя.

Для успеха комедийного фильма важно, чтобы основ­ная, заложенная в сценарии комедийная ситуация и ее кинематографическое изложение нашли правильное во­площение в звукозрительной основе фильма. Для люби­тельского игрового фильма жанр пантомимы наиболее до­ступен и эффективен, звуковое решение должно в первую очередь опираться на хорошо написанный и хорошо пре­поднесенный закадровый текст. Это может быть текст от первого лица, иронически комментирующий происходя­щее на экране, диалог, текст от автора или от имени лю­бого действующего персонажа. Главное, чтобы текст не был излишне многословен, содержал юмор и, комменти­руя происходящее на экране, хорошо сочетался и акцентировал внимание на главных моментах в развитии сю­жета.

Конечно, умение хорошо прочесть текст может в извест­ной степени определить успех фильма, но в данном случае комедийность ситуации в значительной мере будет зави­сеть от общей звуковой интерпретации происходящего.

При экранизации сказок часто применяют звуковой гротеск. Искусственно создаваемый при записи искажаю­щий эффект, которого добивается актер в определенной комедийной ситуации (с помощью чисто голосовых нюан­сов), может быть усилен специальными электроакустиче­скими условиями записи.

Современные звукотехнические средства позволяют производить различные трюковые записи. Такие, как речь-скороговорка. При этом речь может быть в значи­тельной степени ускорена с одновременным повышением или сохранением тембра звучания. Раскатистая, нарочито замедленная речь представителей «ленивых» и замедлен­но действующих персонажей может быть еще больше за­медлена и записана с более низким тембром. Причем эф­фекты такого порядка достигаются без потери синхрон­ности с изображением.

В поисках звуковой выразительности персонажа стре­мятся найти яркую индивидуальность звучания голоса актера как одно из условий создания художественного об­раза. Подобно тому, как костюм, грим, парик, накладки могут совершенно преобразить внешний облик актера, так разные способы и условия звукозаписи могут менять голос артиста, делать его глухим или звонким, хриплым, дребезжащим или мелодичным.

Порой возникает необходимость исказить голос знако­мого артиста до неузнаваемости, особенно часто к этому прибегают при экранизации сказок, фантастических про­изведений и в кинокомедиях.

Так, в экранизации сказки о русском богатыре Илье Муромце (его играет Б. Андреев) голос артиста, отличаю­щийся богатым тембром, записан так, что широкое звуча­ние низкого регистра и некоторая замедленность (очевид­но за счет скорости записи) создают ощущение богатыр­ской мощи витязя, обогащая художественный образ новыми красками. В этом фильме-сказке нарочито выпук­ло звучат многие шумы: звуки мечей, шум кованых во­рот, свист огненных струй Змея Горыныча и пр. Все это подчеркивает, усиливает сказочность обстановки.

Источник: И.Н. Воскресенская. Звуковое решение фильма. – М.: Искусство, 1978. – С. 89-91.

ЧТО ТАКОЕ БАЗА ЗНАНИЙ?

Концентрированная книга издательства LIVREZON складывается из сотен и тысяч проанализированных источников литературы и масс-медиа. Авторы скрупулёзно изучают книги, статьи, видео, интервью и делятся полезными материалами, формируя коллективную Базу знаний. 

Пример – это фактурная единица информации: небанальное воспроизводимое преобразование, которое используется в исследовании. Увы, найти его непросто. С 2017 года наш Клуб авторов собрал более 80 тысяч примеров. Часть из них мы ежедневно публикуем здесь. 

Каждый фрагмент Базы знаний относится к одной или нескольким категориям и обладает точной ссылкой на первоисточник. Продолжите читать материалы по теме или найдите книгу, чтобы изучить её самостоятельно.  

📎 База знаний издательства LIVREZON – только полезные материалы.

Следующая статья
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Мы видели из всех предыдущих исследований, что всякое художественное произведение басня, новелла, трагедия включает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. Это и можно назвать истинным эффектом художественного произведения, и мы при этом подходим совершенно вплотную к тому понятию катарсиса, которое Аристотель положил в основу объяснения трагедии и упоминал неоднократно по поводу других искусств. В «Поэтике» он говорит, что «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему опре...
Искусство и дизайн
Катарсис в искусстве, или почему искусство так влияет на людей
Livrezon-технологии
История наоборот, или фирменный юмор Оскара Уайльда
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: изменение темпа воспроизведения
Искусство и дизайн
Как создать смешную сцену: нужно обмануть ожидания зрителя
Искусство и дизайн
Чем отличается работа актёра в театре и в кино
Livrezon-технологии
Как устроены комедийные сцены: теория комического на примере «Ревизора»
Livrezon-технологии
Интерфейс Photoshop: основная парадигма и базовые объекты
Livrezon-технологии
Умберто Эко о том, как собирает материал для своих романов
Искусство и дизайн
Зачем нужно критиковать произведения искусства
Livrezon-технологии
Исправляем ошибки при создании сайта личного архива
Искусство и дизайн
Как продать фильм в кинотеатры – текст из истории российского кино
Livrezon-технологии
Сайт личного архива: ошибки при создании
Livrezon-технологии
Интерфейс как форма выражения процедуры: как устроен калькулятор
Искусство и дизайн
Первые моментальные фотографии – история кино
Искусство и дизайн
Эффект «раздвоения времени» с помощью музыкальных средств
Искусство и дизайн
«Хм, что-то знакомое…», или как композитор «Хоббитов» создавал связь с трилогией «Властелина колец»